Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятель­ность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забы...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уж...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Жизнь, как утверждали ещё мыслители древности, есть движение. И, подобно живой природе, экономическая жизнь общества также находится в постоянном движ...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Нарушения в природных системах вызваны техногенным типом экономического роста, специфическая особенность которого заключается в фактическом исключении...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2 Основные проблемы российского предпринимательства

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно - развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. [10]

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.[10]

Помимо трудностей развития значительная часть препятствий на пути становления малого предпринимательства в России лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основе анализа современного состояния его развития можно выделить ряд главных проблем, с которыми сталкиваются представители этого вида экономической деятельности:

  1. Величина налогов и сложность налоговой системы. Высокие налоги и несовершенное налоговое законодательство являются основным препятствием на пути развития малого бизнеса. Об этом заявляют более половины  опрошенных предпринимателей. Существующая налоговая система носит фискальный характер и не только не стимулирует предпринимательскую деятельность, а напротив, приводит к сокрытию предпринимателями своих реальных доходов, к уклонению от уплаты налогов и развитию «теневой» экономики. Предприниматели высказываются за максимальное упрощение системы налогообложения.

  2. Несовершенство законодательной базы. Действующие законодательные акты нередко затруднены для применения в сфере малого предпринимательства. Серьезное недовольство предпринимателей вызывает наличие многочисленных (часто противоречивых)  дополнений, разъяснений, инструкций. Поэтому также около половины  опрошенных предпринимателей высказались за необходимость улучшения законодательной базы для МП. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации обеспечивается, в первую очередь, рядом принятых законодательных и иных нормативных правовых актов. Многие из действующих актов устарели, в результате возникли правовые коллизии и нестыковка ранее принятых актов и актов, принятых в последующие годы, необходимость приведения в соответствие законодательства, регулирующего вопросы поддержки малого предпринимательства, с Гражданским Кодексом, Бюджетным Кодексом, законодательством, регулирующим налогообложение. Возникла потребность разработки подзаконных актов, обеспечивающих нормативное правовое регулирование снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, приведения в соответствие нормативно-правовых актов, регулирующих малое предпринимательство на федеральном уровне, с актами, действующими на региональных уровнях.

  3. Трудность доступа к банковским кредитам. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами прежде всего из-за высокого процента коммерческого кредита и отсутствие у малых предприятий необходимого залога, а также из-за неразвитости системы гарантирования. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов. Традиционно коммерческие банки бизнес в этой сфере деятельности считают достаточно трудоемким в обслуживании, высокорискованным и относительно низкодоходным. Банковский сектор из-за высоких рисков, связанных с кредитованием малых предприятий, в большей мере ориентирован на крупные предприятия. Кроме того, остается низким уровень квалификации работников в сфере управления и финансов на самих малых предприятиях, а также уровень подготовки  документации  (бизнес-планов). Практически отсутствуют альтернативные источники микрокредитования малых предприятий. Решение этих задач невозможно без предоставления таких возможностей фондам поддержки малого предпринимательства, иным, помимо банков, финансовым организациям, без создания заслуживающей доверия системы государственных гарантий кредитования малого предпринимательства, повышения профессиональной готовности предпринимателей к использованию заемных средств.

  4.  Малые предприятия испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений. Особенно острой является проблема предоставления малым предприятиям производственных помещений.     Существует значительный резерв неиспользуемых производственных и офисных помещений, являющихся собственностью крупных предприятий и организаций. Очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет. Аренда, как преобладающая форма размещения малого бизнеса, часто становится не по силам предпринимателям из-за отсутствия стабильных долгосрочных условий аренды и стремления арендодателей перенести всю тяжесть расходов по содержанию арендованного имущества на плечи малых предприятий. Арендодатели часто допускают произвольное изменение ставок арендной платы. Следует отметить, что в результате подъема промышленного производства начался процесс постепенного выдавливания с площадей крупных предприятий и организаций малых предприятий, не связанных с арендодателями корпоративными или производственно -технологическими связями. Только около трети  малых предприятий имеют собственные площади, около  половины  вынуждены арендовать их у различных организаций, часто по договорам о совместной деятельности и около одной десятой части предпринимателей арендует помещения у Департамента государственного и муниципального имущества. Часть МП, не имея возможности арендовать нежилое помещение, осуществляют свою деятельность в квартирах руководителей или работников, что ограничивает возможность развития многих перспективных фирм. Следует также отметить достаточно высокую стоимость выкупа прав аренды и стоимость приобретения объектов незавершенного строительства, что для многих МП является непосильной задачей.

