Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Только во второй половине ХIХ в , когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики ст...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерност...полностью>>
Психология->Реферат
Методы изучения личности Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекци...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Патопсихология – это область психологической науки на границе между психологией и психиатрией, изучающая закономерности распада психической деятельнос...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.1. Ощущение

Определение ощущения. Простейшим познавательным пси­хическим процессом является ощущение. Простейшим его можно назвать толь­ко по сравнению с более сложными процессами. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности специальных органов, объединен­ных в целостные системы. Вопрос о субъективной природе ощущения и его со­ответствии отражаемым в нем свойствам физического мира является одним из труднейших в философии и психологии. Насколько точно в ощущениях отража­ется объективный мир? Не являются ли ощущения просто знаками тех явлений, которые происходят за пределами организма? Ведь в природе нет таких явле­ний, как свет или звук, существующих в той форме, в которой они представле­ны субъекту. Объективно это — электромагнитное излучение и колебания воз­душной среды с различными длинами волн. Если ощущения не являются точ­ной копией свойств мира, то как можно проверить достоверность всей картины мира, построенной на их основе? На все эти вопросы кратко ответить нельзя, поскольку убедительное утверждение о верности (в отличие от тождественно­сти), с которой в субъективных образах отражается реальная действительность, требует развернутых и обширных логических доказательств.

Несмотря на то, что субъективный образ по некоторым характеристикам не является тождественным объекту, в нем представлено такое количество пара­метров, инвариантных параметрам объекта, которое является достаточным для более или менее успешного приспособления соответствующего организма к сре­де его обитания. Зрительный образ мира, например, у лягушки наверняка гораз­до беднее такового у человека, поскольку ее зрительный аппарат способен реа­гировать только на движущиеся предметы, однако для выживания и сохранения вида верность отражения направления и скорости движения предмета ее орга­ном зрения является вполне достаточной. С усложнением образа жизни услож­няется и субъективный образ среды, достигая наибольшего его соответствия реальности у человека. Отсюда становится ясно, что сложность образов и их каче­ство, связанные со сложностью органов, с помощью которых они строятся, зависят от особенностей взаимодействия устроенного определенным образом организма с обладающей определенными параметрами средой. Наиболее устой­чивыми условиями среды обитания наземных животных являются: наличие электромагнитного излучения определенного диапазона, воздушная среда с ее свойствами, наличие гравитации и др. Приспособление именно к этим условиям и привело к формированию у них органов, чувствительных к изменениям имен­но в этих средах и полях. В связи с этим и говорят, что органы чувств являются органами специфических энергий. Здесь важно добавить, что для организма важна не сама по себе специфическая энергия, а те сведения, которые она ему доставляет.

Для того чтобы вовремя реагировать на эти изменения, в процессе эволюции у живых организмов развились группы специализированных клеток, рецепто­ров (от лат. recipereполучать), чувствительных к различным воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Импульсы, порождаемые этими клетка­ми, по афферентным нервным волокнам направляются в центральную нервную систему, где передаваемая вместе с ними информация перерабатывается, после чего следуют ответные импульсы, которые по эфферентным волокнам направ­ляются к так называемым исполнительным органам, в качестве которых могут выступать мышцы и органы секреции, а также сами рецепторы, которые в свою очередь реагируют на наступившие при этом изменения и вновь посылают свои сигналы. Таким образом замыкается так называемое рефлекторное кольцо, ко­торое является физиологической основой формирования психических феноме­нов. Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются пси­хические образы. Следовательно, анализатор состоит из рецептора, афферент­ных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы. Только деятельность анализатора как единого целого приводит к фор­мированию первичного психического образа — ощущения, причем в каждом анализаторе формируется специфический по своему качеству (модальности) образ: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, тепло или холод, тяжесть, вибра­ция и ряд других.

Необходимо подчеркнуть, что ощущение возникает только в результате из­менений, происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды. При

полной неподвижности окружающей воздушной массы слу­ховых ощущений не возникает. Кроме того, известно, что глаз постоянно совершает не замечаемые нами быстрые (с ча­стотой около 30-70 раз в секунду) скачкообразные движения с очень маленькой амплитудой, а также медленные «дрейфы» и быстрые «рывки». Если глаз полностью обездвижить, например, с помощью фармакологических средств, зрительные ощущения

Анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных нервных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы.

