Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятель­ность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забы...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уж...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Жизнь, как утверждали ещё мыслители древности, есть движение. И, подобно живой природе, экономическая жизнь общества также находится в постоянном движ...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Нарушения в природных системах вызваны техногенным типом экономического роста, специфическая особенность которого заключается в фактическом исключении...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

И первые попытки нашего государства поддержать малых предпринимателей начали приносить свои плоды. По итогам первого квартала 2006 г. в целом по стране по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается положительный прирост. В январе-марте 2006 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост количества зарегистрированных малых предприятий в целом по России. Увеличение количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых на МП. На фоне сокращения среднесписочной численности занятых по всему кругу предприятий доля МП в этом показателе увеличилась и достигла 16,6%. По итогам января-марта 2006 г. был зафиксирован рост объемов оборота МП: за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. данный показатель вырос на 5,6%. Кроме того, по итогам января-марта 2006 г. продолжилась тенденция к росту объемов инвестиций в основной капитал на МП при значительном увеличении темпов роста показателя: за рассматриваемый период данный показатель вырос на 29,6%. Итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2006 г. относительно января-марта 2005 г. в региональном разрезе можно рассматривать как в целом положительные. В 56 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 61 регионе; объемов оборота МП – в 65; инвестиций в основной капитал на МП – в 50; поступлений ЕНУС – в 80 регионах; поступлений ЕНВД – в 81 регионе. [7;C.14]

Важнейшие задачи государственной поддержки МП заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

2.2 Система государственной поддержки МП за рубежом

Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении МП является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства в целом в соответствии с основными национальными интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МП, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе, либо в совокупности стран (например, в Европейском Союзе). Как показывают результаты анализа мировой практики, в экономически развитых странах до 90% фирм составляют малые и средние предприятия, они являются источником рабочих мест для 50 – 70% занятого населения и обеспечивают до 50% валового внутреннего продукта. [5;C.12]

Для осуществления государственной политики применяется специальное законодательство, регулирующее весь комплекс вопросов поддержки МП; реализуется система государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям с использованием централизованных источников и особых схем финансирования. Выравнивание положения малых предприятий на рынке по сравнению с более крупными путем протекционистской государственной политики, компенсация (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам, участие в государственных заказах, устранение излишних административных ограничений в отношении регистрации и лицензирования, внешнеэкономической деятельности, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в большинстве стран с развитой - рыночной экономикой рассматриваются как важнейшая сфера деятельности государства.

Яркий пример эффективного применения стимулирующей государственной политики в отношении малых и средних предприятий являют собой послевоенные Западная Германия и Япония, достигшие замечательных успехов в социально-экономическом развитии за короткий период благодаря тому, что в качестве основного инициирующего фактора реформ была использована движущая сила энергичного развития малого и среднего бизнеса. [10]

В Великобритании на порядок превышает их количество в России. Но при этом никакими законами не определено, что является малым бизнесом, хотя есть градации: микро-, малые, средние предприятия, градации по численности и по объему средств, которые прокручиваются через эти структуры. Сегодня много людей занято в малом бизнесе Великобритании, тем не менее проблема безработицы существует. Поэтому для них важно повышать популярность собственного бизнеса. Не каждый хочет рисковать - многие предпочитают получать пусть небольшой, но гарантированный заработок. Кстати, там гарантируется государством минимум заработной платы, что, к сожалению, наш федеральный закон не позволяет. На предприятиях всех форм собственности работник должен получать не меньше 40 фунтов стерлингов в час. Конечно, есть проблемы, сходные с нашими: не все банки охотно кредитуют малые предприятия, и Правительство Великобритании законодательно обязало банки работать с малым бизнесом. Так же существуют бизнес инкубаторы. Попасть в бизнес -инкубаторы стремятся многие. 90% английских компаний, прошедших этап бизнес - инкубирования, впоследствии успешно выживают на рынке. Среди начавших бизнес самостоятельно эта цифра вдвое меньше. [4;C. 46]

Рассматривая опыт стран ЕС, прежде всего, необходимо отметить чёткость и ясность концепции поддержки малого и среднего предпринимательства как на уровне отдельных стран и входящих в них регионов, так и на уровне ЕС в целом. Эта концепция включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональном уровнях. Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путём либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции. Другие страны придерживаются того мнения, что разработка целевых программ и более совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путём непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность.

Реализация государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития МП, требует создания правовой, финансовой и институциональной системы, эффективное функционирование которой предполагает постоянное взаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальном дублировании функций, ориентацию как на общие цели социально-экономической политики государства, так и на интересы субъектов малого предпринимательства. При этом характерно большое разнообразие вариантов, используемых при формировании системы государственной поддержки предпринимательства, которое учитывает особенности государственного и политического устройства, направлений экономического развития, традиций регулирования и самоорганизации предпринимательской деятельности, состояния бюджетной и кредитно-финансовой системы, а также множества других факторов. Поэтому прямое перенесение на российскую почву американской, японской, германской или любой иной модели государственной поддержки МП не представляется возможным. В то же время исследование организационных структур и механизмов поддержки МП в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития сектора МП в России. К их числу относятся:

1. Наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации.

2. Разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия МП.

3. Сочетание прямых и косвенных мер поддержки МП, т.е. программ и проектов, непосредственно ориентированных на компенсацию тех или иных недостатков, объективно присущих МП, и мероприятий законодательного, экономического и организационного характера, направленных на создание общих благоприятных условий для развития предпринимательской активности.

4. Выделение ассигнований на реализацию программ поддержки МП из бюджетов различных уровней; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования; поощрение частных кредитов и инвестиций в сферу МП путем государственных гарантий, страхования, компенсаций долевого участия.

5. Наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства (Администрация малого бизнеса США, подчиненная непосредственно президенту; Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; государственные корпорации финансирования малого бизнеса в Японии, Южной Корее, ЮАР и Чехии; специализированные кредитные учреждения с государственным капиталом в Германии; Министерства среднего класса в Бельгии и Люксембурге и т.п.).

6. Рациональное распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти с делегированием широких полномочий на уровень административно-территориальных единиц и муниципалитетов при сохранении за центральными органами общих координационных функций, обеспечивающих единство экономического пространства и хозяйственного регулирования.

7. Взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений. Активная роль в формировании и реализации государственной политики в области МП предпринимательских организаций, национальных, отраслевых и региональных союзов и ассоциаций малого бизнеса, торгово-промышленных и ремесленных палат, других общественных объединений, действующих в режиме постоянного диалога с правительственными структурами.

8. Ориентация государственной политики в сфере МП на поощрение совместной деятельности, взаимопомощи и кооперирования внутри сектора МП, что обеспечивает повышение его конкурентоспособности, устойчивости и эффективности.[10]

Общей установкой государственной политики поддержки МП в развитых странах является создание для него благоприятной среды, которая предполагает стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, эффективную систему защиты интеллектуальной собственности, упрощенные административные процедуры и т.д. Нормально функционирующий рыночный механизм в состоянии сам расставить приоритеты, необходимо лишь осуществлять дозированную его коррекцию в рамках политики поддержки и развития МСП. Благодаря этому данная политика органично включается в общий контекст государственного регулирования.

Сколь большое значение придается развитию МП, можно судить, в частности, по принятому еще в 1953 г. в США Закону о малом бизнесе. В нем провозглашается: "Защита и поощрение свободной конкуренции составляют основу не только экономического благосостояния, но и безопасности страны. Безопасность и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных возможностей малого бизнеса. Малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных и коммерческих организаций. Государственная администрация по делам малого бизнеса помогает предпринимателям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала. Малый бизнес в США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. средних и мелких предприятий. Конгресс считает, что правительство должно в той мере, в какой это, возможно, оказывать поддержку предприятиям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство". За последние годы Конгресс США принял не менее десяти законов по вопросам малого бизнеса, причем они не отменяли предыдущих законов (что характерно для нашей практики), а только дополняли и конкретизировали их. [10]

В общем, виде основные цели государственной политики в отношении малых и средних предприятий (далее МСП) в рамках ЕС можно сформулировать следующим образом:

- создание благоприятных рыночных условий для развития МСП;

- поддержание равноправия сторон в рыночных отношениях;

- обеспечение конкурентного порядка и динамики деловой активности;

- создание новых рабочих мест, особенно в районах с застойной безработицей;

- минимизация социальных издержек в связи с обострением конкуренции.

Сектор МП в развитых странах, активно поддерживаемый государством, занимает прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, сфера деловых и бытовых (индивидуальных) услуг. И , как говорилось выше, в секторе МП сосредоточено около 80-90% предприятий, на их долю приходится 40-50% валового национального продукта, около половины изобретений и "ноу-хау", ими создается 60-70% новых рабочих мест. Осуществляется активная диверсификационная политика проникновения малого бизнеса в новые отрасли производства - машиностроение, энергетику, электротехническую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, информатику, микроэлектронику, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли производства. Кроме того, малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Заключение

Потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит на только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом. Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства еще недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Формирование целостной системы государственно-общественной поддержки МП - сложный и длительный процесс.

В России малое предпринимательство преимущественно развивалось в сфере торговли и услуг, но развивать нужно все отрасли малого предпринимательства: агропромышленный комплекс, промышленность, строительство, бытовое обслуживание и т.д.

Малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста. Существуют прогнозы, что в России малые предприятия будут создавать к концу первого десятилетия XXI в 40 % ВВП, а затем приблизится к 60 % как в развитых странах. При этом число занятых в этом секторе экономики может достигнуть более 50 млн. человек. Но для этого нужно решить все проблемы, мешающие успешному развитию предпринимательства.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое должно, наконец, услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88 – ФЗ (ред. от 08.2004) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

  2. Федеральный закон от 08.08.2001 №129 – ФЗ (ред. от 02.11.2004) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ».

  3. Государственная поддержка малого предпринимательства/В. Андреев // Российская юстиция, - 2000.-№ 12.

