Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Потреби представляють той фундамент, на якому будується уся поведінка і уся психічна діяльність людини В процесі еволюції відбувається вдосконалення і...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей п...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Память выступает в качестве предпосылки формирования индивидуальности и личности человека В процессе разносторонней деятельности в памяти человека отк...полностью>>
Психология->Лабораторная работа
забудьте про фізичне покарання! Якщо є необхідність удатися до покарання, то доцільно використати спокійне сидіння в певному місці після негативного в...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, система коррекционной учебно-воспитательной работы представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, строго иерархиезированных мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.

Система представлена следующими направлениями работы:

1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта.

2. Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей.

3. Формирование ментальных процессов (умственное воспитание): а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью; б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем; в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.

4. Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.

5. Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей: а) занятия ручным трудом; б) воспитание навыков самообслуживания; в) воспитание уважения к труду взрослых.

6. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью.

7. Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью.

8. Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей.

9. Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Основной формой организации педагогической работы являются фронтальные занятия. При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю и строятся с учетом онтогенетических особенностей структуры дефекта каждого воспитанника. Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизации собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения. Кроме того, осуществляется прохождение разделов специальной образовательной программы, корригирование, компенсирование высших психических процессов и формирование отсутствующих, но необходимых для продуктивной коммуникации и усвоения знаний, умений и навыков - качеств личности.

Остановимся более подробно на таких критериях формирования социальной адаптации, как общение детей со сверстниками и со взрослыми, формирование навыков самооблуживания, игровой деятельности.

1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта.

В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у нетипичного ребенка мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка. Следует отметить, что, например для интеллектуально неполноценного ребенка характерна асинергия, т.е. отсутствие способности к совместной деятельности. В дальнейшем происходит формирование действий по указательному жесту и параллельное развитие функций внимания. Данный этап подготавливает ребенка к подражанию движениям и действиям с предметами. Затем само подражание становится осмысленным и позволяет начать формирование у ребенка поисковые способы ориентировки, в частности метода проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают воспитанника к овладению действиями по образцу. Одним из главных требований к занятиям по рассматриваемому этапу работы выступает включение речи.

Таким образом, условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым следующие: эмоциональный, визуальный и тактильный контакт взрослого и ребенка; постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме; подбор способов передачи ребенку социокультурного опыта, соответствующих уровню его актуального развития.

Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты (вид стимулирования деятельности); подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

2. Формирование игровой деятельности умственно отсталых детей.

Работа направлена на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми.

Игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из действенных средств обучения и воспитания. Поэтому должны использоваться и дидактические игры, и сюжетно-ролевые, и подвижные, и хороводные и т.д. Игра, по словам А.С. Макаренко, имеет для ребенка тоже значение, что для взрослого - работа, служба и т.п. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.д.ети должны не только принимать активное участие в игре, но и в ее создании. Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Он учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации. Виды игр: подвижные, спортивные, дидактические, сюжетно-ролевые (творческие), диагностические, коррекционно-развивающие, игры-экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки. В частности, дидактическая игра имеет две цели: одна - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели взаимодополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Роль игрушки в коррекционном обучении детей с особыми нуждами исключительно велика. Поскольку у таких детей спонтанного усвоения социального опыта практически не наблюдается, их действенный и чувственный опыт крайне беден или вовсе отсутствует. В этом плане одним из эффективных средств целенаправленного воздействия на все стороны личности нетипичного ребенка, на его сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом служит игровая коррекция. Развитие психических процессов, расширение словарного запаса, развитие способности к обобщению, продуктивной коммуникации с другими людьми происходит незаметно для ребенка при правильно организованной работе с игрушкой. Сам процесс такого воздействия происходит на фоне выраженного эмоционального фактора. (Первые игротеки (1934г) представляли собой обычные комнаты игр и игрушек. В 1936г. в Одессе была создана игротека как спец. детское учреждение, которое выдавало игры и игрушки на дом). Сегодня в Казахстане создана первая лекотека (от слова "лечить") - хранилище игрушек, отобранных специально для проведения коррекционно-развивающей "работы" с детьми, имеющими недостатки психофизического развития. В задачи лекотеки входит как отбор игрушек и игровых пособий, оборудования, так и методическое обеспечение педагогов-дефектологов, помощь в проведении игровых занятий с выраженной коррекционной направленностью. Пример: "колючие" кольца, мячи, сенсорная доска, звучащие мячи, мягкие разборные куклы, доски Сегена. Предпочтение отдается полифункциональным игрушкам, позволяющим одновременно развивать психические и физические возможности ребенка, например, целостность восприятия и моторику (шестигранник - картинка, созданный по принципу "кубик-рубика".

