Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Контрольная работа
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президен...полностью>>
Социология->Дипломная работа
Актуальність теми роботи Сучасний період трансформацій українського суспільства впливає на всі складові культурної сфери Особливо яскраво ці процеси п...полностью>>
Социология->Реферат
Развитие социальной системы сводится к эволюции социального института Источниками такой эволюции могут быть эндогенные и экзогенные факторы Среди экзо...полностью>>
Социология->Реферат
Дві Світові війни, що не мали аналогів у попередній історії людства, кровопролитні революції, відчайдушна боротьба класів і партій, мільйони закатован...полностью>>

Главная > Доклад >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Познание, истина и ее критерии.

Вариант 1

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

  • Обыденное

  • Научное

  • Философское

  • Художественное

  • Социальное

В процессе познания участвуют:

  • Субъект познания – это познающий человек, наделенный волей и сознанием; все общество.

  • Объект познания – это познаваемый предмет; весь окружающий мир.

Ступени познания:

  1. чувственное (сенситивное) познание. Человек получает информацию с помощью органов чувств.

1.1 Ощущение- отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

1.2 Восприятие- формирование целостного образа, при помощи непосредственно воздействую­щих на органы чувств предметов и их свойств;

1.3 Представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно и в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы.

2. Рациональное познание (с помощью мышления)

2.1 Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

2.2 Суждение — есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

2.3 Умозаключением называется получение новых суждений на ос­нове уже имеющихся с помощью использования законов логическо­го мышления.

Сущность процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить, достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сде­лать только при помощи ощуще­ний, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой истины является:

  • Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно сущест­вует в объективной реальности.

  • Субъективная сторона указыва­ет на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, по­скольку при ее получении в про­цессе познания происходит взаимо­действие объекта и субъекта позна­ния, в котором непосредственное участие принимает сознание по­следнего

Истина:

  • Абсолютной истиной называ­ют полное, неизменное, раз и на­всегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении

  • Относительная истина - представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально – логический, который применяют тогда, когда нет возможности опереться на практику

Вариант 2

Для ориентации человека в окружающем мире, для интерпретации х прогнозирования событий, для планирования и реализации деятельности коллективов людей, для выработки новых научных представлений необходимы знания. Знания представляют собой сложную динамическую систему, они отражают культурный опыт и информационный потенциал человечества, складывающийся в процессе познания.

Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное познание человеком мира осуществляется посредством ощущения, восприятия и представления. Рациональное познание (процесс мышления) предполагает продуцирование понятий, суждений, умозаключений посредством таких мыслительных операций, как сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование.

Вопрос о приоритете того или другого вида в познании мира остается открытым. Философов, которые отдают предпочтение чувственному познанию, считая, что именно оно является главным и даже единственным источником наших знаний, называют эмпириками. Противоположную точку зрения отстаивают рационалисты.

В настоящее время в философии превалирует тезис о единстве, взаимозависимости и взаимообусловленности чувственного познания (эмпирического опыта) и понятийного, рационально-логического мышления. Философы отказываются от рассмотрения «чувственности» и «рациональности» как некоторых абсолютно самостоятельных, изолированных функций познающего человека, считая, что в реальном познании они находятся в непрерывном взаимодействии. Знания, получаемые человеком в процессе познания окружающей действительности, должны находиться с этой реальностью, действительностью в определенном соответствии. Такая проблема соответствия знаний объективной реальности выступает в философии как проблема истины. Таким образом, вопрос о том, что такое истина, есть по существу вопрос, связанный с установлением и проверкой соответствия знания объективной реальности.

В истории философии высказывались различные подходы к выделению критериев истины. С точки зрения Платона, истинным может быть только знание о вечных и неизменных идеях. Ф. Бекон считал, что истина — дочь времени. Т. Гоббс предложил формулу: истина — дочь разума. Диалектический материализм рассматривает в качестве критерия истины — практику.

Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества, называют объективной истиной. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Совершенное, полное, точное, всестороннее и исчерпывающее знание о каком-либо явлении или предмете называют абсолютной истиной.

Вариант 3

 Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.
В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Истина и ее критерии (2)

    Контрольная работа >> Философия
    Истина и ее критерии Вопрос об истине основной вопрос гносеологии. Всё человеческое познание ориентировано на достижение истины. Существует ... познания – она безлична, общезначима. 2)Во-вторых, истина всегда имеет конкретный характер. Ее содержание ...
  2. Понятие "истина" и ее критерии

    Реферат >> Философия
    ... ”истина” и ее критерии» План I. Истина и круг ее проблем 3 Развитие направлений, изучающих истину 4 Абсолютная и относительная истина 6 Концепции истины 6 II. Критерии истины ...
  3. Проблемы теории познания

    Контрольная работа >> Философия
    ... и научное, эмпирическое и теоретическое познание) Истина и ее критерии Практика. Ее структура и виды Заключение Список используемой ... и теоретический уровни научного познания. Истина и ее критерии Характеристика процесса познания будет неполной, если мы ...
  4. Познание в философии

    Реферат >> Философия
    ... чувственного и рационального этапов познания; выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев. Реферат состоит из ... дается обзор видов познания, в четвертом рассмотрены проблемы истинности знания и ее критерии, в пятом сделаны основные ...
  5. Познание. Научное познание

    Контрольная работа >> Философия
    ... такое познание и знание? 2. Субъект и объект познания 3.Структура познания 4.Истина и ее критерии 5.Наука и ее основные особенности. 6.Научное познание Метод ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013320446014404