Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
В экономической науке под рынком понимается институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдель...полностью>>
Экономическая теория->Контрольная работа
Сфера труда – многоплановая область экономической и социальной жизни общества Она охватывает рынок рабочей силы и ее непосредственное использование в ...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека Отсутствие работы дл...полностью>>
Экономическая теория->Курсовая работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые ...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….… 3

1. Теоретические аспекты и структура государственных финансов……. 5

2. Состав государственных финансов…………………………….……….10

3. Нормативно-правовое обеспечение государственных финансов……..15

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы………………………………………….. 20

Введение

Деятельность любого независимого государства неразрывно связано с определёнными экономическими процессами происходящими в той или иной стране. От эффективности, налаженности, стабильности, этих процессов зависит и благополучие государства. Данные экономические процессы проявляют в себя в понятии "государственные финансы".

Как уже было сказано, функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Необходимость государственных финансов обусловлена тем, что в независимости от типа экономической системы основным предназначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены посредством рыночного механизма, то через спрос и предложение, а также отдельными гражданами по объективным причинам. Такими потребностями являются: структурная перестройка экономики, охрана окружающей среды, оборона, правопорядок, наука, образование, социальная защита и социальная обеспечение, охрана здоровья и др. Исходя из степени неудовлетворенности этих потребностей, государство строит свою финансовую политику, определяя степени и методы вмешательства в жизнедеятельность субъектов экономической системы.

Из всего вышесказанного четко видно, что данная проблема очень актуальна, более того, она будет актуальна всегда.

Область данной тематики изучали такие экономисты, как: Базилевич В., Опарин В.М., Романенко О.Р., Василик О.Д., Карлин М.И. и многие другие.

1.Теоретические аспекты и структура государственных финансов

Государственные финансы представляют собой достаточно разностороннюю систему отношений, которая характеризуется формированием формирование и использованием централизованных на разных уровнях административного деления фондов денежных средств. Разносторонность этой системы и наличие значительного количества фондов обуславливается разнообразием функций государства и заданий, которые она решает, а также разграничением функций и полномочий между разными уровнями государственной власти.

Государственные финансы - это совокупность распределительных и перераспределительных отношений, которые возникают в процессе формирования и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на неё обязанностей.

Государственные финансы - это центральная подсистема финансовой системы государства, с помощью которой осуществляется влияние государства на социально - экономическое развитие страны.

Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Необходимость в государственных финансах обусловлена тем, что вне зависимости от типа экономических системы, основным предназначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены посредством рыночного механизма, то есть через спрос и предложение, а также отдельными гражданами и по объективным причинам. Такими причинами являются:

структурная перестройка экономики;

охрана окружающей среды;

оборона;

правопорядок;

наука;

образование;

социальное обеспечение и социальная защита и др.

Исходя из степени неудовлетворённости этих потребностей, государство строит свою финансовую политику, определяя степень и методы вмешательства в жизнедеятельность субъектов экономической системы.

Государственные финансы включают финансовые ресурсы, которые находятся в общегосударственной собственности и коммунальной собственности. Субъектами права коммунальной собственности является административно-территориальные единицы в лице областных, районных, городских, поселковых, сельских советов народных депутатов. Общегосударственную собственность составляет земля, имущество, которое обеспечивает деятельность государственных органов, учреждений и структур, энергетическая система, транспорт общественного пользования, средства Государственного бюджета, центральный банк, государственные банки, государственные резервы, страховые и другие фонды, имущество государственных предприятий и другое имущество. Государственные финансы составляют основу суверенности РФ и обеспечивают её экономическое и социальное развитие.

Объектами права коммунальной собственности является имущество, которое обеспечивает деятельность соответствующих советов и созданных ими органов. В частности в состав коммунальной собственности относятся:

средства местных бюджетов и фондов;

имущество коммунальных предприятий и учреждений;

местные энергетические и транспортные системы;

государственный жилищный фонд;

другое имущество необходимое для обеспечения экономического и социального развития соответствующей территории.

В коммунальной собственности также пребывает имущество, переданное административно - территориальной единице другими субъектами.

Общегосударственные финансы обеспечивают финансирование тех мероприятий, которые общегосударственный характер. К ним относятся:

финансирование деятельности органов государственной власти и управления;

проведение регулирования социально - экономического развития;

осуществление перераспределения ВВП между территориями, отраслями и прослойками населения и т.д.

Формирование и использование местных финансов является основой обеспечения деятельности местных органов власти и управления. На них полагаются функции обеспечения регионов и учреждений, организация работы учебных заведений, охрана здоровья и т.д.

Основное назначение местных финансов - обеспечение относительной финансовой независимости и автономности региональных административных формирований (областей, регионов) и поселений. Структуру государственных финансов см. рис.1.

