Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Этика->Реферат
Этика (греч. ethos - обычай, характер) как система нрав­ственных норм поведения человека или какой-либо профессио­нальной группы (в данном случае комм...полностью>>
Этика->Реферат
Телефонный этикет. Выполнила: Иванова Анастасия 91С группы. Проверила: Терентьева Юлия Анатольевна....полностью>>
Этика->Реферат
С точки зрения этики, общение — это одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, говоря словами К. Маркса, "индивиды как физически, т...полностью>>
Этика->Реферат
Мораль - это сложное и неоднозначное понятие. И все-таки ученые сошлись на том, что мораль - это определенные принципы, идеалы, нормы поведения челове...полностью>>

Главная > Реферат >Этика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рассматривая формирование установок у человека как его "готовности к определенной активности", Д.Н. Узнадзе отмечает, что они появляются под воздействием не только действительно­сти, но и слова, речи, вербальных средств общения между людь­ми. Все это обусловливает возникновение соответствующих уста­новок, которые объективируются в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры, в их общении между собой.

Многое для понимания психологии личности и межличност­ного общения дают труды Сергея Рубинштейна (1889—1960). Он глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. В его работах 1

 

 

 

 

 

1 Основы обшей психологии. — М.: Учпедгиз АН СССР, 1940; Бытие и созна­ние. — М.: АН СССР, 1957; Принципы и пути развития психологии. — М: .АН СССР, 1959

 

 

 

мышление общест­венного человека предстает как процесс его умственной дея­тельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация). Во всем этом проявляется творческое осмысление человеком внешнего мира и своего отношения к нему. Труды С.Л. Рубинштейна способствуют научному понима­нию влияния внешней природной и социальной среды на разви­тие сознания, сочетания в нем элементов отражения и творчест­ва и его роли в практической деятельности людей.

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Льву Выготскому (1896—1934), который разработал культурно-историческую теорию развития психики 2 .

 

 

 

 

 

2 См.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Акад. пед. наук РСФСР, I960; Мышление и речь. — М. — Л.: Соцэкгиз, 1934; Изб. психо­логические исследования. — М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1956; Психология искусства. — М.: Искусство, 1965.

 

 

Он считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социаль­ной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности человека и знаковых систем, пре­жде всего речи, в развитии его психики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональ­ной сферы сознания личности и ее мышления позволяет глубже понять содержание и направленность духовной деятельности людей и характер их поведения.

Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского, разработанные ими деятельностный подход в психологии и культурно-историческая теория функционирования и развития психики человека получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леон-тьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Анань­ева, Э.В. Ильенкова, А.М. Коршунова и других российских пси­хологов и философов. Многие положения их работ касаются проблем как общей, так и социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения. Это относится, например, к работам А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А. Г. Ковалева, А.А. Бодалева . 1

 

 

 

 

1 См. список литературы, приведенный в конце этой главы.

 

 

 

Многие проблемы психологии общения и межличностных отношений проясняют работы М.Г. Ярошевского, Б.Ф. Порш-нева, Б.Д. Парыгина, А. К. Уледова и Г.М. Андреевой 2 .

 

 

 

 

 

2 См. список литературы, приведенный в конце этой главы.

 

 

 

Ни одну из этих проблем невозможно научно решить без глубокого по­нимания того, что, как пишет М.Г. Ярошевский, составляет предмет психологии. Речь идет о понимании образов, возни­кающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мысли­тельных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние (указанный выше процесс интериорризации, начало изучению которого положил И.М. Сеченов); мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям "направленность, избирательность и стремительность"; общения как психосоциального отношения между людьми, при котором происходит непрерывный "обмен реакциями" и "каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в за­висимости от внутренних психологических установок"; лично­сти, изучение которой происходит, в частности, в процессе ис­следования научения (т.е. приобретения новых форм поведения) и психодиагностики, возникшей из потребности определения индивидуальных различий людей, для чего широко используется метод тестирования 3 .

 

 

 

3 См.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М: Политиздат, 1974. С. 82-86, 148, 168-173.

 

 

 

Все это имеет прямое отношение к курсу психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о "психических" или "психологических" отношениях между людьми. Эти их отноше­ния "представляют внутреннюю сторону связи человека с дейст­вительностью, содержательно характеризуют личность как актив­ного субъекта с его избирательным характером внутренних пере­живаний и внешних действий, направленных на различные сто­роны объективной действительности" 4 .

 

 

 

 

4 Мясищев В.Н. Личность и неврозы — ЛГУ, 1960. — С. 120.

 

 

 

Психологические отношения как система осознанных изби­рательных связей личности с предметами внешнего мира выте­кают "из всей истории развития человека", выражают его лич­ный опыт и внутренне определяют его действия и его переживания 1 .

