Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Этика->Реферат
Готовясь к переговорам с французскими коллегами, надо помнить, что Франция – одна из старейших наций на европейском континенте. Долгое время французск...полностью>>
Этика->Реферат
Американский социальный психолог говорил Б. Вул "жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он мож...полностью>>
Этика->Реферат
включает в себя и не столь традиционные наименования, используемые модельерами, художниками по тканям, специализирующихся на деловой одежде, поэтому д...полностью>>
Этика->Реферат
Проблема  эвтаназии  возникла не   сегодня,   и   не   вдруг.   Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она  вызывала много...полностью>>

Главная > Реферат >Этика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В решении подобных задач — суть и значение бихевиоризма. Многие его положения помогают объяснить влияние тех или иных внешних, в том числе социальных, факторов на поведение людей, их деятельность и межличностное общение. В то же вре­мя игнорирование собственно психических процессов не позво­лило бихевиористам создать целостную науку о социальном по­ведении.

Представители так называемого необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886—1959) и Кларк Леонард Холл (1884—1952) попыта­лись с позиций методологии бихевиоризма объяснить психиче­скую деятельность человека. Они выступили с концепцией "медиаторов" — внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для "незримых медиаторов" должны существовать такие же объектив­ные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций 2.

 

 

 

2 См.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. С. 189.

 

Однако, как отмеча­ет М.Г. Ярошевский, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние 3.

 

 

 

 

3 Там же. С. 197

 

 

Произошел возврат во многом к классическому би­хевиоризму, особенно выразившийся в работах Берреса Фредерика Скиннера 4

 

 

4 Понятие рефлекса в описаниях поведения (1931); Поведение организмов (1938); Наука о человеческом поведении (1953); Вербальное поведение (1957); Факторы подкрепления (1969) и др.

 

 

(р. 1904) и его единомышленников.

Если бихевиористы ограничиваются изучением реакции ор­ганизма на внешние раздражители — стимулы и по сути игно­рируют сами психологические процессы, то представители гештальтпсихологии, прежде всего немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880—1943) и Вольфганг Кеяер (1887—1967) главное вни­мание обращают на внутреннюю психическую деятельность че­ловека. Немецкое слово Gestalt означает форму, организацию, вид, образ. В психологии понятие "гештальт" употребляется в смысле "организационного целого", свойства которого не сво­дятся к сумме свойств его частей.

По утверждению Вертгеймера, "имеются целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные про­цессы детерминируются внутренней природой целого". 1

 

 

 

 

1 См.: Ярошевскчч М.Г. Психология в XX столетии. С. 208.

 

Указы­вается на целостный и организованный характер восприятия человеком мира, образов других людей и их поведения.

Характерными идеями гештальтпсихологии являются: идея образа как целостного образования: идея изоморфизма, указы­вающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов (в частности, подчеркивается, что "соответствие" в реальных межличностных отношениях субъек­тивно переживается как психологический комфорт); идея асси­миляции и контраста, используемая при характеристике воспри­ятия человека человеком (человек воспринимается или путем ассимилирования его с той или иной социальной или этниче­ской группой, или, напротив, по контрасту с ней) 2 .

 

 

 

 

2 См.: Андреева Г М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М.: МГУ, 1978. — С.94

 

 

Для понимания межличностных отношений немалое значе­ние имеют указания В. Келера на так называемый "инсайт" — спонтанное "схватывание " отношений, осознание их характера в целом. Он объясняет этот психический, протекающий во многом на уровне подсознания процесс, как "внезапное постижение". По его мнению, этот процесс обнаруживает ограниченность концепции проб и ошибок и доказывает, что во многих случаях имеет место целостное и достаточно точное восприятие и осоз­нание человеком явлений внешнего мира и характера его отно­шений с другими людьми. Гештальтисты широко применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей того или иного целостного об­раза, его психологической достройки по каким-то известным человеку данным 3 .

 

 

 

3 См.: Ярошевскии М.Г Психология в XX столетии. С. 214-216.

 

 

Одним из учеников Вертгеймера Куртом Левиным (1890—1947) была создана "теория поля", которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. К. Левин считал, что психо­логия должна объяснять психические явления прежде всего в категориях "отношений", а не изолированных "вещей". '

 

 

 

' См.: Ярошевскии М.Г. Психология в XX столетии. — С. 254.

 

В от­личие от концепций гештальтпсихологии в теории Левина ана­лизируются не только восприятия и образы субъекта, но и его взаимоотношения с непосредственным окружением. Для Левина "поле" — это структура, в которой совершается поведение" 2 .

