Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Розвиток тестології стало причиною жаркої соціальної полеміки, що не вщухає й понині В 1912 році Годдард, що переклав на англійську мову тест Вине й у...полностью>>
Психология->Реферат
Особливістю фізіології підлітків є поява у них інтересу до осіб протилежної статі Відбувається розширення сфери спілкування за межами школи, вулиці, м...полностью>>
Психология->Реферат
Статистические методы применяются при обработке материалов психологических исследований для того, чтобы извлечь из тех коли­чественных данных, которые...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Методами статистической обработки результатов эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью котор...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Современные отечественные периодизации психического развития

Линию Л. С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, поэтому основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают - новообразования. Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

Л. С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду, как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде.

А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин развели в новообразовании новый тип деятельности и центральные психологические изменения, впервые возникающие в этой деятельности. Такое разведение определило их понимание движущих сил развития: основой психического развития является, по их мнению:

  • смена деятельности, обусловливающая возникновение новообразований;

  • достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л. С. Выготского.

Ведущая деятельность – это:

1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;

2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре - воображение, в учении - логическое мышление);

3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность – та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает:

  1. младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;

  2. раннее детство с предметной деятельностью;

  3. дошкольное детство с игрой;

  4. школьный возраст с учением;

  5. подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;

  6. юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

  • социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

  • основной (ведущий) тип деятельности;

  • основные новообразования развития;

  • кризис.

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так.

  1. Этап раннего детства состоит из двух стадий

    1. младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности,

    2. раннего возраста, начало которого знаменует кризис l-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

  2. Этап детства с двумя стадиями

    1. кризис 3 лет, знаменующий начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы).

    2. открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

  3. Этап отрочества делится на:

    1. стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет,

    2. стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет.

По Д.Б.Эльконину, кризисы 3 и 11 лет - это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы l года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина, и в своем изложении конкретных возрастов мы постараемся следовать ей. Проблема периодизации является настолько интересной и важной в возрастной психологии, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в.

Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования - субъективности (или, более общо - внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия) и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной им схеме – «матрице возраста» – каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

Ступени субъективности

Период становления событийности

Период становления самобытности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

1. Оживление

Родовой кризис - 2 мес.- + 3 нед.

Новорожденность0,5 – 0,4 мес.

Кризис новорожденности 3,5 – 7 мес.

Младенчество 6 – 12 мес.

2. Одушевление

Кризис младенчества 11 – 18 мес

Раннее детство 1,5 – 3,0 года

Кризис раннего детства 2,5 – 3,5 года

Дошкольное детство 3 года – 6,5 лет

3. Персонализация

Кризис детства 5,5 – 7,5 лет

Отрочество 6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества 11- 14 лет

Юность 13,5 – 18 лет

4. Индивидуализация

Кризис юности 17 -21 год

Молодость 19 – 28 лет

Кризис молодости 27 – 33 года

Взрослость 32 – 42 года

5. Универсализация

Кризис взрослости 39 – 45 лет

Зрелость 44 – 60 лет

Кризис зрелости 55 – 65 лет

Старость 62 - …

Кризис индивидуальной жизни

Рис. 4 Интегральная периодизация развития В.И. Слободчикова

В данной периодизации по горизонтали выделяются следующие ступени развития субъективности человека:

  1. Оживление – становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных, функциональных органов.

  2. Одушевление – развитие собственных (субъектных) средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей.

  3. Персонализация – оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

  4. Индивидуализация – обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни.

  5. Универсализация – восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира.

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени - это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней - это смена режима индивидуальной жизни:

  • в кризисах рождения – как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стадиях принятия),

  • в кризисах развития – как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения).

То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности). Таким образом, построение периодизации зависит от теоретических ориентаций автора: так, периодизация С.Холла создана по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития; периодизации 3. Фрейда, Ж. Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного признака психического развития; периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского, В. И. Слободчикова ориентированы на существенные внутренние закономерности самого процесса развития.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Возрастная психология (8)

    Шпаргалка >> Психология
    ... возрастной психологии : психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология , психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология ...
  2. Возрастная психология (9)

    Курсовая работа >> Психология
    ... проблем старости занимается геронтопсихология – отрасль возрастной психологии, которая занимается изучением пожилого и ... помощь и консультирование в практической психологии. –СПб. 1999 2 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов.
  3. Возрастная психология (12)

    Реферат >> Психология
    ... Гуманитарный факультет Предмет:___Психология развития и возрастная психология Вариант:___ 10 ___ Тема ... литературы: Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999 ...
  4. Возрастная психология (11)

    Реферат >> Психология
    ... деятельности А.Н. Леонтьев, Б. Эльконин. Психология сознания. Наблюдение. Обучение.Деятельность. ... же в развитии “вершинной психологии”, или психологии развития сознания, принадлежит советской ... следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе ...
  5. Возрастная психология (10)

    Реферат >> Психология
    ... критику. Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований ... согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение ... этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015830993652344