Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Исходная информация для IDEF0-модели поступает к разработчику из разных источников: от людей и от документов. Люди, являющиеся источниками информации,...полностью>>
Экономика->Реферат
Быстрые перемены во вкусах, технологии и состоянии конкуренции вынуждают предприятия прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить потребителя новыми то...полностью>>
Экономика->Реферат
Тема развития малого бизнеса, являющегося составной частью среднего класса – опоры государства, регулярно в еще докризисное время поднимавшаяся чиновн...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
A. Курно, Г. Госсен, Ж. Дюпои, И. Г. Тюнен задолго до основателей теории маржинализма изучали принципы и идеи этого направления экономической мысли. С...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Курсовая работа

На тему: "История экономики 20 века."

Выполнила студентка

Экономического факультета

Гр. 2.2 Аминева Наиля

Научный руководитель: к.э.н., доцент Гималетдинова Э.Р.

УФА-2005

Оглавление:

Введение……………………………………………………с.2

Глава 2.Франция………………..…………………………с.5

Глава 3. Англия………………………………………….…с.7

Глава 4. США………………………………………………с.12

Глава 5.Германия………………………………………….с.19

Глава 6.Япония…………………………………………….с.21

Заключение…………………………………………………с.25

Список использованной литературы…………………...с.28

Введение.

В последней трети ХIХ века происходило бурное развитие науки и техники, что вызвало существенные изменения в производительных силах капиталистического общества. Развитие производительных сил происходило по следующим направлениям:

- изменения в энергетике, ознаменовали переход от века пара к веку электричества;

  • в машиностроении – внедрение в производство новых типов машин (дизеля, динамо, турбины, двигателя внутреннего сгорания);

  • в технологии – бессемеровские, мартеновские методы выплавки стали, электроплавка, электросварка и т.п.;

  • развитие новых отраслей экономики – химической, нефтехимии, автомобильной и т.п.;

  • в сфере транспорта и связи – автомобиль, телеграф, телефон и т.п.;

- в области организации и управления производством – появление акционерной формы предпринимательства, появление монополий, образование финансового капитала.

Все эти технические и технологические новшества привели к серьезным изменениям в отраслевой структуре большинства развитых стран, где преобладающую роль стала играть тяжелая промышлен­ность. Возникли совершенно новые отрасли промышленности; про­изводство электроэнергии и химической продукции, выпуск автомо­билей, трамваев и т.д. Экономический подъём, наблюдавшийся во всех промышленно развитых странах во второй половине XIX века, пре­допределил бурное развитие железнодорожного транспорта: появились новые модели паровозов, которые имели более высокую мощность и быстроходность, протяженность железных дорог во всем мире с 1860 по 1900 год выросла почти в четыре раза.

Коренным образом менялись старые отрасли — металлургическая, текстильная и др.

Технические сдвиги позволили приступить к укрупнению промышленного производства.

Кардинальные изменения в производственной базе требовали ог­ромных капиталовложений, которые были не под силу отдельным промышленникам. Это вызвало необходимость объединения капиталов, создания системы акционерного предпринимательства. Подобный процесс начался в 1870- 1880-х годах, а к началу XX века акционер­ные общества с ограниченной ответственностью держателей акций стали играть ведущую роль в мобилизации свободных средств пред­принимателей и широких слоев населения во многих странах мира.

Последняя треть XIX века характеризовалась созданием монопо­листических союзов в различных отраслях, что отражало процесс дальнейшего усложнения хозяйственные связей, увеличения масштабов производства, стремления устанавливать монопольные цены. Моно­полистические союзы принимали форму пулов, картелей, синдика­тов, трестов, которые пришли на смену рынку совершенной конку­ренции.

В этот период коренным образом менялась роль банков. Они не только аккумулировали и перераспределяли огромные массы капита­лов, но и оказывали влияние на деятельность промышленных и тор­говых компаний, что нашло отражение в создании так называемых финансово-промышленных групп. Эти мощные объединения стремились повлиять на государственную политику правительств в своих кор­поративных интересах. Так в последние десятилетия XIX века вновь возродился протекционизм, вытеснивший политику фритредерства. В конце XIX века многие ведущие страны были втянуты и настоящие «таможенные войны».

Следует отметить, что изменения в технике, технологии и методах организации производства, происходившие в течение последней тре­ти XIX века, очень быстро распространялись по всему миру, приобре­тая глобальный характер.

Главная задача моего реферата - показать особенности экономического развития капиталистических стран на рубеже XIX— XX веков для каждой страны, и найти схожее для всех ведущих стран в эпоху формирования индустриальной цивилизации.

Глава 1.Франция.