Таким образом, требованиями к игрушке выступают: наличие дидактических свойств; полифункциональность; возможность применения группой детей; высокий художественно-эстетический уровень; наличие коррекционно-развивающих свойств; невозможность провоцирования ребенка на агрессивные, безнравственные, жестокие и сексуальные действия как по отношению к персонажам игр, так и к окружающим людям.

3. Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей

Труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает нетипичных детей независимыми в плане самообслуживания. К направлениям трудового воспитания детей в специальном ДОУ относятся: занятия ручным трудом; воспитание навыков самообслуживания; воспитание уважения к труду взрослых.

Занятия ручным трудом представлены формированием продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей. Основная задача - сформировать интерес к изобразительной деятельности и заинтересованность в ее результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок к изобразительной деятельности, а именно: на развитие интереса к ней, развитие орудийных действий, зрительно-двигательной координации, ручной моторики, а также развитие восприятия предметов.

В дальнейшем занятия изобразительной деятельностью (ИЗО) ориентированы на формирование у детей умения анализировать предметы, овладение способами обследования их свойств, качеств и передачи их через рисунок, лепку, аппликацию, конструирование, занятия с природным материалом, полуфабрикатами из дерева. Изобразительная деятельность напрямую связана с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучением игре. Поэтому занятия ИЗО начинаются с младшей группы.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка социально значимыми. Трудовое воспитание проводится в детском саду по следующим разделам: формирование навыков самообслуживания и бытового труда; знакомство с трудом взрослых, привитие навыков по уходу за растениями и животными.

Овладение навыками самообслуживания обеспечивает детям определенную бытовую самостоятельность - ребенок без помощи взрослого может одеться и раздеться, обуться, пользоваться туалетом и т.д. Работа в данном направлении начинается с приучения ребенка выполнять несложные действия: принести шапочку, подать сапожки, пальто, кофту и т.д. Здесь же используются специально организованные занятия с дидактическими игрушками, которых дети учатся одевать, кормить, водить гулять. Кроме того, повышается роль коррекционно-развивающих занятий, на которых у детей корригируют нарушения моторной сферы, совершенствуют координацию движений, а также коррекционно-практических занятий, где дети учатся практическому выполнению культурно-гигиенических навыков.

В дальнейшем детей учат посильному хозяйственно-бытовому труду: уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уходу за животными, труду на участке и т.д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий. Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях. В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по вербальной инструкции помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим. Детям рассказывают о труде няни-уборщицы, повара, дворника, водителя, врача, то есть людей, которые окружают детей и труд которых доступен пониманию детей с нарушенным интеллектом. Основная задача педагога - показать определенный вид труда, его результаты, их значимость именно для детей, а также воспитывать у них чувство благодарности, обращать внимание на нравственные аспекты. Впоследствии круг профессий расширяется. Добавляются, в первую очередь, профессии родителей. Организуются экскурсии в библиотеки, проводятся беседы, на прогулках обращается внимание детей на разнообразие трудовой деятельности человека.

Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает игра, в которой дети под руководством педагогов обыгрывают полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя различные роли, переживают чувство симпатии к людям различных профессий.

Формирование представлений о труде взрослых проводится также в процессе ознакомления детей с художественными произведениями, картинами, иллюстрациями с отображающими труд людей.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

    Курсовая работа >> Психология
    ... возможности обучения и социальной адаптации больных. Соотношение дебильности ... Глухов - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ РЕЧЕВЫМ ... Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...
  2. Формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Анализ подходов к социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта ... У группы детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта необходимо формировать ...
  3. Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре

    Реферат >> Психология
    ... Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста…………………………………..11 Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста ... младшем и даже среднем дошкольном возрасте ... нарушением в формировании ... -стоящей адаптации детей к ... детей в социально ...
  4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта умственно отсталых

    Реферат >> Психология
    ... детей дошкольного возраста с на­рушением интеллекта». Программа по своей структуре состоит из пояснительной за­писки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное ... учителей младших классов ... способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования ...
  5. Особенности формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста из неполных семей

    Реферат >> Психология
    ... ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... облегчает социальную адаптацию в ... социального статуса резко снижается, даже по сравнению с дошкольными: дети ... ребят интеллект. ... детей, различные нарушения в развитии характера и формировании ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002716064453125