Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое раз...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем , что зрения в жизни человека имеет огромное значение. Это основной сенсорной канал, который связывает ег...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Работа практического психолога очень специфична своим предметом –индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже ...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Этапы проявления дезадаптации

Этапы

п/п

сферы «отношений»

адаптационные

нарушения

учёба

межличностн.

отношения

1.

первичные трудности

напряжен. в отношен. с учителем и родителями

нарушения в эмоц. сфере в виде: тревоги, вигетативных проявлений, ранимости и т.п.

2.

пробелы в знаниях

смысловые барьеры

появления психо- защитных механизмов

3.

отставание по отдельным предметам

эпизодические конфликты

закрепления психозащитн. реакций

4.

неуспеваемость частичная или общая

систематические конфликты

нарушения дисциплины

5.

отказ от учебной деятельности

разрыв отношений

Таким образом, возникающая под влиянием неблагоприятной социально-педагогической ситуации деформация личностных структур нашла отражение в таком интегрирующем понятии, как социально-педагогическая запущенность. Признаки запущенности постепенно накапливаются и переходят в качественное образование — симптомокомплексы. У младшего школьника при неблагоприятной ситуации развития в семье и школе социально-педагогическая запущенность распространяется на личностный уровень. Нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъектных свойств, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития. Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь с оценивающей деятельностью учителя. В большинстве случаев они ощущают себя неумными, плохими учениками, непринятыми, нелюбимыми. Эти ощущения повышают их тревожность, делают их социально робкими, снижают уровень притязаний. Накопление у ребенка отрицательно окрашенных эмоциональных реакций приводит к нарушению его душевного равновесия, что выражается в подавленности, угнетенности, вялости, плаксивости, раздражительности, проявлениях немотивированного страха, тревоги у одних детей и расторможенности, повышенной двигательной активности у других.

Школьная и социальная дезадаптация является во всех случаях процессом мучительным, длительным, но почти всегда доступным предотвращению при комплексном профилактическом подходе. К сожалению, именно профилактике меньше всего уделяется внимания в школе и детском саду, хотя термин « группы риска», так часто употребляемый различными специалистами, тесно спаян именно с профилактическим подходом. Система профилактики школьной дезадаптации, охватывающая не только школу, но и дошкольные детские учреждения, пока существует лишь в зачаточном состоянии в единичных детских учреждениях. А ведь она не только гуманнее, но и дешевле системы коррекции (исправления) глубоких форм школьной и социальной дезадаптации[14,с.9].

Всё вышесказанное относится к детям с нормальным развитием, но для нас более важным является рассмотрение того, как тревожность будет проявляться у детей с каким либо отклонением от нормы. В нашем случае это дети с задержкой психического развития (ЗПР).

1.4. Особенности проявления тревожности как предпосылки социальной дезадаптации у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Состояния, ведущие к нарушению адаптации к дошкольному образовательному учреждению и учебной деятельности, школьной адаптации, сложны и неоднородны. Особое место в контексте этих проблем занимают дети с таким вариантом развития психики, который в отечественной науке получил название « задержка психического развития» (ЗПР).

Проявления задержки психического развития включают в себя не только стойкую неуспеваемость, но и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма. При этом проявления этого состояния могут быть разнообразны.

Тщательное психологическое исследование раскрывает специфические особенности психической деятельности ребёнка, в основе которых лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребёнка, за возможность его адаптации к условиям образовательного учреждения. 1

Понятие «задержка психического развития»

Под термином (задержка психического развития) понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.

М.С.Певзнер и Т.А.Власова рассматривали вопрос о том, какую роль играли эмоциональное развитие и нейродинамические расстройства (астенические и церебральные состояния) в формировании личности ребёнка с ЗПР. Они выделили задержку психического развития, возникающую на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и задержку, возникающую на ранних этапах жизни ребёнка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и церебрастеническим состояниям организма.2

К.С.Лебединской была предложена этиопатогенетическая систематика задержки психического развития. Основные клинические типы её дифференцируются по этиопатогенетическому принципу: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения, церебрально-органического происхождения.3

Хотелось бы выделить ЗПР психогенного происхождения, при которой наблюдается, прежде всего, аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г.Е.Сухарева, 1959), чаще всего обусловленной явлением гипоопеки – условиями безнадзорности, при которых у ребёнка не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта.

