Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансовые науки->Реферат
Проблемами денег, организации денежного обращения человеческая мысль была занята больше, чем всеми остальными экономическими проблемами С глубокой дре...полностью>>
Финансовые науки->Отчет по практике
Производственная практика – это неотъемлемая часть учебного процесса и важнейшее средство формирования будущих специалистов в области финансов, налого...полностью>>
Финансовые науки->Курсовая работа
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетно...полностью>>
Финансовые науки->Контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование Одним и...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Финансовые науки

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Финансовая система государства является одним из составных элементов макросистем, и ее существование объективно обусловлено наличием товарно-денежных отношений. Если рассматривать ее в широком смысле слова, то она включает в себя и денежно-кредитные отношения, хотя последние имеют свою специфику.

Финансовая система включает в себя централизованные и децентрализованные финансы, образование, распределение и использование которых должно соответствовать экономическим интересам основных экономических субъектов – государства, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

Финансовая система является производной от системы сложившихся экономических отношений в государстве, т. е. степень ее развития зависит, прежде всего, от того, как функционирует материальная сфера производства. Иными словами, выход из кризиса любой макроэкономической системы невозможен без создания благоприятных условий. Исторически и логически сначала развивалось товарное производство, а затем на определенном этапе развития общества возникли деньги и денежные отношения.

В последние годы проблемам создания, функционирования и надежности финансовой системы посвящается значительное количество публикаций, в которых не достигнуто единства точек зрения по теоретическим аспектам этих вопросов.

Изучению системы государственных и муниципальных финансов посвящены работы Д. Брюммерхофа, Я.Корнай, В. Острома, Р. Масгрейва, Дж. Стиглица, Д.Стрика, С. Тибу, У. Оутса, Д. Элейзера и др.

Среди работ отечественных ученых, внесших большой вклад в изучение проблем, связанных с формированием финансовых отношений в государстве, можно отметить научные исследования О.В.Врублевской, Л.А. Дробозиной, А.Г. Игудина, В.П. Дьяченко, А.М.Ковалевой, А.М.Коломиец, А.С. Нешитова, И. Озерова, Т.А. Поздняковой, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, И.И.Янжула и других.

Актуальность дипломной работы определяется тем, что надежная финансовая система является основой развития и успешного функционирования рыночной экономики, предпосылкой роста и стабильности экономики государства в целом. Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: наличие большого число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Цель дипломной работы - определить сущность и особенности функционирования финансовой системы государства.

Исходя из поставленной цели, в работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и состав финансовой системы государства;

- провести обзор существующих теорий по изучению структуры финансовой системы;

- дать характеристику основных элементов финансовой системы;

- проанализировать особенности формирования финансовой системы федеративных и унитарных государств;

- провести анализ финансовой систем Российской Федерации и зарубежных стран.

Объект исследования - финансовая система федеративных и унитарных государств.

Предмет исследования – отношения, складывающиеся в результате функционирования финансовой системы государства.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1 Основы построения финансовой системы
государства

1.1 Финансовая система государства, понятие и состав

В современной экономической литературе нет единой точки зрения, которая бы максимально полно и объективно отражала сложившиеся реалии сущности и природы финансов. При этом необходимо отметить, что эволюционное развитие экономики на протяжении многих десятков лет и коррелированной с ней финансовой науки не дают полного представления о сущности финансов. Большинство ученых-экономистов Советского Союза считало, что не существует единого для различных общественно-экономических формаций понятия финансов. Их точка зрения заключалась в том, что понятийное единство финансов социалистических и капиталистических стран, не связанных между собой системным определением, может быть выражено только терминологически.

В отечественной экономической литературе 1920-1930 гг. отражались дореволюционные концепции сущности, функций и роли финансов в социально-экономическом развитии народного хозяйства. В научных трудах более позднего периода начинало складываться то мировоззрение, которое составило основу советской теории финансов.

Вместе с тем можно обобщить развитие точек зрения на сущность и природу финансов:

1. Единое для различных общественно-экономических формаций понятие финансов

2. Различное понятие финансов для общественно-экономических формаций

3. Финансы как распределительные отношения

4. Финансы как перераспределительные отношения

5. Выражение финансами денежных отношений

6. Финансы и неденежные отношения

7. Финансы как государственное хозяйство

8. Финансы как государственные доходы

9. Финансы как система денежных отношений, организованных государством.

В результате можно сделать вывод об отсутствии общего понятия финансов, их единообразной сущности, о невозможности проследить диалектическое развитие этой категории во всех общественно-экономических формациях, имеющих государственное образование, организующих производство на основе товарно-денежных отношений. В этой связи следует подчеркнуть, что, хотя натуральные доходы, повинности и составляли в докапиталистических формациях значительную часть государственных доходов, тем не менее, государственные доходы и государственное имущество не могут выступать идентификаторами понятия финансы. В то же время государственное имущество может в достаточно конкретных формах служить источником государственных доходов.

Финансы - историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI - XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы - это экономические от ношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

В свою очередь финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена - государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производи тельных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности [2, с. 119].

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.

Финансовые отношения обслуживают различные сферы экономики, при этом они функционируют в соответствии с одинаковыми принципами. Эта общность позволяет их объединить в единую финансовую систему.

В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков.

В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и « форма организации чего-нибудь», и «совокупность организации, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства».

Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации», либо как «совокупность организации».

По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система - это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств» [11, с. 167] .

Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как «… совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства» [28, с. 167].

Боди и Мертон определяют финансовую систему как «систему финансовых рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками».

Имея в виду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве [5, с. 104].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... финансовой системы государства 1.1 Сущность финансовой системы государства, принципы её построения и роль в управлении экономикой Понятие «финансовая система» ... финансовой системы Республики Казахстан 2.1 Правовые основы функционирования финансовой системы ...
  2. Финансовая система Российской Федерации (4)

    Курсовая работа >> Финансы
    ... уровне в связи с развитием и функционированием финансовой системы государства, а именно внебюджетных фондов РФ, ... ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1. Краткая характеристика финансовой системы РФ Финансовая система РФ имеет свои особенности ...
  3. Финансовая система Российской Федерации (6)

    Курсовая работа >> Финансы
    ... государствам и муниципалитетом. Целью функционирования бюджетной системы является построение ... одновременно имеет особенности. К числу особенностей относятся ... обеспечения качественного функционирования финансовой системы государства, непосредственно влияющих ...
  4. Финансовая система государства и её структура

    Реферат >> Экономика
    ... финансовой системы…………………………………….……...9 Особенности управления финансовой системой…………………………...17 Особенности функционирования финансовой системы в России…………..19 Анализ современного состояния финансовой системы………..….………19 Проблемы функционирования ...
  5. Финансовая система государства (2)

    Реферат >> Финансы
    ... большинства расходов, особенно при расчете ... трлн. руб. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА. 1. Единство ( ... включая иностранные государства. Организация функционирования внебюджетных фондов ... маневренность финансовых ресурсов в рамках финансовой системы государства. 12 ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019631385803223