  4. Орлов, А.В. Надежда о малом бизнесе: учебное пособие/ А.В. Орлов. -М.: Издательский дом Международного университета, 2003,-89 с.

  5. Малое предпринимательство// научно – практический журнал «ЮРИСТ», - 08.2004.

  6. Две системы налогообложения/ Л.В. Емельянова// Управление собственностью, - 2001.- № 3.

  7. Динамика развития малого предпринимательства в регионах: информационно аналитический доклад// Национальный институт системных исследований проблем малого предпринимательства, -2006, -38 с.

  8. Информационный центр поддержки малого предпринимательства [электронный ресурс] / Министерство экономического развития и торговли РФ. – Режим доступа: URL: http://smb.economy.gov.ru

  9. Электронная библиотека предпринимательства [электронный ресурс]/ фонд Евразия.- Режим доступа: URL: http://www.rcsme.ru/lib.asp

  10. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России [электронный ресурс]/ национальный институт исследования проблем малого предпринимательства.- Режим доступа: URL: http://www.nisse.ru/analitics

Приложение

Таблица №1

Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации

в январе-марте 2006 г.

Федеральные

округа

Объем оборота

в январе-марте 2006 г.

млн. руб.

На душу населения, руб.1

В % к

январю-марту 2005 г.1

РФ

2 352 595,1

16 397,3

105,6

Центральный

1 108 320,4

29 519,2

100,6

Северо-Западный

246 838,4

17 976,7

122,4

Южный

187 429,3

8 213,1

106,1

Приволжский

352 667,3

11 483,7

107,0

Уральский

169 034,6

13 765,9

98,8

Сибирский

224 364,8

11 334,9

123,8

Дальневосточный

63 940,3

9 698,2

98,6

1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.

2с учетом региональных ИПЦ

Таблица №2

Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2006 г.

Федеральные округа

Объем инвестиций

в январе-марте 2006 г.

млн. руб.

На душу населения, руб.1

в % к

январю-марту 2005 г.2

РФ

26 514

184,8

129,6

Центральный

6 868

182,9

114,6

Северо-Западный

2 876

209,4

94,3

Южный

4 637

203,2

184,1

Приволжский

4 369

142,3

124,3

Уральский

2 720

221,5

129,0

Сибирский

4 184

211,4

156,0

Дальневосточный

861

130,6

142,1

1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.

2 с учетом региональных ИПЦ

Таблица №3

Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам

Российской Федерации в январе-марте 2006 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

тыс. чел.

в % к

январю-марту

2005 г.

%

Изменение относительно

января-марта 2005 г., п.п.

РФ

7 993,6

105,1

16,6

0,8

Центральный

2 943,5

103,6

21,7

0,5

Северо-Западный

1 171,9

104,9

22,1

0,7

Южный

765,9

103,3

13,9

0,4

Приволжский

1 481,5

108,5

14,2

1,3

Уральский

541,5

100,7

12,0

0,1

Сибирский

784,5

109,8

12,4

1,3

Дальневосточный

304,9

107,2

13,0

1,1

1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера

Таблица №4

Количество зарегистрированных малых предприятий

по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2006 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1

Прирост/ сокращение (-)

количества

зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. населения1

за период

01.04.2005- 01.04.2006

РФ

720,2

30,7

Центральный

942,0

40,8

Северо-Западный

1 168,2

-12,4

Южный

482,0

-28,9

Приволжский

579,3

56,0

Уральский

619,7

80,6

Сибирский

562,3

32,8

Дальневосточный

665,9

50,1

1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.

Диаграмма №1



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теории государственного регулирования рыночной экономики

    Реферат >> Экономика
    ... малый ... экономику, совокупность экономических свобод, свободная конкуренция, свободное предпринемательство ... рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создать условия его ... роль в рыночной экономике ...
  2. Описать влияние государства на малый бизнес

    Реферат >> Экономика
    ... Малый бизнес- это предпринемательская деятельность, которая осуществляется субъектом рыночной экономики ... малого предпринемательства , поскольку именно малое предпринемательство ... работников. Важную роль в налогообложении ... предполагает внедрение его иной правовой ...
  3. Информация экономический ресурс

    Реферат >> Экономика
    ... . Согласно его утверждениям, подтверждённым его практикой, ... по-разному определяют малое предприятие. По ... роли и возможностей использования в экономике ... взаимозаменяемость. В рыночной экономике каждый из ... =423&group_id=36 Проблемы предпринемательства. 7.Климов С. ...
  4. Предпринимательство. Ответы

    Шпаргалка >> Маркетинг
    ... 2,Признаки предпринемательства 2. 1) ... малого бизнеса, поэтому индивидуальное предпринимательство способствует демонополизации экономики ... снятии его с учета ... роль между внутренними и внешними средами. Этими элементами является результат производства и рыночный ...
  5. Развитие предпринимательства в Украине

    Реферат >> Маркетинг
    ... как фактор производства………………………...4 1.2.Предпринемательство: сущность, виды, ... процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет ... малым бизнесом. Особое значение малого и среднего бизнеса выявляется во время переходного к рыночной экономике ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019781589508057