Основная проблема структурного построения системы государственных финансов - установление оптимального соотношения между её уровнями.

С одной стороны, уровень общегосударственной централизации должен быть таким, чтобы надёжно обеспечивать общегосударственные интересы.

Нехватка средств в центральных органах власти и управления подрывает их финансовую, а, следовательно, и политическую силу, сужает возможности их влияния, что может негативно отразиться на стране в целом.

С другой стороны, уровень общегосударственной централизации не может подрывать финансовой базы регионов. Местные органы власти и управления нуждаются в достаточных финансовых стимулах для эффективности деятельности. Если это отсутствует, местная власть превращается в простых исполнителей, которые только получают средства, а не зарабатывают их самостоятельно.



Рис.1. Структура государственных финансов

Все звенья государственных финансов имеют собственную сферу функционирования, но они тесно взаимосвязаны между собой.

Функционирование сферы государственных финансов характеризуется такими финансовыми категориями: государственные доходы, государственные расходы, государственный кредит.

Государственные доходы - это сумма средств, которые мобилизуются Государством на обеспечение своей деятельности. По уровню их размещения они делятся на централизованные и децентрализованные. Централизованные концентрируются в бюджете государства и фондах целевого назначения. По методам мобилизации они делятся на налоговые, заёмные, поступления от государственного имущества и соглашений. В свою очередь, часть из них может централизоваться в бюджете и фондах целевого назначения. При этом государство касательно своих предприятий может использовать как налоговый метод мобилизации средств, так и прямое изъятие части средств.

Государственные расходы - это сумма средств, которая расходуется государством в процессе осуществления его хозяйственной деятельности. Они также подразделяются на централизованные и децентрализованные.

По роли в общественном производстве делятся на текущие расходы и расходы развития. По формам финансирования разделяют такие государственные расходы: инвестиции, бюджетные кредиты, государственные дотации, субсидии и выплаты, сметное финансирование. В соответствии с целевым назначением расходы классифицируются по статьям затрат, например, капитальные вложения, капитальный ремонт, оплата труда, услуг, материалов и др. Система государственных расходов предназначена обеспечивать рациональное размещения и эффективное использование государственных средств. Она характеризует государственную политику финансового обеспечения и социально-экономического развития страны.

Государственный кредит характеризует привлечение средств государством на заёмной основе. В отдельных случаях государство может быть кредитором (при предоставлении кредитов другим странам) или гарантом по долговым обязательствам предприятий своей страны. Средства, которые мобилизуются с помощью государственного кредита, поступают в государственный бюджет. Они могут использоваться, как обезличено через бюджетные расходы, так и на конкретные проекты - при выпуске целевых займов.

2. Состав государственных финансов

В состав государственных финансов включают: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и коммунальной формы собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.

Финансы предприятия предназначены для обеспечения их производственной деятельности.

Финансы предприятия - это обменно-распределительных отношений, которые возникают на предприятии в процессе формирования, размещения и использования финансовых ресурсов, осуществление затрат, получение и распределение доходов.

Финансовые отношения предприятий отображаются в денежных потоках, которые характеризуют их разнообразные и разносторонние взаимосвязи.

К внешним финансовым отношениям предприятия входят:

а) отношения обмена:

взаимоотношения между субъектами хозяйствования, в виде расчётов с покупателями продавцами;

б) отношения распределения:

взаимоотношения с бюджетом: платежи и ассигнования;

взаимоотношения с фондами целевого назначения: взносы и поступления;

взаимоотношения со страховыми компаниями: страховые платежи и страховое возмещение;

взаимоотношения с банками: открытие и ведение счетов, сбережение средств на депозитах, получение и погашение кредитов. Получение и оплата процентов и. д.;

взаимоотношения с институтами финансового рынка: размещение собственных ценных бумаг, инвестирование временно свободных средств;

взаимоотношение с отраслевыми и корпоративными органами: взносы в централизованные фонды и поступления из них.

Внутренние финансовые отношения предприятия имеют распределительный характер и включают:

распределение дохода и формирование прибыли;

распределение чистой прибыли и его использование;

формирование и использование амортизационных отчислений;

создание и использование фондов предприятия.

В основе финансовой деятельности предприятий лежит осуществление затрат и формирование доходов. Расходы обеспечиваются за счёт финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятий.

Финансовые ресурсы формируются за счёт собственных и внешних источников. Собственные ресурсы концентрируются в Уставном фонде. Источники формирования уставного фонда зависят от формы собственности:

частная - собственный капитал предприятия;

акционерная - акционерный капитал;

коллективная (общая) - взносы основателей;

государственная - ассигнования из бюджета и централизованных фондов.

Страхование - это система обменно-перераспределительных отношений по поводу формирования и использование коллективных страховых фондов на основах солидарной ответственности.