Вариант аномального развития по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой – изнеживающим воспитанием, при котором ребёнку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку. При нормальном интеллектуальном развитии такой ребёнок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет выполнять задания самостоятельно. Адаптация в коллективе этой категории детей затруднена из-за таких черт характера, как эгоизм, противопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребёнка невротического состояния.4

Лев Семёнович Выготский неоднократно подчёркивал, что процесс формирования психики ребёнка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребёнком и окружающей его социальной действительностью. В неблагополучных семьях ребёнок испытывает дефицит общения. Эта проблема со всей остротой встаёт в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией.

Становление эмоционального интеллекта у детей с ЗПР це­ребрально-органического генеза характеризуется следующими осо­бенностями. У младенцев с риском задержки позже появляется ком­плекс оживления. «Тревога семимесячных» имеет более выражен­ный характер, чем у здоровых младенцев: скованность, страх, крик, ухудшение сна (И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, 2006).

Дошкольники и младшие школьники с ЗПР хуже опознают эмо­ции по мимике лица (Т. В. Гордеева, Г. А. Мишина, 2005). Это ведет к ошибкам в оценке переживаний других людей и, следовательно, к трудностям общения. Проблемы осознания собственных эмоций проявляются в том, что дети имеют более низкий эмоциональный словарь и хуже воспроизводят эмоции по заказу.

Известно, что фактором успешной адаптации ребенка в со­циуме является достаточный уровень произвольной регуляции с функцией контроля над эмоциями и поведением в целом. Эти осо­бенности начинают свое активное становление к старшему дошко­льному возрасту. У детей с ЗПР церебрально-органического проис­хождения наблюдаются отставание в развитии общих свойств эмо­циональной регуляции (предметности, адекватности ситуации и из­бирательности) (Ю. М. Миланич, 1998, 2007). Картину эмоциональ­ного неблагополучия можно определить как внутреннее некомфорт­ное состояние, неудовлетворенность личности деятельностью и общением. Перечислим симптомы эмоционального неблагополучия у детей с ЗПР:

1) острые эмоциональные реакции, которые окрашивают кон­фликтные ситуации: агрессивные (физические и вербальные), протестные, истерические, реакции страха и чрезмерной обиды. При отсутствии должной коррекции такие реакции перерастают в стой­кие состояния при переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. По данным ряда исследователей, количество страхов у детей с ЗПР значительно превышает их число у нормаль­но развивающихся сверстников (А. И. Захаров, 2004; Л. В. Кузнецова, 2002). Им свойственны страхи детей более младшего возраста. Так, у 6-летних детей с ЗПР преобладают страхи, харак­терные для младших дошкольников: страх темноты, замкнутого про­странства, неожиданных звуков, уколов. В то время как их здоровые сверстники чаще боятся болезней, смерти, пугающих людей (Т. В. Гордеева, Г. А. Мишина, 2005).

2) напряженные эмоциональные состояния (это более ста­бильные во времени надситуативные переживания): пониженный фон настроения, тревога, длительные переживания обиды, гнева, сверхтормозимость в контактах;

3) нарушения динамики эмоциональных состояний (по сути, это проявления темперамента, но они достигают такой силы, что нарушают адаптацию ребенка): повышенные реактивность эмоций и побуждений к действию, ригидность, эмоциональная возбудимость и лабильность. У такого ребенка гнев быстро сменяется настроением с оттенком эйфории, в личности могут сочетаться агрессивность и тревожная мнительность. Подобные проявления относят к трудному темпераменту, который у дошкольников с ЗПР встречается в два раза чаще, чем в норме (Л. В. Кузнецова и др., 2002).