 

 

 

2 Там же. С. 258.

 

Поведение рассматривается как функция личности и среды. "Индивид действует в определенной среде. Одни ее районы притягивают, другие отталкивают". Это качество объектов Левин назвал "валентностью", которая может быть положительной и отрицательной. "Валентный район" является центром силового поля. При позитивной валентности все силы устремляются к этому району, при негативной — от него. Среда заряжена "плюсами" и "минусами", направляющими "локомоции" лич­ности (ее приспособительную активность — авт.). Что касается самой личности, то она представлена в концепции Левина в виде "систем напряжения" 3 .

 

 

 

3 Там же. С. 261-262.

 

К заслугам К. Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей. В то же время отмечают, что в его концепции мотивация рассматри­вается во многом изолированно от других сторон поведения человека, а "нерасчлененность в его учении категорий образа и мотива привела к субъективации внешней среды поведения" 4 .

 

 

4 Там же. С. 268.

В дальнейшем, эмигрировав из фашистской Германии в США, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных, отношений, а также анализом таких проблем, как стили руково­дства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все эти проблемы имеют прямое отношение к психологии и этике делового общения.

Существенное влияние на исследования в области психоло­гии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей.

Опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мыш­ление, но и иррациональные проявления его психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направ­ленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта.

По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессозна­тельного. Однако они "дают о себе знать", продолжают действо­вать без ведома человека. 1

 

 

 

 

1 Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение 1989. – С. 360.

 

Фрейд подчеркивает, что "вытесненное влечение никогда не перестает стремиться к пол­ному удовлетворению" 2 .

 

 

 

 

 

2 Там же. С. 408.

 

Отсюда проблема "неосознанных по­буждений", которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом про­блемы бессознательного открывает многое для понимания пове­дения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Вскрывая роль в этом иррациональных побудительных сил, Фрейд, по его словам, проник в "преисподнюю психики". Вме­сте с тем он показал противоречивый характер отношений меж­ду этими силами и сознанием человека.

В своей работе "Я и Оно" Фрейд пишет, что "деление пси­хики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа", что понятие "бессознательного" им получено из учения о вытеснении, а вытеснение он рассматри­вает как "типичный пример бессознательного" 3.

 

 

 

3 Там же. С. 425, 426-427.

 

 

Далее он следую­щим образом характеризует взаимодействие основных элементов психики человека — предсознательного ("Я"), "Сверх-Я" и бессоз­нательного ("Оно").

"Индивидуум, — пишет Фрейд, — представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. "Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и" стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности". "Я оли­цетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти" 4.

 

 

 

 

 

4 Там же. С. 431

 

 

"Сверх-Я" — это "инстанция в Я", которую можно назвать "Я-идеалом". За этим "скрывается первая и самая важная идентификация индивидуума, именно — идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности" . 1

 

 

 

 

1 Фрейд 3 Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 433, 435.

 

 

 

По Фрейду, впечатления детства, полученные прежде всего в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера человека, его психического склада и во многом определяют его поведение в последующие годы. "В дальнейшем ходе разви­тия роль отца переходит к учителям и авторитетам: их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в каче­стве совести моральную цензуру. Несогласие между требо­ваниями совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала 2 .

 

 

 

 

 

2 Там же. С. 439.

 

Таким образом "сверх-Я" или "Я-идеал" обусловливает по­явление морального сознания, "служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим аген­том" 3.

 

 

 

3 Там же. С. 23.

 

 

 



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология и этика делового общения (2)

    Реферат >> Психология
    ... КОЛЛЕДЖ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ВАРИАНТ №4 ПЛАН 1 ЭТИКЕТ ... , разрешение конфликтов. Москва 1991. 3 Зеленкова – этика 4 Морозов А.В. – делова психология 2000г.
  2. Этика делового общения (10)

    Реферат >> Этика
    ... . Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 2007. – 368с. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 2007. – 415с. 1 Андреева И.В. Этика деловых отношений ...
  3. Этика делового общения традиции и современные реалии

    Реферат >> Психология
    ... социальной среды. Список литературы 1.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. 2. Вебер ...
  4. Этика делового общения (11)

    Реферат >> Этика
    ... сотрудника этой организации к ней; Социальная психология. Исследуют малые и большие социальные группы ... сферах деятельности; 4) политическая этика или этика семейных отношений; 5) профессиональная этика; 6) этика делового общения, она выступает как ...
  5. Понятие этики делового общения

    Реферат >> Этика
    ... литературы Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5 Психология и этика делового общения. Учебник/ Под ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018661022186279