Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Этика->Реферат
Готовясь к переговорам с французскими коллегами, надо помнить, что Франция – одна из старейших наций на европейском континенте. Долгое время французск...полностью>>
Этика->Реферат
Американский социальный психолог говорил Б. Вул "жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он мож...полностью>>
Этика->Реферат
включает в себя и не столь традиционные наименования, используемые модельерами, художниками по тканям, специализирующихся на деловой одежде, поэтому д...полностью>>
Этика->Реферат
Проблема  эвтаназии  возникла не   сегодня,   и   не   вдруг.   Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она  вызывала много...полностью>>

Главная > Реферат >Этика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Представители психологического направления в социологии обосновали многие фундаментальные положения, касающиеся психической стороны деятельности людей, их межличностных отношений и развития общества.

Своеобразный вклад в решение этих проблем внесли также немецкие мыслители Г. Штейнталь, М. Лацарус и Вундт. Они по-праву считаются основоположниками такого направления в социальной психологии как психология народов.

Хейман Штейнталь (1823-1899) и Мориц Лацарус (1824-1903) опубликовали ряд своих работ в основанном ими журнале "Психология народов и языкознание". В этих работах, в частно­сти, в статьях "Вводные рассуждения о психологии народов", "Мысли о народной психологии" они указывали на существова­ние "духа народа" как некоего духовного целого. В статье "Мысли о народной психологии", переведенной на русский язык П.А. Гильтебрандтом и вышедшей отдельным изданием, они пишут, что у каждого народа имеется "свой особый склад мыслей и чувств, своя духовная физиономия, называемая "народностью". 3

 

 

 

 

3 М. Лацарус и Г. Штейнталь. Мысли о народной психологии. – Воронеж, 1905. – С. 1.

 

В связи с этим "задача народной психологии" заключается в том, чтобы "познать дух народа, как познала индивидуальная психология дух индивидуума , а также открыть законы человеческого духа" 1.

 

 

 

1 М. Лацарус и Г. Штейнталь. Мысли о народной психологии. 1905. - С.2.

 

 

Любой человек, отмечали они, испытывает влияние общества, в котором он живет и в связи с этим влияние "опыта протекших столетий и тысячелетий" и "вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле" 2.

 

 

 

 

2 Там же. С. 5.

 

 

При этом важно уяснить, "как соединяются простейшие первона­чальные силы человеческого сознания со сложными силами и образами народного духа" 3.

 

 

3 Там же. С. 22.

 

Они обращали внимание на то, что "наравне с языком, мифом и религией элементы народного духа заключаются также в культе, народном творчестве, письме и искусствах" 4.

 

 

 

4 Там же. С. 38.

 

Особо отмечали, что "дух народа живет только в индивидуумах и не имеет особого от духа индивидуума бытия" 5.

 

 

 

5 Там же. С. 9

Проявляясь в духовном мире отдельных индивидов, дух народа определяющим образом формирует их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю, — таков вывод, вытекающий из концепции психологии народов, развиваемой Штейнталем и Лацарусом.

Сама проблема влияния исторически сформировавшейся ду­ховности народа на духовный мир составляющих его людей, как и в целом проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества, весьма актуальна в настоящее время. Ведь любой че­ловек в своей деятельности и общении с другими людьми вы­ступает как носитель духовности своего народа, выражает в сво­ем эмоциональном и интеллектуальном настрое его психический склад и национальное самосознание. Необходимость глубокого осмысления данной проблемы определяет актуальность работ этих мыслителей.

Свое обоснование психологии народов предложил Вильгельм Вундт (1832—1920). Он критически подошел к концепции Лацаруса и Штейнталя, которые, по его мнению, противопоставляли психологию народов как надиндивидуальную духовную субстан­цию индивидуальной психологии. По Вундту, "душа народа всегда состоит из единичных душ" 6

 

 

 

 

6 Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912. — С.14.

 

 

и представляет собой "совокупное содержание душевных переживаний" людей, при­надлежащих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным "взаимодействием и взаимоотношением" . 1

 

 

 

1 Там же. С. 21.

 

При этом формирующийся "общий дух" народа есть "нечто неизме­римо большее, чем сумма индивидов", через сознание которых он проявляется2 .

 

 

 

 

 

2 См Вундт В. Индивидуум и общество. — СПб., 1896. — С. 21

 

 

К основным проблемам психологии народов Вундт относит исследования их языка, мифов и обычаев. Он пишет, что эти три области духовной жизни отличаются общезначимым характером выраженных в них духовных процессов 3

 

 

 

3 См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. — С. 26.

 

и более полно пред­ставляют "общий дух" и психический склад тех или иных наро­дов. Вундт считал, что "язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творческого народного духа, но самый этот дух народа" 4.

 

 

 

 

4 Там же. С- 35.

 

При этом он указывал, что общий народный дух проявляется прежде всего в национальном само­сознании, ибо "нация является важнейшим из тех концентриче­ских кругов, в которых может развиваться совместная духовная жизнь" 5 .

 

 

 

 

Там же. С. 27.