Примерно две трети школьников с ЗПР проблемы произволь­ной регуляции эмоций и поведения в целом проявляют в виде по­вышенной возбудимости. В основном они демонстрируют первый и третий варианты эмоциональных нарушений. Одну треть учащихся коррекционных школ характеризует повышенная заторможенность поведения. На фоне медлительности, пассивности они отличаются повышенной чувствительностью к неуспеху, оценке. Это приводит к стойким напряженным эмоциональным состояниям.

Незрелость эмоционально-волевой сферы определяют как ор­ганический инфантилизм (И. А. Юркова, 1959; Г. Е. Сухарева, 1959; К. С. Лебединская, 1982) и выделяют два его вида: неустойчивый и тормозимый. В дошкольном возрасте его отпечаток несет на себе игра: ее отличает бедность воображения и творчества, однообразие сюжетов и игровых действий, преобладание суетливости и разруши­тельных действий, манерничанье. Слабость волевого усилия, стремление к сиюминутному удовлетворению желаний без особого труда у школьников с ЗПР легко может привести к асоциальному поведению. Повышенная внушаемость, эмоциональная зависимость детей также создает высокий риск вовлечения в асоциальные дей­ствия и нетрадиционные секты, использования в сексуальном наси­лии.

При отсутствии своевременной коррекции, негативные прояв­ления незрелой эмоционально-волевой сферы закрепляются в от­вет на связанную с усиливающейся тревогой потребность избегать тягостные переживания. Они могут повторяться без видимых при­чин. Ребенок находит свое внутреннее оправдание, почему он кого-то ненавидит, чего-то стыдится, боится или хочет «закатить истери­ку». В результате эмоциональные проявления становятся устойчи­выми - формируются патохарактерологические особенности лично­сти

В асоциальных семьях, в семьях психических больных и при­митивных родителей, в случае сиротства негативную роль играет фактор эмоциональной депривации (однообразие среды и контак­тов, эмоциональная холодность родителей). У детей преобладает пониженный фон настроения, несамостоятельность поведения, эмоции отличаются поверхностностью.

Следствием жестокого воспитания становится повышенная аг­рессивность, мстительность стеничных детей, и робость, пассив­ность, повышенная тревожность - у менее стеничных.

Но адекватную социализацию задерживает не только дефицит тепла и интереса к личности ребенка, но и гиперопека, когда ребен­ку уделяется слишком много внимания, контроля, его активность и контакты чрезмерно ограничивают, при этом все прощают. Такой ребенок растет эгоцентричным, капризным, слабовольным, отказы­вается следовать нормам поведения в школе.

Следует помнить, что при психогенной ЗПР отклонения ус­пешно сглаживаются, если условия воспитания меняются в лучшую сторону. 5



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... школьной тревожности Филипса Методика диагностики уровня школьной тревожности Прихожан. Глава 1. Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста ...
  2. Влияние типа темперамента на межличностные отношения детей младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... с фактором фрустрационной тревожности. Вначале в ... влияние на успешность адаптации, например к школьной ... влияние общения, как одного из основных проявлений межличностных отношений, на социальное и личностное развитие детей. В младшем школьном возрасте ...
  3. Влияние стиля семейного воспитания на агрессивность детей младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... агрессии, теория социального научения агрессии А. Бандура). 3. На формирование агрессивности у детей младшего школьного возраста влияют такие факторы ...
  4. Влияние учебного процесса на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... социальной оценкой, является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста ... обследуемым детям младшего школьного возраста с низкой самооценкой характерны повышение уровня тревожности. Отсутствие ...
  5. Йога как средство адаптации детей младшего школьного возраста к учебному процессу

    Реферат >> Педагогика
    ... основы адаптации школьников младшего звена к учебному процессу 1.1 Особенности психофизиологического и социального развития детей младшего школьного возраста Выгодский ... не совпадающие с ключом - это проявления тревожности (таблица К2). При обработке ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014610290527344