также полностью исчезнут. То же наблюдается и в других анализаторах. Таким образом, именно движение яв­ляется источником ощущений. Любое ощущение — это и ре­зультат деятельности самого анализатора, эта деятельность заключается в его активном приспособлении к определенным воздействиям среды, в своеобразном уподоблении ее свой­ствам.

Итак, ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в

отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражите­лей на соответствующие рецепторы (Введение в психологию, 1996). В действительности уже в ощущениях субъекту представлены не только отдельные свойства окружающего мира, но и иные, более общие его характери­стики.

Ощущение возникает только в результате изменений, происхо­дящих в рецепторах под влиянием различ­ных форм движения либо самих органов чувств, либо окружаю­щей среды.

Характеристики ощущений. Все ощущения классифицируются в соответ­ствии с классификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном. Все рецепторы он предложил разделить на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на по­верхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах; и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках.

Разделительным правилом при та­кой классификации является характер функций, выполняемых рецепторами и соответствующими анализаторами, в состав которых они входят. Знание о состоянии внутренней среды, представлен­ное в интероцептивных ощущениях, обеспечивается анализа­торами, в состав которых входят интерорецепторы. Налич­ные условия внешней среды даны субъекту в экстероцептивных ощущениях. На основе проприоцептивных ощущений строится знание о взаимном расположении частей тела, абсолютно необходимое для осуществления

Ощущение — это простейший психиче­ский процесс, состо­ящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредствен­ном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

локомоций при перемещении тела в пространстве.

Мы помним, что в психике отражаются только те свойства окружающего мира, которые обнаруживаются в процессе взаимодействия организма с ним. Какие же свойства дей­ствительности отражаются в ощущениях как психических образах этих свойств?

В материалистически ориентированной философии в настоящее время счи­тается, что формами бытия материи являются пространство и время, неотъемле­мым ее атрибутом — движение с энергией в качестве основной его характерис­тики, универсальным же свойством материи является отражение. Эти четыре понятия и образуют основные, фундаментальные характеристики той действи­тельности, в которой существует и к которой приспосабливается живой орга­низм. Именно эти характеристики действительности — пространство, время, энергия и информация (В.А. Ганзен) прежде всего и находят свое отражение в первичном психическом образе — ощущении.

Субъективное «представление» о пространстве возникает уже на уровне ощущений. В пространстве каждого анализатора формируется так называемое сенсорное поле, которое имеет свои собственные пространственные характери­стики. Если мы наденем очки с матовыми

стеклами, дающими только рассеян­ный свет, мы получим зрительное сенсорное поле, которое уже обладает опреде­ленной структурой: любой объект, попавший в это поле, будет располагаться в нем вверху или внизу, справа или слева, приобретая таким образом некоторые координаты. Все охватываемое слухом пространство образует сенсорное поле слуха, имеющее те же характеристики, к которым, однако, добавляется еще одна — «впереди — сзади».

Пространство субъективного образа (ощущения), в котором находит отражение пространство реальной действительности, отличается от физического пространства самого анализатора.

Попавший в сенсор­ное поле слуха объект тоже будет иметь свою локализацию. Осязание образует свое сенсорное поле, в котором местоположение возникшего в нем объекта также может быть тут же определено.

Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: пространство субъективного образа (ощущения), в котором находит отражение пространство реальной действи­тельности, коренным образом отличается от физического пространства самого анализатора. Суть этого важного отли­чия заключается в том, что координаты события, происходящего в сенсорном поле, не всегда совпадают с таковыми в физическом простран­стве анализатора. Иными словами, местоположение объекта, попавшего в сен­сорное поле, определяется в соответствии с его истинным положением, независимо от расположения реагирующих на него рецепторов в пространстве анализатора. Этот феномен подтверждается простым экспериментом Гельмгольца. Для получения необходимого результата нужно, закрыв один глаз, на­править взор другого на угол переносицы и зафиксировать его там. Затем, за­крыть и этот глаз и, не меняя его положения, сосредоточить внимание на собы­тиях, которые будут происходить именно в нем. После этого нужно сквозь веко слегка надавить на глазное яблоко во внешнем нижнем углу глазной впадины. В результате в месте, соответствующем точке фиксации взора, появится светлое пятно. Ощущение света возникает в результате механического воздействия на сетчатку глаза в том ее месте, которое в обычных условиях является проекцией светового луча, исходящего из переносицы при таком положении глаза.

