Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Любая организация ожидает, что человек будет выполнять определённым образом роль, для выполнения которой она его принимает. Человек смотрит на организ...полностью>>
Психология->Реферат
Причины разделения групп. Группы формируются в результате деятельности определенных организационных структур и разделения труда в организации. Так, пр...полностью>>
Психология->Реферат
Нет ни одного человека, который не стал­кивался бы с конфликтными ситуациями. Конфликт в широко распространенном определении рассматри­вается как стол...полностью>>
Психология->Реферат
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с ...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и т.п. При этом нередко подчеркивается катастрофическое состояние современного русского языка, ведущее к его разрушению и гибели.

Современные русисты, хотя и обеспокоены состоянием и судьбой русского языка, не столь категоричны в своих оценках. Многие из них отнюдь не считают, что те негативные речевые явления и процессы, которые мы наблюдаем в последние годы, неминуемо ведут к гибели русского языка: ученые скорее озабочены недостатками языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большинства населения. Что же касается языка как явления, то он в своем историческом развитии переживал уже процессы, аналогичные современным: экспансия варваризмов (т.е. иноязычных слов и выражений, эпоха Петра 1, а также первая треть ХIХ века), жаргонизация языка в советское время (20-е годы), увлечение «канцеляритом» ( 50-60 гг. XX века). Тем не менее литературный язык продолжал жить, отбросив все ненужное, наносное, и выходил из этих ситуаций обновленным (ЮА.Белъчиков).

Конечно же, сказанное вовсе не означает, что нам не о чем беспокоиться. Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Как справедливо замечает академик В.Костомаров, очень часто «инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас ... достаточно грамотные люди - журналисты и иные профессионалы пера», А ведь

искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмов», навязывание русской речи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения, нарочитое употребление «крепкого словца» - все это не так безобидно, как порой кажется, поскольку ведет к изменению национального образа мира, традиционных речемыслительных процессов, стереотипов общественного поведения, присущих тем, для кого русский язык является родным. И наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети: деформируется их языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи. «Сегодня русский язык - важный фактор и объект национальной безопасности», - не без оснований пишет академик Российской академии естественных наук К.Колин. В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только и не столько на лингвистов, нормализаторов языка, но и на нас - учителей, методистов, авторов программ и учебников и, конечно же, родителей.