Создание резервных страховых фондов осуществляется в трёх формах:

фонды самострахования;

централизованное страховое обеспечение;

коллективные страховые фонды.

Организация страхового дела основывается на выделении субъектов страхования и форм страховых отношений.

Основными субъектами страховых отношений является страховщик, страхователь, застрахованный.

Страховщик - юридическое лицо - страховая компания, которая действует на основании соответствующей лицензии, беря на себя обязательства о создании коллективного страхового фонда и выплаты из него страхового возмещения.

Страхователь - юридическое или физическое лицо, которое на основании соглашения со страховщиком оплачивает страховые взносы в страховой фонд.

Застрахованный - юридическое или физическое лицо, которой принадлежит страховое возмещение при наступлении страхового случая.

Существует две формы страхования: добровольное и обязательное. Отраслевая классификация страхования осуществляется по объектам страхования. Выделение отдельных видов характеризует детализацию объектов страхования:

имущественное: физических лиц и юридических лиц;

личное: жизни и здоровья;

социальное: трудоспособности, трудоустройства;

медицинское;

ответственности: на автотранспорте, профессиональной;

рисков: предпринимательских, финансовых.

Так как о следующих составляющих государственных финансов более детально речь пойдёт в следующих разделах, то в данном случае мы дадим сущность рассматриваемых элементов.

Бюджет - это финансовый план обеспечивающий решение функций и задач лежащих на органах государственной власти и местного самоуправления, предусмотренных соответствующим бюджетом. По экономическому содержанию, бюджет представляет собой совокупность денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.

Государственный кредит, с экономической сущностью - это совокупность экономических отношений между государством в лице правительства и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой по которым государство является заёмщиком, кредиторам и гарантом.

Государственные целевые фонды - это формы перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования некоторых общественных потребностей.

3. Нормативно-правовое обеспечение государственных финансов

Правовое регулирование финансовых отношений, которые возникают при создании и использовании фондов финансовых ресурсов, является одной из форм управления со стороны государства экономическим и социальным развитием. Все действия государства в сфере финансов должны базироваться на правовых актах. Эти акты выполняют такие основные функции:

определяют круг физических и юридических лиц, на которых распространяется действие правовой нормы;

регламентируют права и обязательства юридических и физических лиц по поводу мобилизации и использования фондов финансовых ресурсов;

является основной для применения соответствующих мер о выполнении правовых норм.

Субъектами правовых отношений является государство, граждане и хозяйствующие структуры. Все финансово - правовые отношения возникают и останавливаются на законодательной основе. Исключительно законами РФ устанавливается Государственный бюджет и бюджетная система; система налогообложения; основы о создании и функционировании финансового, кредитного и инвестиционных рынков; статус национальной валюты, а также иностранной валюты на территории РФ; порядок создания и погашения государственного внутреннего и внешнего долгов; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг.

Координацию движения финансовых ресурсов осуществляет финансовый аппарат. Финансовый аппарат - это совокупность финансовых учреждений, на которых лежит управление финансовой системы государства.

Общее руководство финансовой деятельностью РФ осуществляют органы государственной власти и управления: Верховная Рада РФ, президент, Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственная контрольно - ревизионная служба, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Расчётная палата Верховной Рады, Национальный банк.

Верховная Рада принимает законы, в том числе по финансовым вопросам; основные направления бюджетной политики на следующий бюджетный период; утверждает Государственный бюджет и вносит изменения в него; осуществляет контроль за выполнением Государственного бюджета; принимает решения об отчёте о его выполнении; определяет основы внутренней и внешней политики.

Кабинет Министров РФ обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной, и налоговой политики; политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, образования, культуры и науки, и т.д.; организовывает разработку проекта о Государственном бюджете и обеспечивает его выполнение; принимает решение о использовании средств Резервного фонда Кабинета Министров РФ.

Центральное место в управлении финансами в системе органов исполнительной власти занимает Министерство финансов. Именно на нём лежат задания общего руководства всей финансовой системы. Основные функции министерства финансов:

создание основ и направлений финансовой политики государства, и разработка мер их реализации;

организация бюджетного процесса, составление проекта Гос. бюджета и его выполнение;

организованное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования через внедрение правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и ведения бухгалтерского учёта и финансовой отчётности;

организация функционирования рынка ценных бумаг;

осуществление мероприятий по мобилизации через систему государственного кредита и управление государственным долгом;

обеспечение финансовых отношений государства с другими государствами, международными организациями и финансовыми институтами;

организация и осуществление финансового контроля в стране;

разработка налоговой и таможенной политики;

организация и контроль за страховую деятельность;

обеспечение стабильности государственных финансов.

В состав Министерства финансов входит два подразделения: Государственная контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство.