Суть эксперимента заключается в наглядной демонстрации различий между пространством сенсорного поля и физическим пространством зрительного ана­лизатора. Раздражая сетчатку, например справа внизу, мы получаем свет слева вверху, что соответствует обычному положению соответствующего источника света. Этот эксперимент показывает также общее различие между психическим образом и обеспечивающими его формирование физиологическими процессами. Отсюда становится ясным также, что анализатор строит образ, параметры ко­торого должны соответствовать свойствам среды, а не свойствам самого анали­затора.

Второй важной характеристикой действительности является время. Пред­ставление о времени субъект получает уже в ощущениях, переживая длитель­ность и последовательность воздействий со стороны среды. Ощущение длится в соответствии с длительностью объективного процесса

воздействия. Последо­вательность воздействий также дает представление о времени за счет пережива­ния длительности интервалов между ними. Переживание длительности воздействий и интервалов между ними являет­ся основой для формирования представления о времени. Здесь следует обратить внимание читателя на

Переживание длительности воздей­ствий и интервалов между ними является основой для формиро­вания представления о времени.

то, что термин «представление» в данной части текста употребляется в значении знания, которое непосредственно дано субъекту, пред­ставлено (репрезентировано) ему и отличается по своему значению от принятого в психологии термина «представле­ние», обозначающего образы памяти.

Представление об энергии, как об одной из фундаментальных характеристик материи, формируется за счет переживания интенсивности воздействия. Свет может быть тусклым или ярким, звук тихим или громким, прикосновение силь­ным или слабым и т.д. С переживанием интенсивности воздействий связаны такие характеристики ощущения, как чувствительность и пороги чувствитель­ности. Под чувствительностью понимают способность давать ощущение вооб­ще. Под порогами чувствительности понимают такие выраженные в физических величинах значения интенсивности воздействий, пересечение которых приво­дит либо к возникновению, либо к исчезновению адекватных ощущений. Под абсолютным нижним порогом чувствительности понимают минимальную силу воздействия на рецепторы, при которой возникает ощущение. Между нижним порогом чувствительности и чувствительностью имеется обратно пропорцио­нальная зависимость: чем выше порог, тем меньше чувствительность и наобо­рот. При пересечении верхнего абсолютного порога чувствительности ощущение перестает быть адекватным и возникает чувство боли: болезненно яркий свет, болезненно громкий звук и другие болезненные ощущения. Чрезмерные воздей­ствия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей созна­ния или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, напри­мер, звукового шокера. При изменении интенсивности раздражения интенсив­ность ощущения изменяется не сразу. Минимальная величина, на которую нужно изменить воздействия, чтобы человек ощутил эти изменения (яркости, громкости, силы прикосновения, более соленого или менее соленого и т.д.), на­зывается разностным порогом чувствительности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология и педагогика (7)

    Учебное пособие >> Психология
    А.В.Чулкова ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Лекции СОДЕРЖАНИЕ 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ 1.1. Психология как наука 1.1.1. Этапы развития науки о ...
  2. Психология и педагогика (6)

    Шпаргалка >> Психология
    ... модуль 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии и педагогики. Педагогика — в дословном переводе «пайдагогос» — означает ... Питер, 2004. Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999. Психология и педагогика: Учебное пособие. ...
  3. Психология и педагогика (9)

    Контрольная работа >> Психология
    ... «Экономика» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине : ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Студента 3 курса По специальности : «Бухгалтерский ... ; Л.Д.Столяренко. М. Издательский ценрт «МарТ» 2006 г. 2. «Психология и педагогика» - Л.Д.Столяренко; В.Е. Столяренко Ростов-на-Дону ...
  4. Психология и педагогика (11)

    Реферат >> Педагогика
    ВВЕДЕНИЕ Психология и педагогика переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. ... . Список использованных источников 1.Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998. 2.Розум С.И. Психология: Учеб. пособие. – СПб ...
  5. Психология и педагогика (4)

    Контрольная работа >> Психология
    ... университет Кафедра социологии и психологии управления Контрольная робота по предмету: “Психология и педагогика ” Преподаватель: Выполнил ... технологии осуществления педагогического процесса основоположник педагогики сформулировал принципы, которые и сейчас ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012249946594238