Экономика Франции в конце XIX— начале XX века. Несмотря на отставание от основных мировых конкурентов, французская эко­номика продолжала движение вперед, хотя и крайне неравномерно. В конце XIX века бурно развивались новые отрасли - электроэнергетика, автомобилестроение, строительство паровозов и вагонов, хими­ческая промышленность и др. Большое значение для хозяйства стра­ны имело железнодорожное строительство, для нужд которого работали многие отрасли и прежде всею металлургическая и уголь­ная. "С 1870 по 1900 год протяженность железных дорог увеличилась в 2,5 раза и составила 42 тыс. км. По этому показателю Франция была впереди Англии и Германии".1

Тем не менее, по-прежнему главную роль в экономике играла легкая промышленность. Как и раньше, во всем мире ценились рассчитанные на богатых потребителей французские товары, производство которых было сосредоточено главным образом на мелких предприя­тиях с высоким уровнем ручного труда. Недостаточно высокие темпы развития французской экономики можно объяснить и бедной сырьевой базой для промышленного про­изводства. "Франция ввозила в большом количестве коксующийся уголь, железную руду, цветные металлы, хлопок и др."2 Внутренние по­требности страны в угле лишь на 2/3 покрывались за счет собствен­ной добычи. Применение импортного сырья, в частности угля, приводило к заметному удорожанию промышленной продукции, и прежде всего металлоизделий, что заметно снижало их конкуренто­способность.

В начале XX века во Франции, как и во всей Европе, начался эко­номический подъем, связанный со всеобщей милитаризацией и подготовкой к воине. Это привело к заметным изменениям в промыш­ленном производстве Франции. Были созданы новые мощности по производству автомобилей, про­дукции авиастроения, машиностроения, выпуску алюминия и т.д. Перед Первой мировой войной Франция вышла на второе место в мире по производству автомобилей. В полтора раза увеличился тоннаж тор­гового флота.

И все же перед Первой мировой войной Франция оставалась, как и в ХХ веке - типично аграрно-индустриальной страной: "доля продук­ции аграрного сектора в стоимости ВВП превышала долю промыш­ленной продукции".3 Причем, как и в предыдущие периоды, легкая промышленность - была более развитой, чем тяжелая.

Следует сказать, что на рубеже веков во Франции также начались процессы концентрации производства, хотя они шли гораздо медлен­нее, чем в Германии, Англии, США. Крупных предприятий во Фран­ции было в три раза меньше, чем в Германии. Наиболее активно кон­центрация проходила в металлургической, горнорудной, бумажной, полиграфической отраслях. Гораздо медленнее - в легкой промыш­ленности.

Наиболее значительную роль в экономическом развитии Франции на рубеже XIX—XX веков сыграл финансовый капитал. Главным фи­нансовым центром был Банк Франции, в который входили 200 круп­нейших акционеров, сосредоточивших в своих руках основные эко­номические и политические рычаги власти.

"В начале века заметно оживилась внешняя торговля, оборот ко­торой с 1898 по 1912 год возрос вдвое и составил 16,9 млрд. фр. Одна­ко экспортные возможности французской промышленности были не очень большими, поэтому решающую роль играл экспорт капиталов".4 По объему вывезенных капиталов Франция занимала второе место в мире (после Англии).

Глава 2. Англия.

Утрата Англией промышленного и торгового лидерства в мире. Вер­шиной экономического могущества Англии на мировой арене стали 1870-е годы. "В этот период ее называли мировым фабрикантом, миро­вым банкиром, мировым перевозчиком и мировым торговцем".5 Эко­номика ни одной страны не мола соперничать с английской.

Однако уже через 10—15 лет ситуация стала резко меняться, что было связано прежде всего с обострением борьбы за экономическое лидер­ство в мире между старыми индустриальными странами (Англией и Францией) и молодыми быстро развивающимися государствами (США и Германией), которые по многим параметрам догнали и перегнали своих соперников. В 1880-х годах последние в основном завершили промышленный переворот, происходивший у них на более высокой производственно-технической базе, чем в Англии. В середине 1880-х годов немецкие товары стали заметно превосходить по качеству анг­лийскую продукцию не только на европейских рынках, но и в самой Англии.

В этот период темпы роста английского промышленного производ­ства замедлились и оказались более низкими, чем у конкурентов.

Кроме того, в конце XIX века стала меняться конъюнктура на ми­ровом рынке. Англия, все еще придерживавшаяся политики фритре­дерства, стала терять свои позиции, так как многие страны стреми­лись охранять высокими тарифами свою промышленность от конкуренции (прежде всего от английских товаров), что было крайне невыгодно английским экспортерам. Многие европейские страны, в частности Германия, стали использовать метод бросовых (демпинго­вых) цен, стремясь разрушить торговую монополию Англии.

"Главной причиной общего замедления экономичес­кою развития Англии на рубеже Х1Х-ХХ веков, пожалуй, было, общее физическое и моральное старение производственной базы, которая сложилась ещё в конце XVIII -начале Х1Х века".6 Английские фабриканты в течение почти ста лет безраздельно пользовались своим монопольным положением на мироном рынке, практи­чески не обновляя производство. В то же время американские и германские промышленные компании, созданные гораздо позже, сумели быстрее и эффективнее использовать достижения научно-технического прогресса н наладить выпуск более дешевых товаров в массовом масштабе.