2. Неслучайно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Однако было бы несправедливым не вспомнить о том, что развитие речевых способностей, дара слова, воспитание языковой культуры учащихся в процессе обучения русскому языку предполагалось как обязательное отечественными методистами прошлого, начиная еще с Ф.И.Буслаева и К.Д.Ушинского. О необходимости развития на уроках русского языка «уменья находить наилучшее выражение для определенного содержания речи», что «зависит от того, насколько богат словарный запас учащихся и насколько свободно могут они использовать все разнообразие грамматических средств языка», писал и наш современник - В.Добромыслов. Если иметь в виду советский период, то не следует забывать и о том, что только в учебниках 70-х годов начал изучаться язык, а не только грамматика и правописание. Именно в этот период впервые была предусмотрена последовательная, целенаправленная, с опорой на лингвистические знания учащихся, работа по развитию их речи, привитию им культурноречевых умений и навыков. Я имею в виду учебники под редакцией академика Н.Шанского. Сегодня в школе используется не только этот учебник, но и другие, в первую очередь, учебники под редакцией В.Бабайцевой и под редакцией Л Леканта и М.Разумовской, имеющие гриф Минобразования. В то же время разрабатываются и другие линии учебников русского языка, не имеющие грифа Министерства образования. Все они в той или иной мере ориентированы на изучение не только грамматики, орфографии и пунктуации, но и на развитие речевых умений и навыков школьников. Тем не менее преподавание русского языка, но мнению многих, по-прежнему имеет преимущественно орфографическую и пунктуационную направленность. «Спросите у любого, какой предмет в школе был для него самым скучным. Ответят: «русский язык». Понятно, почему. Потому что его изучение сведено к заучиванию правил орфографии и пунктуации. Только в последнее время в школе стали заниматься стилистикой, историей языка, культурой речи, да и то не везде», - пишет В.Костомаров. Принять полностью эти упреки мы не можем, но и не считаться с ними было бы неправильным не только потому, что это мнение разделяют многие, но и потому, что уровень речевой культуры, в том числе культуры письменной речи учащихся, включая их орфографическую и пунктуационную грамотность, действительно, оставляет желать лучшего. Приведу несколько примеров из сочинений учеников 7, 8, 10 классов (орфография и пунктуация сохранены). Сразу замечу, что это дети из обычной московской школы, обычного класса (не класса коррекции) и что преподает здесь учитель высокой квалификации, неравнодушный, любящий детей и свою профессию. «У крестьян были свои земли но помещики запрещали им ходить по своей земле потому у крестьян была неухоженая земля и плохо росли посевы»; «В 1861 году поймали Чернышевского его казнили гражданской смертью»: «А потом был дуэль между Гамлетом и Клавдии»; «около памятника посажены цветы и у ног валяются цветы. Значит не покинуло поколенье Пушкина»; «Гринев еще не родившись. Сидя в утробье матери отец уже записал его в полк»; «Швабрин призрел Гринева к Маше. И осквернял Машу»; «Земляничий это толстый неулюжий человек. ...Все подумали что это Ревизор. II все начали пребераться. Земаляничему отец прислал денег а Земпяничип их всех истратил за еду. А Городничий ходит и заглядывает в тарелки потому что Городничему есть хочется»; «Надо чесно живуч, много тружуч и крепко люблюч и берегуч свою Родину». Уверена, что многие учителя ведут записи таких «шедевров». Эти примеры заставляют задуматься. О чем они свидетельствуют? О несформированности коммуникативных умений и навыков? Орфографических и пунктуационных? Думаю, что прежде всего об отсутствии культуры мышления и низком общем культурном уровне наших воспитанников. Именно они, наши дети, и являются основными потребителями современной поп-культуры, это для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении» и т.п. А Интернет, где «проблемные полилоги вырождаются в чаты (легкие беседы на определенную тему)» и «пустую болтовню»..., сложные описания эмоций замещаются смайликами (пиктограммами, изображающими улыбающиеся или нахмурившиеся рожицы)» (Л.Иванов). Одновременно исследователи языка Интернета отмечают тенденции к отклонению от синтаксических, пунктуационных, орфографических норм, которые весьма часто просто игнорируются. Все это создает среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на наших детей, на развитие их общей и речевой культуры. Общество отучает детей думать, наблюдать, оценивать. Что же касается орфографии и пунктуации, то, как мне кажется, очень тонко подметил К.Чуковский: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от обшей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится». Я пониманию, что затронутые проблемы имеют социальные корни, но мы не можем не учитывать изменившиеся социальные условия в обучении и воспитании. Я верю, что Россия возродится, но что во многом зависит и от того, сумеет ли школа противостоять тем негативным тенденциям, которые мы наблюдаем.

Как же мы реагируем на происходящее с нашими детьми? Все чаще раздаются голоса о том, что обучающие программы, в частности и по русскому языку, должны быть сокращены и упрощены; что слишком много грамматики в школьном курсе русского языка: что главное сейчас – его коммуникативная направленность. При этом недооценивается или вовсе игнорируется речемыслительная функция языка, творчески обогащающая язык и развивающая его возможности. Мысль, по выражению А.Потебни, «направлена словом». По наблюдениям ученых, в огромном числе случаев речевые нарушения нельзя объяснить только неправильным выбором языковых средств. «За неудачным речевым воплощением часто стоит неудачная мысль» (О.Кукушкина). Следовательно, на уроках русского языка важно не только научить правильно писать и говорить, но и научить думать. Значение предмета «русский язык» заключается во введении учащихся «в новые умственные области», в расширении их «духовного кругозора», в сообщении им «фактических знаний» (А.Шахматов). Тексты учебников (правила и определения, художественные тексты, тексты различных функциональных стилей) должны обеспечивать предметную, содержательную основу речи. «Родной язык, - писал Ф.Буслаев, - так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся». Эта мысль особенно актуальна сегодня. Научить полноценно воспринимать письменную и устную речь, уметь выразить себя в слове (то есть сформировать речевую культуру) невозможно без развития духовной культуры ребенка, воспитания у него любви к родному языку, формирования его мыслительных способностей и потребности в самосовершенствовании. Тогда и уроки русского языка перестанут быть не интересными для школьников.

