Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
С окончанием школы перед старшеклассником встает вопрос о его дальнейшем определении Многие продолжают образование, кто-то создает свою семью, некотор...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими, социо-культурным...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Психологическое развитие человека в течение жизни претерпевает ряд периодов, последовательные изменения которых необратимы и непредвиденны Каждый пери...полностью>>
Психология->Реферат
Значительное количество базисных характерологических особенностей человека закладываются у него в детском возрасте под влиянием различных социальных и...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Лонгитюдный метод - длительный, предполагает несколько методик (продольные срезы). Прослеживается развитие каждого ребенка в течение длительного времени. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.

Выборочное исследование: изучается динамика развития отдельного психического процесса одной и той же методикой через промежуток во времени.

Комплексное исследование: изучается динамика комплекса интересующих параметров.

Достоинства метода:

  • возможность изучения качественных особенностей развития;

  • возможность выявления механизмов формирования психики и личности в целом;

  • позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

Недостатки метода:

  • опасность перенесения индивидуального случая на выборку в целом (данные одного ребенка на всех детей группы).

1.3. Комплексный метод – предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов (поперечных и продольных срезов).

2. Эмпирические методы (опытные):

2.1. Метод наблюдения – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

2.2. Экспериментальный метод – преднамеренное создание определенных условий с целью изучения процесса развития и активного влияния на него.

Виды эксперимента в возрастной психологии:

  • Констатирующий эксперимент – определяется уровень и особенности развития (личностного и интеллектуального) исследуемых.

  • Естественный эксперимент – проводится в условиях естественной жизни, исследователь сам активно вызывает процесс необходимый для исследования.

  • Формирующий эксперимент - представляет собой следующую схему организации научного исследования:

  • констатирующий эксперимент – получение системы фактов;

  • формирующий эксперимент – организованное контролируемое воздействие на систему фактов (обучение);

  • контрольный эксперимент – фиксация изменений в системе изучаемых фактов.

2.3. Психодиагностические методы:

2.3.1. Беседа – способствует установлению доверительных отношений, настраивает на сотрудничество и откровенность. Беседа используется для сбора биографических данных, с целью выяснения особенностей поведения испытуемых, способов реагирования в различных ситуациях, и др.

2.3.2. Тест – стандартизированная измерительная методика, которая используется для определения уровня развития психических процессов, личностных образований, выявления эмоционального состояния и пр.

2.3.3. Социометрия (измерение коллектива) - выявление межличностных отношений в группе и динамику развития, позволяет измерить коэффициент сплоченности, социальный статус каждого члена группы.

2.3.4. Анкета – наиболее распространенный метод сбора первичной информации с помощью списка вопросов, логически связанных с задачей исследования.

2.3.5. Опрос - проводится в устной или письменной форме, форме стандартизированной беседы (список вопросов заранее составлен).

2.4. Анализ процессов и продуктов деятельности – хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ, в том числе дневниковых записей, ученических работ, произведений и пр.

2.4.1. Традиционные методы анализа продуктов деятельности (документов) – подразделяются на общие (понимание, интуиция, осмысление) и специальные (источниковедение, психологические, юридические методы).

2.4.2. Формализованные методы анализа продуктов деятельности – контент-анализ, который заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношение различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации.

2.5. Биографический метод – анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.

2.6. Обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение.

3. Методы обработки данных:

3.1. Количественный (статистический) анализ - дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный анализ;

3.2. Качественный анализ – дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями.

4. Интерпретационные методы:

4.1. Генетический метод – интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности;

4.2. Структурный метод – интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.

1.5 Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования4

Методология исследования - система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод исследования - путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления.

Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Рис.1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования

Тема 2. Становление возрастной психологии как науки: исторический очерк

2.1 История становления возрастной психологии

Описательный (донаучный) этап истории возрастной психологии связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах:

  • педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях;

  • медицины, разделяющей онтогенез на основные периоды с позиции физиологических изменений;

  • философии, которая пыталась объяснить развитие психики.

Первые упоминания классификации возраста можно встретить в древневосточной и античной философии. Платон (427 – 347 гг. до н.э.), опираясь на идеи воспитания и образования, как процессов, создающих необходимые изменения, предлагал следующие этапы образования:

  • с рождения до 3 лет дети воспитываются в семье;

  • с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитателей занимаются на площадке играми;

  • с 7 до 12 лет посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению;

  • с 12 до 16 лет посещают школу физического воспитания;

  • с 16 до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями;

  • с 18 до 20лет проходят эфебию, т.е. получают военно-гимнастическую подготовку;

  • с 20 до 30 лет – высшая ступень образования (философско-теоретический план);

  • с 30 до 35 лет – чисто философское образование.

Имея идеалистические позиции, касающиеся природы человека, Платон признавал развитие лишь в предполагаемой педагогической практике, которую он подчинил интересам государства.

Первую возрастную периодизацию, основывающуюся на идее развития, создал Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Она состояла из трех этапов: 1) до 7 лет; 2) от 7 до 14 лет (до наступления половой зрелости); 3) от наступления половой зрелости до 21 года. Если ранее предлагаемые возрастные деления не имели под собой иной теоретической основы, кроме государственной целесообразности, то Аристотель взял за основу процессы развития, происходящие в самом человеке.