  5. Административные барьеры. Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев (а Требования инспекций в провинции имеют гораздо более буквальный характер, и некуда апеллировать). Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.  Многие предприниматели (около четверти опрошенных) отмечают  необходимость преодоления административных барьеров, упорядочения  и сокращения  числа проверок малых предприятий,  необходимость принятия комплекса мер, защищающих предпринимателя от волюнтаристских решений представителей исполнительной власти и контролирующих органов. Часто деятельность малого предприятия в значительной степени   зависит от контролирующих органов и от размера налагаемых ими штрафных санкций.

     Особенно негативно влияют на деятельность хозяйствующих субъектов следующие административные барьеры:

  • контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью;

  • сложность процедуры государственной  регистрации предприятия;

  • несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности;

  • сложность и высокая стоимость проведения сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.

6. Проблема продвижения товаров и услуг на рынке. Многие предприниматели не имеют достаточного  опыта и возможностей в организации  сбыта продукции, испытывают трудности в установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами малого предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных  с ними финансовых потерь.

     Часто  реализация товаров осуществляется по схеме «производитель - торговля - потребитель». Большинство малых предприятий поставляет свою продукцию напрямую в магазины. Магазины в отношении МП становятся монополистами и начинают диктовать свои условия. Магазины неохотно принимают на реализацию продукцию МП, устанавливают высокие торговые наценки, задерживают расчеты за реализованную продукцию. Поэтому перед МП стоит проблема создания сбытовой сети. Большинство опрошенных предпринимателей выразили заинтересованность в получении содействия для  участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, что позволяет увеличить объем продаж, наладить деловые связи.

7. Потребность в деловой информации.  Малым предприятиям необходима помощь в получении достоверной деловой информации. Следует отметить отсутствие как необходимых связей между предпринимателями, так  и достаточной информации друг о друге, что усложняет выбор нужных партнеров. Предприниматели заинтересованы в получении полной и достоверной информации о различных аспектах ведения бизнеса, в налаживании деловых связей и т.д.

     Наибольшим спросом у предпринимателей пользуются следующие виды информации:

  • маркетинговые исследования о рынках товаров и услуг, о поставщиках и ценах;

  • налогообложение,  бухгалтерский учет и отчетность;

  • правовое регулирование деятельности малых предприятий, льготы, оформление имущественно-земельных отношений.

          В окружные организации инфраструктуры поддержки МП предприниматели наиболее часто обращаются за консультациями по вопросам:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теории государственного регулирования рыночной экономики

    Реферат >> Экономика
    ... малый ... экономику, совокупность экономических свобод, свободная конкуренция, свободное предпринемательство ... рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создать условия его ... роль в рыночной экономике ...
  2. Описать влияние государства на малый бизнес

    Реферат >> Экономика
    ... Малый бизнес- это предпринемательская деятельность, которая осуществляется субъектом рыночной экономики ... малого предпринемательства , поскольку именно малое предпринемательство ... работников. Важную роль в налогообложении ... предполагает внедрение его иной правовой ...
  3. Информация экономический ресурс

    Реферат >> Экономика
    ... . Согласно его утверждениям, подтверждённым его практикой, ... по-разному определяют малое предприятие. По ... роли и возможностей использования в экономике ... взаимозаменяемость. В рыночной экономике каждый из ... =423&group_id=36 Проблемы предпринемательства. 7.Климов С. ...
  4. Предпринимательство. Ответы

    Шпаргалка >> Маркетинг
    ... 2,Признаки предпринемательства 2. 1) ... малого бизнеса, поэтому индивидуальное предпринимательство способствует демонополизации экономики ... снятии его с учета ... роль между внутренними и внешними средами. Этими элементами является результат производства и рыночный ...
  5. Развитие предпринимательства в Украине

    Реферат >> Маркетинг
    ... как фактор производства………………………...4 1.2.Предпринемательство: сущность, виды, ... процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет ... малым бизнесом. Особое значение малого и среднего бизнеса выявляется во время переходного к рыночной экономике ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021710395812988