3. В настоящее время коммуникативная культура рассматривается лингвистами как понятие многозначное. Применительно к задачам обучения русскому языку в школе, следует говорить о воспитании языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка (нормативный аспект культуры речи), обладающей даром слова, т.е. способной правильно воспринимать устную и письменную речь, свободно пользоваться словом для выражения своих мыслей и чувств в устной и письменной форме (коммуникативный аспект культуры речи), соблюдающей этические нормы общения.

Современные учебники русского языка включают материалы о том, как язык устроен, каковы его основные законы. В них предусматривается и усвоение на практике основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка. Однако, учитывая современную языковую ситуацию, хотелось бы, чтобы этот аспект изучения языка был расширен. Поэтому представляется совершенно правильным введение в содержание примерных программ, разработанных в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, понятий языковой нормы и культуры речи, элементов истории языка, раскрывающих динамику, изменение нормы.

Недостаточно разработанным в учебниках является коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения. В содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др. Но это не может в полном объеме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях. Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо без учета цели, сферы и ситуации общения. Обучать культуре владения языком вообще невозможно, «речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка» (Е.Ширяев). Однако разведение в современных учебниках понятий язык и речь, как представляется, не является фактором, полностью обеспечивающим речевое развитие ребенка. Разделение языка и речи имеет сугубо теоретический характер, поэтому примерные программы структурированы по аспектам (общие сведения о языке, система языка, культура речи. речь). Но и в учебниках, и непосредственно в учебном процессе язык и речь не должны быть противопоставлены: изучение системы языка должно быть построено с учетом системы функциональных разновидностей языка и языковых стилей. Немаловажное значение при этом имеет то, что изучение русского языка должно проводиться во взаимосвязи с познанием культуры, т.е. в историко-сопоставительном плане. До сих пор мы ограничиваемся фактически тем, что лежит на поверхности: изучаем исторические пласты лексики и фразеологии (в соответствующих разделах курса), включаем тексты историко-культурного содержания. И не показываем, как развивался язык, его стили, как формировались и формируются его функциональные разновидности. Например, применительно к нашему времени, исследователи говорят об усилении функционально-стилевой дифференциации литературного языка (Л.Граудина), об утрате высокого стиля и ее последствиях (В.Колесов) и т.д.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Контрольная работа по Психологии и педагогике (2)

    Контрольная работа >> Психология
    ... Менеджмента и Инновационных технологий Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика» Студентки ____заочного отделения______ курс ... литература Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2001.- 432 с.: ил ...
  2. Контрольная работа по Психологии и педагогике (3)

    Контрольная работа >> Психология
    ... По психологии. 1.1.«Речь и её функции»……………………………………………………………………3 1.2.«Формы речи»…………………………………………………………..........................7 Раздел 2. По педагогике ... по месту проведения: · по месту жительства · по месту работы или учебы По ... контрольных по отношению ...
  3. по Психологии и педагогике (2)

    Контрольная работа >> Психология
    Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика» Вариант 1 Возникновение психологии как науки. Основные этапы в развитии психологии Введение Актуальность данной ...
  4. Контрольная по психологии и педагогике

    Контрольная работа >> Психология
    ... Контрольная работа по дисциплине "Психология и педагогика" Санкт-Петербург 2001 Содержание Основные этапы развития психологии......................................................стр. 3 Школы психологии ...
  5. по Психологии (5)

    Контрольная работа >> Психология
    ... социально-педагогический колледж Контрольная работа по Психологии Вариант 1 1. Психология как наука. Что ... (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию. Вопрос ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012788772583008