 

В. Вундт постоянно обращал внимание на взаимодействие "народного духа" и сознания отдельных людей. Он всячески подчеркивал, что те или иные личности, выражая народное, в том числе национальное самосознание, сами в разной степени воздействуют на него, проявляя свое творчество в различных областях общественной жизни.

Взгляды Вундта на сущность и проявления "народного духа" и его роль в жизни общества, изложенные в его многочислен­ных трудах, итогом которых была его десятитомная "Психология народов", способствуют пониманию многих сегодняшних про­блем, в том числе касающихся сути и роли национального само­сознания в деятельности людей, их поведении и общении между собой.

Не меньшее значение имеют сегодня и его взгляды на сущность и значение морали в решении проблем взаимоотношений личности и общества и межличностных отношений. Решение моральных проблем Вундт органически связывает с решением проблем индивидуальной и общественной психологии, в том числе психологии народов. Он рассматривает этику как науку о нормах поведения людей. При этом он исходит из того, что появлению той или иной социальной нормы, в том числе нравст­венной, предшествует психологическое восприятие того или иного социального факта, его оценка с точки зрения полезности для человека, для жизни общества. Поскольку данный процесс со­циально обусловлен, постольку он, по мнению Вундта, выступа­ет как социально-психологический, порождающий общие пережи­вания, восприятия и представления взаимодействующих между собой людей. Их социально-психологические отношения к тем или иным явлениям их общественной жизни могут конституи­роваться в виде определенных социальных норм, в том числе нравственных.

В основе оценки социальных фактов лежит, по Вундту, чело­веческая воля, которой уделяется важное место в его этической концепции. Он исходил из того, что направленность воли людей определяется субъективными и объективными обстоятельствами их жизни. Под субъективными обстоятельствами он понимал внутренний мир людей, их переживания и представления о тех или иных явлениях, а под объективными — те обстоятельства, которые "исходят из явлений, данных в обществе и истории". *

 

 

 

1 Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб., 1887 - С. 19.

 

 

В своей работе "Принципы нравственности" Вундт характе­ризует нравственную волю как "субстанциональную силу", со­храняющую себя как некую целостность и проявляющуюся как желание, хотение, направленность сознания на достижение же­лаемого результата. Воля выступает как интегрирующее свойство сознания и выражает его деятельную сущность. Она индивиду­альна, однако, может "принадлежать общей воле", поскольку существует общая направленность воли многих людей. В этом смысле общая воля обладает реальностью не в меньшей степени, чем воля отдельных людей. По Вундту, нравственная воля лю­дей должна быть направлена на "общественное благосостояние и прогресс". Следует по достоинству оценить труды этого мыслителя, способствующие глубокому пониманию многих современных проблем, касающихся психического склада больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействия обществен­ного и индивидуального сознания, психологии и этики меж­личностного общения.

Этому в определенной степени способствуют и работы тео­ретиков, исследовавших так называемую психологию масс. Этой проблемы касался Г. Тард в ряде своих работ, в том числе и на­званных выше. В них он дал характеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происхо­дит на сознательном и подсознательном уровнях.

Существенный вклад в анализ "психологии масс" внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле.

Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная тол­па", С. Сигеле (1868—1913) обратил внимание на необходимость разработки "коллективной психологии" как психологии различ­ных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего "такими совокупностями индивидов, как, например, суд при­сяжных, собрания, съезды, театры и проч., которые не подчи­няются ни законам индивидуальной психологии, ни социологи­ческим законам". 1

 

 

 

1 Сигеле С. Преступная толпа. — СПб., 1896. — С. 13.

 

 

 

Коллективная психология, по Сигеле, — это также психология толпы 2,

 

 

 

 

2 Там же. С. 17.

 

"душа" которой формируется путем подражания людей друг другу 3.

 

 

 

3 Там же. С. 23

 

Сигеле указывает на роль зарази­тельности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения 4.

 

 

 

4 Там же. С. 27-30



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология и этика делового общения (2)

    Реферат >> Психология
    ... КОЛЛЕДЖ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ВАРИАНТ №4 ПЛАН 1 ЭТИКЕТ ... , разрешение конфликтов. Москва 1991. 3 Зеленкова – этика 4 Морозов А.В. – делова психология 2000г.
  2. Этика делового общения (10)

    Реферат >> Этика
    ... . Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 2007. – 368с. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 2007. – 415с. 1 Андреева И.В. Этика деловых отношений ...
  3. Этика делового общения традиции и современные реалии

    Реферат >> Психология
    ... социальной среды. Список литературы 1.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. 2. Вебер ...
  4. Этика делового общения (11)

    Реферат >> Этика
    ... сотрудника этой организации к ней; Социальная психология. Исследуют малые и большие социальные группы ... сферах деятельности; 4) политическая этика или этика семейных отношений; 5) профессиональная этика; 6) этика делового общения, она выступает как ...
  5. Понятие этики делового общения

    Реферат >> Этика
    ... литературы Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5 Психология и этика делового общения. Учебник/ Под ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015549659729004