Он исходил из того, что люди по природе своей различны, соответственно и воспитание должно быть дифференцированным. Более того, он настаивал на том, чтобы в воспитании учитывались межполовые различия. Требуя воспитывать детей как деятельных членов общества, он одновременно подчеркивал необходимость защиты их внутренней сферы и индивидуальности. В семье он видел стабилизирующее и социализирующее влияние, предлагая родителям так распределять труд в семье, чтобы, по крайней мере, один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей.

Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершается, прежде всего, как внутреннее развитие. Аристотель не сомневался в существовании реального внешнего мира и за основу познания брал чувственный опыт. Говоря о единстве формы и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития.

В XVII в. идею Аристотеля о жизни как внутреннем развитии, возродил Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Он провозгласил принцип природосообразности воспитания, который до сегодняшнего дня развивается в трудах педагогов (Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Пестолоцци, А. Дистервег и др.).

Я.А. Коменский является автором собственной возрастной периодизации развития:

  • Детство – от рождения до 6 лет включительно;

  • Отрочество – от 6 до 12 лет;

  • Юность – от 12 до 18 лет;

  • Возмужалость – от 18 до 24 лет.

Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения и их исполнительными органами (языком и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем мышления; возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Оформление возрастной психологии как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине XIXв. К середине века в науке, благодаря работам Г.В.Ф.Гегеля и Ч.Дарвина, широкое распространение получил принцип развития. Этот принцип, а также диалектический метод составили ядро философии Г.В.Ф.Гегеля, который показал, что психическое развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Реализация диалектического метода в изучении психики привела к необходимости определения качественного своеобразия психики человека на разных возрастных этапах, различий внутренних миров ребенка и взрослого человека.

Установленные Ч. Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу сопоставления психики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Благодаря успехам эволюционной биологии возникла детская психология как отдельная отрасль психологической науки, где активно стали изучаться возрастные особенности детей. В 1876 г. французский философ, психолог, биолог И.Тэн опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочери в сопоставлении с историческим развитием языка. Основой обоих процессов он полагал механизм ассоциаций. Отдельный этюд по детской психологии «Биографический очерк одного ребенка» (1877) принадлежит Ч. Дарвину. Очерк представлял собой описание наблюдений, которые провел автор, за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев. Вслед за этими статьями стали появляться исследования в форме наблюдения за развитием ребенка (В.Прейер, Дж.Селли, С. Холл, В.Штерн, К.Гросс и др.). Наибольшее влияние на становление детской психологии как научной отрасли оказал В. Прейер. В 1881 г. он опубликовал книгу «Душа ребенка», представляющую собой итог многолетних наблюдений по строго разработанной схеме за развитием ребенка. Таким образом, в развитии возрастной психологии как науки появился новый подход в изучении ребенка – объективное наблюдение.

Новый этап в развитии детской психологии, в рамках которой развивалась возрастная психология, связан с началом экспериментальных исследований детей. Создатель первой в мире психологической лаборатории немецкий психолог, философ, физиолог В.Вундт положил начало исследованиям проблем возрастной и педагогической психологии во всем мире. В конце XIX – начале ХХ в. в разных странах организовывались научные сообщества, появились специальные журналы и объединения, обсуждающие вопросы развития ребенка и построения системы обучения и воспитания на основе законов детского развития. Разработку проблем детской психологии вели известные немецкие ученые К.Гросс, Э.Крепелин, Э. Мейман, В. Штерн и другие. Во Франции А.Бине совместно с Т.Симоном создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основу которой составил метод тестов: был введен показатель интеллекта – умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Теоретические и методические представления А.Бине и Т.Симона лежат в основе современной психометрики – практики измерения умственного развития детей. В США инициатором и организатором изучения ребенка и построения педагогического процесса на психологической основе явился С.Холл, в Швейцарии – Э.Клапаред, в Англии – Д.Селли



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Возрастная психология (8)

    Шпаргалка >> Психология
    ... возрастной психологии : психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология , психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология ...
  2. Возрастная психология (9)

    Курсовая работа >> Психология
    ... проблем старости занимается геронтопсихология – отрасль возрастной психологии, которая занимается изучением пожилого и ... помощь и консультирование в практической психологии. –СПб. 1999 2 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов.
  3. Возрастная психология (12)

    Реферат >> Психология
    ... Гуманитарный факультет Предмет:___Психология развития и возрастная психология Вариант:___ 10 ___ Тема ... литературы: Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999 ...
  4. Возрастная психология (11)

    Реферат >> Психология
    ... деятельности А.Н. Леонтьев, Б. Эльконин. Психология сознания. Наблюдение. Обучение.Деятельность. ... же в развитии “вершинной психологии”, или психологии развития сознания, принадлежит советской ... следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе ...
  5. Возрастная психология (10)

    Реферат >> Психология
    ... критику. Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований ... согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение ... этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014889240264893