Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Розвиток тестології стало причиною жаркої соціальної полеміки, що не вщухає й понині В 1912 році Годдард, що переклав на англійську мову тест Вине й у...полностью>>
Психология->Реферат
Особливістю фізіології підлітків є поява у них інтересу до осіб протилежної статі Відбувається розширення сфери спілкування за межами школи, вулиці, м...полностью>>
Психология->Реферат
Статистические методы применяются при обработке материалов психологических исследований для того, чтобы извлечь из тех коли­чественных данных, которые...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Методами статистической обработки результатов эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью котор...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие как созревание. Такое определение развития используется в повседневном мышлении. Под созреванием понимается развитие как морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата. Тем самым преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон.

  • Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике, и в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае много вопросов вызывает сам критерий «совершенства»: кто его задает и почему оно должно быть лучшей формой развития?

  • Развитие как универсальное изменение. В данном определении выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. Такое требование практически не может быть выполнено, т.к.: 1) невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные; 2) большая часть частных изменений при таком подходе не могут считаться предметом возрастной психологии.

  • Развитие как качественное, структурное изменение. Это определение развития с пониманием объекта как системы.

  • Развитие как количественно-качественное изменение.

  • Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. В данном определении развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»)

    Изменения, происходящие в развитии, могут быть:

    1. Количественными и качественными.

    2. Непрерывными и дискретными, скачкообразными.

    3. Универсальными и индивидуальными.

    4. Обратимыми и необратимыми.

    5. Целенаправленными и ненаправленными.

    6. Изолированными и интегрированными.

    7. Прогрессивными (эволюционными) и регрессивными (инволюционными).

    4.2 Психическое развитие

    Психическое развитие – это многосторонний и динамичный процесс, охватывающий потенциальные возможности и реальные психические проявления человека: темперамент, способности, особенности мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер.

    В возрастной психологии, психическое развитие – это закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни (Е.Е. Сапогова, 2002).

    Современными исследованиями доказано, что психика человека – это не результат или прямое продолжение развития простейших форм психической жизни животных, а прижизненное формирование психических функций, путем увоения человеком социального опыта, что само по себе уже является специфической формой психического развития, свойственной лишь человеку

    Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн, 1988).

    4.3 Факторы психического развития

    Факторы психического развития личности - это то объективно существующее, что определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

    Все многообразие факторов психического развития в возрастной психологии можно условно разделить на три группы:

    1. Собственно возрастные факторы психического развития – связаны с сензитивностью и с периодизацией психического развития. Психическое развитие всегда подчиняется закону сензитивности, т.е. каждый период психического развития является сензитивным.

    Сензитивный период – период наивысшей психической чувствительности к развитию определенных психических функций.

    Сензитивные периоды:

    • для развития речи - от 1 года до 3 лет;

    • Для освоения иностранных языков – 4 –5 лет;

    • Для усвоения этических представлений и норм – дошкольный возраст;

    • Для формирования самооценки - от 3 до 9 лет;

    • Для усвоения основ наук – младший школьный возраст.

    При упущении сензитивного периода – восстановление психических функций осуществляется по принципу компенсации и гиперкомпенсации.

    Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

    Значение воспитания и образования для психического развития – не упустить сензитивный период, важный для развития тех или иных функций, так как в другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными.

    2. Внутренние факторы психического развития – биологические факторы (генотип) и индивидуальные особенности личности.

    Биологические факторы развития – включают в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуется, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки способностей.

    Биологические факторы, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (токсикозы, лекарства, болезни матери) и сам процесс рождения (родовые травмы, асфиксия и др.).

    Индивидуальные особенности – это особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным, т.е. отличают данную личность ото всех других. На их формирование оказывают существенное влияние: природные свойства человека, направленность личности, характер, взаимоотношения различных свойств и качеств.

    3. Внешние факторы психического развития – включает в себя все то биологическое и социальное, которое образует так называемый биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.

    Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы.

    Социальная среда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Кроме того, это и ближайшее социальное окружение: родители и другие члены семьи, позже - воспитатели и учителя, позже – сверстники и социальные группы.

    Значение социальной среды на психическое развитие наглядно показывают случаи с детьми «Маугли». Их участь, как правило, – заведения для умственно отсталых, т.к. если ребенок был изолирован от людей и жил среди зверей с младенчества более трех лет, он практически не может освоить человеческую речь, и познавательные процессы его очень затруднены.

    тема 5. Источники, Движущие силы и условия психического развития личности

    5.1 Источники психического развития

    В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское:

    1. Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание – это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.

    2. Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.

    В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.

    Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. …Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».

    Психическое развитие, таким образом, – это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.

    5.2 Движущие силы психического развития

    Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения.

    Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.



  • Загрузить файл

    Похожие страницы:

    1. Возрастная психология (8)

      Шпаргалка >> Психология
      ... возрастной психологии : психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология , психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология ...
    2. Возрастная психология (9)

      Курсовая работа >> Психология
      ... проблем старости занимается геронтопсихология – отрасль возрастной психологии, которая занимается изучением пожилого и ... помощь и консультирование в практической психологии. –СПб. 1999 2 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов.
    3. Возрастная психология (12)

      Реферат >> Психология
      ... Гуманитарный факультет Предмет:___Психология развития и возрастная психология Вариант:___ 10 ___ Тема ... литературы: Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999 ...
    4. Возрастная психология (11)

      Реферат >> Психология
      ... деятельности А.Н. Леонтьев, Б. Эльконин. Психология сознания. Наблюдение. Обучение.Деятельность. ... же в развитии “вершинной психологии”, или психологии развития сознания, принадлежит советской ... следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе ...
    5. Возрастная психология (10)

      Реферат >> Психология
      ... критику. Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований ... согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение ... этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию ...

    Хочу больше похожих работ...

    Generated in 0.0019409656524658