Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Этика->Реферат
Этика (греч. ethos - обычай, характер) как система нрав­ственных норм поведения человека или какой-либо профессио­нальной группы (в данном случае комм...полностью>>
Этика->Реферат
Телефонный этикет. Выполнила: Иванова Анастасия 91С группы. Проверила: Терентьева Юлия Анатольевна....полностью>>
Этика->Реферат
С точки зрения этики, общение — это одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, говоря словами К. Маркса, "индивиды как физически, т...полностью>>
Этика->Реферат
Мораль - это сложное и неоднозначное понятие. И все-таки ученые сошлись на том, что мораль - это определенные принципы, идеалы, нормы поведения челове...полностью>>

Главная > Реферат >Этика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Важно еще отметить, что для такой уверенности есть не только субъективные, но и объективные основания. Дело в том, что переживаемый Россией сегодня социально-политический и психологический кризис при всей самобытности вызвавших его причин является все же лишь одним из выражений разверты­вающихся в современном мире глобальных экономических и духовных процессов.

Так, чувства беспокойства и страха становятся в современ­ном мире массовой болезнью, отражая неуклонный рост числа опасностей, угрожающих современному человеку: войны, кли­матические изменения, экологические катастрофы, фильмы ужасов и т.п.

Следует иметь в виду, что в отличие от других способов ор­ганизации общественной жизни социальная система, основан­ная на рыночной экономике, порождает в качестве одной из мощных своих тенденций индивидуалистический образ жизни и соответствующую психологию. Индивидуализм, изолируя людей друг от друга, усиливает в них чувства одиночества и страха. Как свидетельствуют проведенные в США, Великобритании, других странах развитого капитализма социально-психологические ис­следования, рыночная экономика сама по себе, стихийно поро­ждает депрессию и тревогу у значительной части населения, усиливая чувства уныния, подавленности, самоунижения и даже беспомощности, безнадежности, бессмысленности существова­ния. Известно, что именно наиболее экономически развитые страны лидируют по числу самоубийств. Этот страх и беспокой­ство особенно усиливаются в периоды радикальных перемен, кризисов, что и проявляется сегодня с особой силой в России.

Но вместе с тем, порождая негативные социально-психологические тенденции, рыночная экономика столь же за­кономерно порождает и лекарства от них, прокладывает пути к преодолению психологических проблем.

Рыночная система по своей сущности способна порождать более благоприятные условия для творчества, инициативы, са­мостоятельности людей, открывать широкие возможности для свободы действий, увеличения демократических прав. Она спо­собствует снятию у людей того часто неосознаваемого психоло­гического напряжения, чувства дискомфорта, которое вызывает­ся неудовлетворенностью свои трудом и нищенским материаль­ным уровнем в условиях тоталитарных систем, массой запретов, сковывавших творческие возможности личности. Так, известно, что недавно отмененный Уголовный кодекс РСФСР квалифицировал занятие хозяйственной деятельностью с целью извлече­ния прибыли как уголовное преступление, что, однако, не пре­дотвратило создание в стране целых отраслей "теневой" эконо­мики.

Опираясь на рост инициативы, предприимчивости людей, рыночная экономика на определенном этапе может обеспечить для все более возрастающей части работников достижение дос­таточно высокого уровня жизни, позволяет им иметь все то, что отвечает представлениям о "хорошей жизни": благоустроенную квартиру, дачу, машину и т.п. В то же время постоянно вызы­ваемая условиями конкуренции необходимость повышения про­дуктивности трудовой деятельности становится возможной во многом за счет социально-психологических факторов, усиления их роли в жизни рабочих коллективов, чем и обеспечивается процесс постепенного духовного оздоровления личности и об­щества.

Именно поэтому жизнь настоятельно требует от руководите­лей, действующих в условиях рынка, неустанного поиска спосо­бов удовлетворения в процессе трудовой деятельности не только материальных, но и постоянно изменяющихся социально-психологических потребностей людей.

Отсюда становится понятным, что отечественной практике деловых отношений никак не обойтись без овладения принци­пами и методами психологического обеспечения хозяйственной деятельности. Из области благих пожеланий психологическая подготовка и для современно отечественного руководителя пе­реходит в область суровой необходимости.

Однако, приступая к изучению методов психологического обеспечения хозяйствования, следует также с самого начала пре­дупредить об опасности преувеличения, а тем более абсолютиза­ции этих методов в деловых отношениях. ^ Современный менеджер должен постоянно обеспечивать ба­ланс в распределении усилий между разными направлениями работы, не допуская перекосов в ту или иную сторону.

Современная наука с этой целью выработала в качестве оп­тимальной модель трехмерного управленческого мышления, которая включает в себя в органической целостности решение организа­ционно-технических задач, задач социально-психологических и задач обеспечения общей эффективности производства, его при­быльности. Опираясь на эту трехмерную модель, современная практика пришла к выводу, что потребители товаров и услуг покупают все же не персонал фирмы, сколь бы благополучен психологически он ни был, а товар, производимый фирмой, или ее услугу. Именно качество продукта поддерживает уровень продаж, а улыбка продавца, официанта или оператора банка — лишь дополнительное вознаграждение.

Навыки общения, психологическая культура должны быть напрямую связаны с продуктами и услугами, обеспечивать их высокое качество.

Нужен баланс между умением управлять людьми и умением производить продукты.

Как отмечает, один из крупнейших современных западных специалистов по проблемам хозяйственной этики Артур Рих, при решении экономических вопросов нельзя противопостав­лять потребности экономики и человеческую справедливость. Не может быть экономически правильным то, что несправедли­во по отношению к человеку, но не может быть справедливым то, что не учитывает потребности экономики1 .