Органы государственной контрольно-ревизионной службы выполняют такие функции:

организовывают работу контрольно-ревизионных подразделений на местах проведения ревизий и проверок;

осуществляют ревизии и проверки финансовой деятельности, состояние и сбережения средств и материальных ценностей, достоверности учёта и отчётности в ведомствах министерства, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях, которые получают средства из бюджета;

контролируют полноту налогооблажения, правильность использования и сбережения валютных средств;

разрабатывают инструктивные и другие нормативные акты о проведении ревизий, проверок и т.д.

Государственное казначейство создано с целью эффективного управления средствами государственного бюджета. Основными заданиями казначейства являются:

организация выполнения Государственного бюджета и осуществление контроля за ним;

управление наличными средствами Государственного бюджета и средствами позабюджетных фондов в рамках расходов, установленных на определённый период;

финансирование расходов Государственного бюджета,

ведение учёта кассового выполнения Государственного бюджета, составления отчётности про состояние выполнения Государственного бюджета;

управление государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с законодательством;

распределение между государственным и местными бюджетами отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам утверждённым Верховной Радой;

осуществление контроля по поступлению и использованием средств государственных позабюджетных фондов и т.д.

Основное задание Государственной налоговой администрации заключается в реализации налоговой политики государства. На налоговой администрации лежат следующие основные функции:

разработка проектов налогового законодательства;

контроль за правильностью начисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

учёт плательщиков налогов и поступление платежей в бюджет;

наложение штрафных санкций и административных наказаний на нарушителей налогового законодательства и т.д.

Расчётная палата является постоянно действующим высшим органом государственного финансового контроля, основным заданием которого является организация и осуществление контроля за своевременным выполнением доходной и расходной части Государственного бюджета; определение эффективности и целесообразности использования государственных средств, валютных и финансово-кредитных ресурсах. Расчётная палата как экспертный орган даёт соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления.

Национальный банк РФ является основным финансовым инструментом в сфере денежного рынка. Основное задание НБРФ - регулирование денежного оборота и организация эффективного функционирования кредитной системы. НБРФ также выполняет функции по размещению государственных ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организовывает кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчёты государства осуществляет валютное регулирование.

Заключение

Государственные финансы - это совокупность распределительных и перераспределительных отношений, которые возникают в процессе формирования и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения выполнения государством возложенных функций.

Состав государственных финансов рассматривается по элементам и уровням органов государственной власти и управления. Элементами государственных финансов являются:

бюджет государства;

фонды целевого назначения;

финансы предприятия, находящихся в государственной собственности;

государственный кредит;

государственные резервные и страховые фонды.

По уровням государственные финансы делятся на общегосударственные и местные.

Главным звеном во всей этой цепи не только государственных финансов, но и финансовой системы страны является бюджет. Бюджет -это финансовый план государства, который представляет собой роспись доходов и расходов предусмотренных в бюджете, предназначенных для выполнения функций и мер возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления на определенный период (бюджетный год).

Государственные финансы представляют собой сложную систему, являются важнейшей составляющей социально - экономической жизни государства, без которой существование государства как такового не представляется возможным.

Список использованной литературы

  1. Базилевич В. Государственные финансы. К. 2004г., 160 с.

  2. Кудряшов В.П. Финансы. 2002г., 175 с.

  3. Петровская И.О., Клиновий Д. Финансы 2007г., 236 с.

  4. Романенко О.Р. Финансы. 2009г., 294 с.

  5. Рогатенюк Э.В. Финансы. 2002г., 304 с.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Учёт готовой продукции (18)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... учета готовой продукции 1.1 нормативное регулирование учета готовой продукции Основными нормативными документами, используемыми при учёте готовой продукции и её ...
  2. Учёт готовой продукции (17)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... и справочная литература. Глава 1: УЧЕТ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ §1.Учет готовой продукции Готовая продукция - это изделия и продукты, прошедшие ... 2007г Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмид О.И. Бухгалтерский учёт на предприятии: Издание 2-ое, дополненное ...
  3. Учёт готовой продукции (15)

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... готовой продукции, работ, услуг. Оценка готовой продукции 6 Оценка готовой продукции 7 Глава 2 Синтетический учет выпуска готовой продукции ... операций. Глава 1Понятие готовой продукции, работ, услуг. Оценка готовой продукции Готовая продукция – это изделия ...
  4. Организация учёта готовой продукции и её реализации

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... учёта готовой продукции и её реализации 10 5. Учёт готовой продукции и её реализации 12 2.1 Синтетический и аналитический учёт готовой продукции 12 2.2 Учёт расходов ...
  5. Совершенствование учёта готовой продукции на предприятиях

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... и аудит» Кафедра «Бухгалтерский учет- 1» Совершенствование учёта готовой продукции на предприятиях Курсовая работа студента ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0031609535217285