Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Курсовая работа
Актуальность работы. Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процес...полностью>>
Педагогика->Реферат
Гипнопедия была изобретена в 1930-е годы XX века. И хотя ее механизмы нельзя отнести к телепатическим, тем не менее гипнопедия имеет к телепатии самое...полностью>>
Педагогика->Реферат
Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире не смог...полностью>>
Педагогика->Реферат
«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,— сказал акад. В. М. Бех...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цели

  1. Развитие личностных способностей к самоопределению.

  2. Учет целей, интересов и индивидуальных способностей обучающихся и педагогов.

  3. Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса (совместная, согласованная учебно-поисковая деятельность).

Задачи

  1. Не только усвоение обучающимися конкретной информации, а овладение обобщенными способами усвоения знаний, способами мышления и выполнения различных видов деятельности.

  2. Разработка и реализация деятельностного типа содержания обучения; при этом деятельность обучающегося выступает фактором его самоопределения и развития, а также частью содержания обучения.

Реализуются посредством

Деятельностного подхода, который

противостоит:

1) вербальным методам обучения;

2) догматическим формам передачи "готового" учебного материала;

3) монологичности и обезличенности словесного преподавания;

4) пассивности обучающихся;

5) логически завершенной системе знаний, умений, навыков.

предполагает:

1) активные или рефлексивно-деятельностные формы и методы обучения,

а именно:

2) развивающие или личностно-ориентированные технологии;

3) активность всех участников педагогического процесса через исследовательские, проектно-конструкторские, игровые и другие методы и приемы обучения;

4) усвоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.

Результат = личность:

1) Сформированность универсальных способностей личности, ее готовности к познанию и преобразованию мира, самообразованию и саморазвитию.

2) Освоение обобщенных способов мышления и деятельности, системных знаний.

3.1. Анализ состояния современной системы образования

Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:

  • подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;

  • обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения;

  • воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.

В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне дошкольного воспитания обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. На уровне общего среднего образования реализация потребностей учащихся и их родителей возможна за счет:

  • усиления дифференциации содержания основного и дополнительного образования; создание специализированных школ и классов, гимназий, лицеев;

  • включения в содержание обучения новых дисциплин (экология, экономика, основы права и др.);

  • применения новых форм и технологий обучения и воспитания.

В системе профессионально-технического и среднего образования юноши и девушки получают профессии и специальности соответствующего уровня.

В вузах учет потребностей и интересов обучающихся обеспечивается внедрением двухступенчатой подготовки специалистов, вариативных и гибких учебных планов и программ, развивающих образовательных и информационно-компьютерных технологий, что представляет новые возможности для личности при выборе профессии, достижении более высокого уровня профессионального образования и адаптации к динамично меняющимся условиям рынка труда.

Ситуация, сложившаяся в начале ХХI в. в системе образования Республики Беларусь, России, других стран СНГ, по-разному классифицируется аналитиками и исследователями. Некоторые из них оценивают состояние системы образования как достаточно стабильное, отвечающее современным требованиям. В качестве аргументов ими приводятся следующие положения:

  • образование – одна из социальных областей, которая функционирует относительно стабильно в отличие от экономики, сельского хозяйства, материального производства и др.;

  • результаты международных социологических исследований свидетельствуют, что республика имеет достаточно высокие показатели по уровню образованности населения среди развитых стран. Этот вывод подтверждают итоги участия школьников, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах.

Однако большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее десятилетие; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным.

Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования:

  • гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

  • вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

  • разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

  • дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;

  • переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов, включая бакалавров и магистров, отвечающей международным требованиям;

  • разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

  • использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Негативные тенденции в образовании

  1. Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся.

В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:

  • неспособность детей справиться с учебной программой;

  • усложненные и перегруженные учебные программы и учебники;

  • чрезмерная учебная нагрузка учащихся (старшеклассники имеют в неделю более 40-42 рабочих часов, не считая домашних заданий, а учебная нагрузка школьников за последние пятьдесят лет увеличилась почти вдвое).

  1. Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением.

Управление учебным заведением без учета мировых образовательных тенденций и передового международного опыта реформирования образования, национально-культурных особенностей; без опоры на орган школьного или вузовского самоуправления не может обеспечить качественных результатов обучения и воспитания молодежи. В современной социокультурной ситуации управление как системой образования в целом, так и конкретным учебным заведением должно носить аналитико-прогностический характер. При этом, например, важным показателем эффективного управления школой выступают демократический стиль педагогического общения, организация сотрудничества всех участников образовательного процесса. Результаты четырехлетних исследований Института возрастной физиологии Российской Академии образования (1999г.) показали, что до 60% обращений учителя на уроке носят императивный характер, 8 из 19 замечаний педагога имеют авторитарное содержание: «Что за ужасный почерк!», «Как ты посмел не выполнить домашнее задание?» и т.п. На первый взгляд, претензии учителя малозначительны, но от подобных замечаний у учащихся развиваются страх и напряжение; они живут и учатся с ощущением постоянного конфликта с педагогом. Неудивительно, что в классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.

  1. Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на "среднего ученика" без должного учета интересов и способностей каждого школьника; преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися "готовых", "завершенных" знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

    Реферат >> Психология
    ... развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности ... , воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный ... акмеологических наук. ...
  2. Роль нравственного воспитания в развитии личности

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике ... есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно ...
  3. Базовые теории воспитания и развития личности

    Реферат >> Психология
    СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ. 5Педагогическая парадигма ... воспроизведения, а творческого использования.Теории воспитания и развития личности в педагогике. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в ...
  4. Педагогика как наука, её выделение в особую отрасль знания и предмет исследования

    Доклад >> Педагогика
    ... обучать, направляя духовное и телесное развитие. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое ... изучает педагогика. Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности. Целью педагогики как науки является ...
  5. Педагогика как наука. Функции педагогической науки

    Лекция >> Педагогика
    ... отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как ... наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Объектом педагогики ... практику обучения и воспитания и последующую коррекцию ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018999576568604