 

 

 

 

1 Рих Артур. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 22.

 

Однако этот комплексный подход к управленческой деятель­ности не исключает необходимости понимания своеобразия, особой значимости, уникальности ее гуманистического аспекта. Дело в том, что среди многочисленных ресурсов, обеспечиваю­щих успех дела, человеческие • ресурсы отличаются одним, но очень существенным качеством: если все ресурсы (финансовые, материально-технические, информационные) истощаются, то человеческие при соответствующем управлении наращиваются, становятся более качественными, ценными. Это делает челове­ческие ресурсы особенно значимыми и привлекательными в предпринимательстве.

История хозяйства богата как позитивными, так и негатив­ными примерами отношения к человеческим ресурсам. В совре­менном экономическом мышлении все прочнее утверждается идея о том, что вложения в человеческие ресурсы, их профес­сиональную и общекультурную, в том числе и психологическую подготовку — самое выгодное вложение капитала. Именно по­этому гуманистический менеджмент, нацеленный на развитие свойств и качеств человеческой личности, остается и сегодня приоритетным направлением управленческой деятельности.

Итак, в трехмерном пространстве управления, измеряемом па­раметрами — продукт, человек, эффективность — управление по параметру "внимание к человеку" является приоритетным. Этим обстоятельством и обусловлены повышенные требования к подго­товке менеджера в области знания человеческой психологии.

Изучение курса психологии и этики делового общения при­звано обеспечить специалистов, руководителей хозяйственных организаций новейшими психологическими технологиями, ме­тодами их использования в целях повышения эффективности производства.

Наша страна вступила на путь становления рыночной эко­номики, демократических реформ. Движение к этим целям — процесс длительный и трудный: он составит целую историче­скую эпоху. Успех начатых реформ во многом будет зависеть от того, насколько каждый из нас окажется способным к самораз­витию, каждодневной самореализации как творческой личности.

Предлагаемый курс как раз и нацеливает на терпеливую и сложную работу над самим собой, на то, чтобы попытаться стать добрее, чище и, следовательно, профессиональнее. Эта дисцип­лина гуманитарного цикла поможет увидеть мир как бы в дру­гом измерении, глубже понять себя и других, сделать нашу жизнь и работу более плодотворными и счастливыми.

 

 

 

 

Вопросы для повторения

1. Назовите основные задачи управленческой деятельности.

2. Предпосылки формирования психологического подхода. Как соот­носятся тейлоризм и доктрина "человеческих отношений"?

3. Назовите основные положения доктрины "человеческих отноше­ний" и ее применения в практике рыночной экономики.

4. Раскройте своеобразие психической субъективной реальности, виды ее проявления. Каковы основные категории и принципы общей психологии?

5. Как соотносятся общая психология и прикладные психологические науки? В чем заключается предмет социальной психологии и этики делового общения, ее основные категории, цели и задачи?

6. Дайте характеристику трехмерной модели современного управления производством.

 

 

 

Литература

1. Айви А. Лицом к лицу Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. — Новосибирск: ЭКОР, 1994.

2. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера, — М.: Народное образова­ние, 1995.

3. Крамник В. В. Имидж реформ: психология и культура перемен в Рос­сии. - СПб, 1995.

4. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. — Ростов-на-Дону: Фе­никс, 1995.

5. Курс практической психологии или Как научиться работать и доби­ваться успеха. — Ижевск Удмурд., гос. университет, 1996.

6. Морита Акио. Сделано в Японии. — М.: Знание, 1991.

7. Психология предпринимательской деятельности. — М.: ИПРАН,

1995.

8. Психология. Словарь. 2-е изд.М.: Политиздат, 1990.

9. РихА. Хозяйственная этика — М.: Посев, 1996.

10. Ронгинский М.Ю., Соколова Е.М. Психология управления и концеп­ции зарубежного менеджмента. — СПб, 1994.

11. Филиппов А. В. Психология и этика деловых отношений. — М.: 1996.

12. Якокка Л. И. Карьера менеджера. — М.: Прогресс, 1991.

 

ГЛАВА 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Исходя из нашего понимания содержания настоящей дисцип­лины, мы рассматриваем в качестве теоретических предпосылок ее становления и развития работы из области социальной и об­щей психологии, а также соответствующие идеи и теории из об­ласти этики. Не претендуя на всесторонний анализ этих предпо­сылок, обратим внимание на те из них, которые оказали то или иное влияние на осмысление проблем психологии и этики меж­личностного, в том числе делового общения.

 

 



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология и этика делового общения (2)

    Реферат >> Психология
    ... КОЛЛЕДЖ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ВАРИАНТ №4 ПЛАН 1 ЭТИКЕТ ... , разрешение конфликтов. Москва 1991. 3 Зеленкова – этика 4 Морозов А.В. – делова психология 2000г.
  2. Этика делового общения (10)

    Реферат >> Этика
    ... . Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 2007. – 368с. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 2007. – 415с. 1 Андреева И.В. Этика деловых отношений ...
  3. Этика делового общения традиции и современные реалии

    Реферат >> Психология
    ... социальной среды. Список литературы 1.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. 2. Вебер ...
  4. Этика делового общения (11)

    Реферат >> Этика
    ... сотрудника этой организации к ней; Социальная психология. Исследуют малые и большие социальные группы ... сферах деятельности; 4) политическая этика или этика семейных отношений; 5) профессиональная этика; 6) этика делового общения, она выступает как ...
  5. Понятие этики делового общения

    Реферат >> Этика
    ... литературы Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5 Психология и этика делового общения. Учебник/ Под ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019640922546387