На замену устаревших техники и технологий на строительство предприятии в новых, отраслях требовались огромные инвестиции, которых в тот период в Англии не было. Дело в том, что английская буржуазия оказалась тогда перед дилеммой: либо вкладывать капита­лы внутри страны, либо вывозить их за границу, прежде всего в коло­ниальные и зависимые страны. В конце концов, стала преобладать "схема, связанная с вывозом капитала и колониальной торговлей, основанной на не эквивалентности обмена"7: сырье и полуфабрикаты вы­купались в колониях по монопольно низкий ценам, а готовые изделия английской промышленности сбывались там по монопольно вы­соким ценам. Таким образом, колониальная торговля предоставляла английским промышленникам возможность не заботиться об обнов­лении материальной базы производства.

Одной из причин замедления темпов экономического развития Англии явился также затяжной мировой аграрный кризис, который разразился в 1874 году и продолжался почти 20 лет.

Утрата Англией в конце XIX века ведущих позиций в мировой эко­номике заставила ее начать структурную перестройку в промышлен­ности, аналогичную проводимой в тот период всеми развитыми стра­нами мира. В результате заметно ускорился прогресс в новых отраслях (в частности, электротехнической), которые обгоняли по темпам рос­та традиционные. Новую техническую базу получила металлургия, особенно производство стали, что диктовалось военными потребнос­тями.

И, пожалуй, только железнодорожный транспорт не уступал миро­вому уровню: объем железнодорожных перевозок вырос в рассматри­ваемый период в семь раз.

Монополизация экономики. Увеличение английских инвестиций за рубежом приводило к тому, что внутри страны их явно не хватало, осо­бенно в новых отраслях. В связи с этим на рубеже веков большое зна­чение приобрела мобилизация денежных средств с помощью акцио­нерных компаний, которые привлекали сбережения всех слоев населения. Для этого разрешалось выпускать мелкие акции номина­лом до одного фунта стерлингов. Постепенно акционерный капитал стал играть все более заметную, а потом и ведущую роль во многих секторах экономики. Рассматривая английскую экономику на рубеже веков, следует от­метить, что уровень концентрации производства заметно отставал от соответствующего уровня в Германии и США. В традиционных отрас­лях (текстильной, угледобывающей) большая доля приходилась на мелкие и средние предприятия с устаревшим оборудованием. Круп­ные предприятия и их объединения стали возникать в основном в но­вых отраслях. Этому способствовали и более значительные размеры их уставных капиталов, и развитие акционерных компании.

Первые монополии в Англии возникли в 1880- 1890-х годах в тру­бопрокатной и химической отраслях, а также на железных дорогах и в судоходстве.

Одним из основных направлений была монополизация железных дорог.

И всё же следует отметить, что процесс создания монополий в Ан­глии примерно на 10- 15 лет отставал от Германии и США.

Но была в английской экономике сфера, в полной мере соответствовавшая мировому уровню. Речь идет о кредитно-банковской системе, где темпы и уровень концентрации капитала были весьма высо­кими. Особенно выделялись пять лондонских банков ("большая пятерка"), которые к 1900 году осуществляли управление всем кредит­ным делом страны.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Румынии XX века Политика Чаушеску

    Реферат >> Астрономия
    История Румынии XX века. Политика Чаушеску   ОБЩИЕ ... использовали импортное сырье. Господствовавшие в экономике Румынии нефтяные монополии сотрудничали с ... реформ, базирующихся на децентрализации экономики, приватизации, привлечении иностранного капитала ...
  2. История экономики в России 19 века

    Реферат >> Экономическая теория
    ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ XIX ВЕКА. ВВЕДЕНИЕ. Прежде чем приступить к анализу состояния экономики России ... конце XIX- начале XX века. Начало XX века в зажиточных крестьянских хозяйствах ... крупных имений. К началу XX века 60% помещичьих земель сосредоточилось ...
  3. История России с древнейших времен до конца XX века

    Реферат >> История
    В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков История России с древнейших времен до конца XX века Оглавление К читателю Раздел ... развитие машиностроения. Однако в условиях затратно директивной экономики дополнительные капиталовложения в машиностроение не дали ...
  4. История экономики России XX века. 1917 - 2000 годы

    Конспект >> История
    ... университет «СТАНКИН» Кафедра истории и культурологии Е.К. Яблонских История экономики России XX века 1917-2000 годы Конспект ... академия печати) Я 14 Яблонских Е.К. История экономики России XX века (1917-2000 гг.): Конспект лекций ...
  5. История сословий в России XVII-XXвв

    Реферат >> История
    ... силы являлось серьезнейшим тормозом в развитии экономики и обуславливало кризис феодально-крепостнического строя ... История России XX век. А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко. - Москва., 2000 Олег Платонов. История русского народа в XX веке ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019688606262207