 

 

 

1 Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - ЛГУ, 1960. - С. 210.

 

 

Как элементы психологических отношений характеризу­ются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интере­сы, цели и т.д.

В.Н. Мясищев пишет: "Наши работы ставят задачи осветить основные проблемы психологии отношений" 2.

 

 

 

2 Там же. С.81.

 

 

Решение этих задач относится к значительным достижениям отечественной психологии.

Глубокая разработка проблем взаимосвязи общественных от­ношений людей и их межличностных отношений, места обще­ния в системе указанных отношений, анализ структуры обще­ния, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной сто­рон содержится в работе Г.М. Андреевой 3.

 

 

 

 

3 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. Разд. Закономерно­сти общения и взаимодействия людей.

 

 

Труды этих и других ученых продолжают традиции развития общей и социальной психологии в России с ориентацией на исследование фундаментальных теоретических и методологиче­ских проблем. Их решение позволяет развивать прикладные психологические дисциплины, одной из которых является пси­хология и этика делового общения. Ее развитие предполагает внимательное изучение и учет достижений отечественной и за­рубежной психологической мысли, в первую очередь касающих­ся психологии личности и межличностного общения.

 

 

 

 

2.3. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения

Проводимые в странах Запада исследования в области пси­хологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социаль­ной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основопо­лагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, интеракцио-низм. Рассмотрим кратко эти направления с интересующей нас точки зрения.

Бихевиоризм (от лат. behavior - поведение), или психология поведения, появился в США в начале нынешнего века. Его экс­периментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949) '.

 

 

 

' Thomdike E. Animal Intelligens: An Experimental Study of the Associative Processes in Animals. 1898.

 

Многие выводы этих исследований были учтены при объясне­нии поведения людей. В другой своей работе — "Принципы обучения, основанные на психологии", вышедшей в США в 1906 г. (русский перевод 1926 г.) Э. Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на пси­хологию и прежде всего психологию поведения. В предисловии к русскому переводу этой работы Л. С. Выготский пишет, что Торндайк по всей вероятности является основоположником психологии поведения и объективной психологии вообще 2 .

 

 

 

2 См.: Торибанк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. — М-, 1926. — С. 6.

 

Он обосновывает взгляд на человеческую психику и поведение как на "систему реакций организма на внешние раздражения, посы­лаемые средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме". По его мнению, "все поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте" 3 .

 

 

 

 

3 См.: Там же. С. 7, 19.

 

 

В 1913 г. Джон Уотсон (1878—1958) в своей программной статье "Психология как ее видит бихевиорист" сформулировал основные принципы поведенческой психологии, которые затем получили подробное обоснование в его книге "Психология как наука о поведении". В предисловии к первому изданию этой книги Б. Уотсон пишет, что "наиболее плодотворная отправная точка для психологии — это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа". Таким путем мы сможем объяснить и наше собственное поведение 4 .

 

 

 

 

4 Уотсон Б. Психология как наука о поведении. — М. — Л., 1926. — С. IX.

 

 

 

Он критически отзывается о структуралистиском методе В. Вундта и функционалистском методе У. Джеймса, которые отправной точкой в психологии считали "изучение своего собственного ума". По мнению Уотсона, в таком интроспективном анализе много субъективизма, идущего от личных ощущений, представлений, оценок и т.д. Поэтому этот подход нельзя признать научным.

Бихевиоризм же предлагает исследовать психологические яв­ления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятии, образов и т.д. следует изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа SR (стимул — реакция). Уотсон подчеркивает, что "психология как наука о поведении занимается предсказа­нием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания 1 .

 

 

 

1 Уотсон Б. Психология как наука о поведении. — М. — Л., 1926. — С. IX.

 

 



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология и этика делового общения (2)

    Реферат >> Психология
    ... КОЛЛЕДЖ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ВАРИАНТ №4 ПЛАН 1 ЭТИКЕТ ... , разрешение конфликтов. Москва 1991. 3 Зеленкова – этика 4 Морозов А.В. – делова психология 2000г.
  2. Этика делового общения (10)

    Реферат >> Этика
    ... . Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 2007. – 368с. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 2007. – 415с. 1 Андреева И.В. Этика деловых отношений ...
  3. Этика делового общения традиции и современные реалии

    Реферат >> Психология
    ... социальной среды. Список литературы 1.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. 2. Вебер ...
  4. Этика делового общения (11)

    Реферат >> Этика
    ... сотрудника этой организации к ней; Социальная психология. Исследуют малые и большие социальные группы ... сферах деятельности; 4) политическая этика или этика семейных отношений; 5) профессиональная этика; 6) этика делового общения, она выступает как ...
  5. Понятие этики делового общения

    Реферат >> Этика
    ... литературы Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5 Психология и этика делового общения. Учебник/ Под ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019571781158447