Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Этика->Реферат
Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинна...полностью>>
Этика->Контрольная работа
Мораль не составляет специальной области человеческой жизни, но присутствует во всех отношениях человека (отношение к окружающим его людям, к самому с...полностью>>
Этика->Реферат
Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают свои определения. В русском с 18 в. таковым является ...полностью>>
Этика->Реферат
1. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника о...полностью>>

Главная > Реферат >Этика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальней­шем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

В практике делового общения психические феномены Сверх-Я осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров.

Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для де­ла) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, зна­чимые друг для друга.

Поэтому желательно в деловом общении предпочесть прави­ло "честь превыше прибыли", нежели низкий уровень этиче­ского поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.

Нередко в деловом общении происходит "сдвиг" моральных суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопря­жена с финансовыми махинациями, нарушения ранее заключен­ных договоров, обнаружением более "выгодного партнера".

В целом фрейдовская концепция "Сверх-Я" еще раз под­тверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.

В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет "предсознательное" "Я". Оно находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным), связывая их как посред­ник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессозна­тельном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действо­вать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и "Сверх-Я", психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что нахо­дится в сознании или может войти в него, — строго п р о ц е н з у р о в а н о 1.

 

1 См.: Волошин В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М.: Республика, 1994. — С. 291.

 

 

По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, кото­рые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообра­зуясь с реалиями внешнего мира.

Для делового общения психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуа­ции делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма суще­ственно, на диалоговую информационную фазу общения парт­неров. Включая механизмы перцептивной фильт­рации, они обеспечивают регистрацию и даже кратковре­менное запоминание той небольшой части информации, кото­рая в данный момент общения наиболее существенна для парт­неров 1.

 

 

 

 

1 Перцептивная фильтрация складывается в результате обучения и развития личности, когда формируются критерии для отбора входных сигналов. Подроб­нее см.: Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. — М.: Мир,1995. - С. 122-123.

 

 

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, мо­жет быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессоз­нательного, "Сверх-Я" и предсознательного предстает более образно.

 

Модель психической структуры личности в концепции 3. Фрейда

 

Схема наглядно показывает, что бессознательное ("Оно") может взаимодействовать одновременно с двумя системами — "Сверх-Я" и "Я" и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в соз­нании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре лич­ности протекает на предсознательном и подсознательном уров­нях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестаби­лизировать личность, если "Я" будет неспособно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном "Я", которое может не только определить требования "Оно", но и преодолеть давление со стороны "Сверх-Я". Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям "Оно", то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, — раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают "Я" снимать на­пряжение с помощью разного рода "выпускных клапанов", к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его доче­рью Анной механизмы психологической защиты.

Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактив­ное обучение, проекция и рационализация. Наиболее значимыми для делового общения являются сублимация, проекция и рацио­нализация. Рассмотрим их вкратце.

Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначаль­но, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели при­носит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совме­стного решения в согласительной фазе главным является смяг­чение и возможное устранение противоречий между отобранны­ми вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом проис­ходит взаимное блокирование определенных психических побу­ждений партнеров, взамен которых появляются новые, прино­сящие удовлетворение большей своей результативностью.

Проекция, состоящая в наделении других людей собственны­ми чувствами, не приемлемыми с точки зрения "Сверх-Я", мо­жет найти проявление в контактной фазе делового общения.

Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.

Такой механизм психологической защиты, как рационализа­ция (поиск удобных причин для оправдания невозможности со­вершить те или иные действия), встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только пси­хологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его. Используя приемы нерефлексивного и рефлексив­ного слушания, можно частично ослабить психическое противо­действие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение проблемы затягивается, сле­дует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.

 

 

3.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга

Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансек-суалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и ис­точником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, высту­пает не либидо, а "психическая энергия как таковая".

Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные "душевные побуждения или силы ", энергия которых рождается из взаимодействия проти­воположностей, подобно энергии физических явлений". 1

 

 

 

 

 

1 См. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Прогресс/Универс, 1994. — С. 66.

 

Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводи­мость к биохимическим процессам мозга. Юнг настаивает на ее личностной природе, которая однако не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама преформирует (преобразует) его в процессе пробужде­ния феномена сознания 2.

 

 

 

2 См.: Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995.-С 134-135.

 

При этом в качестве фундамента психики индивида, при­дающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личност­ного бессознательного.

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась ка­чественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к понима­нию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.

 

Что же такое коллективное бессознательное?

Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену пси­хики было дано Юнгом в статье "Понятие коллективного бес­сознательного". В ней Юнг кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного.

Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет "коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов" 1,

 

 

 

1 Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995. С. 72.

 

 

Юнг выделяет такие его осо­бенности:

1) своим существованием коллективное бессознательное обя­зано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается инди­видуально;

3) его содержание в основном представлено архетипа­ми — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предполо­жить, что они являются бессознательными образами самих ин­стинктов или "образцами инстинктного поведения" 2.

 

 

 

2 Там же. С. 73.

 

Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как апри­орные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов "ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отче­канило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания, представляющих только воз­можность определенного типа восприятия и типа действия" 3.

 

 

3 Там же. С. 77-78.

 

 

По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом кон­кретная форма архетипа реализуется символическим путем через унхетипический образ в психике индивида.

Архетипические образы обнаруживают себя через определен­ные символы в сновидениях ("непроизвольных, спонтанных Продуктах бессознательной психики"), в фантазиях художест­венного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики '.

 

' См. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис. 1995. - С. 78-79.

 



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология и этика делового общения (2)

    Реферат >> Психология
    ... КОЛЛЕДЖ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ВАРИАНТ №4 ПЛАН 1 ЭТИКЕТ ... , разрешение конфликтов. Москва 1991. 3 Зеленкова – этика 4 Морозов А.В. – делова психология 2000г.
  2. Этика делового общения (10)

    Реферат >> Этика
    ... . Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 2007. – 368с. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 2007. – 415с. 1 Андреева И.В. Этика деловых отношений ...
  3. Этика делового общения традиции и современные реалии

    Реферат >> Психология
    ... социальной среды. Список литературы 1.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. 2. Вебер ...
  4. Этика делового общения (11)

    Реферат >> Этика
    ... сотрудника этой организации к ней; Социальная психология. Исследуют малые и большие социальные группы ... сферах деятельности; 4) политическая этика или этика семейных отношений; 5) профессиональная этика; 6) этика делового общения, она выступает как ...
  5. Понятие этики делового общения

    Реферат >> Этика
    ... литературы Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5 Психология и этика делового общения. Учебник/ Под ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002518892288208