Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Контрольная работа
Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т.е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умени...полностью>>
Педагогика->Закон
Нормативно-методическое регулирование делопроизводства позволяет грамотно организовать не только деятельность службы ДОУ, но и всю систему делопроизво...полностью>>
Педагогика->Реферат
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды сво...полностью>>
Педагогика->Реферат
3) Основными источниками влияния макрофакторов на социализацию являютя: А) страна, этнос, общество, регион; Б) страна, этнос, общество, государство; В...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методы педагогического исследования

1. Методы организации исследования

- комплексный (изучение педагогического объекта как системы);

- сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения);

- лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени).

2. Методы сбора данных

- выявление, анализ, обобщение педагогического опыта;

- педагогическое наблюдение;

- самонаблюдение, самоанализ;

- беседа и интервьюирование;

- анкетирование;

- педагогический анализ ситуаций и фактов;

- педагогический консилиум (групповой экспертный анализ);

- экспертные оценки;

- анализ педагогической документации;

- анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.);

- педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по степени обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям);

- педагогический эксперимент;

- сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным);

- праксиметрические методы (хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись).

3. Методы обработки данных

- математические (регистрация, ранжирование, шкалирование);

- качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).

4. Методы интерпретации и оценки данных

- теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции);

- сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями);

- каузальный (констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений);

- структурный (выявление структурных элементов);

- системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций);

- генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций);

- факторный (определение факторов, их роли и влияний);

- апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).

Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук (например, психологии, социологии). Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает:

  • опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

  • активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

  • измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

  • неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

  • теоретический постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

  • методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

  • собственно, эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение «реакций испытуемых»);

  • аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

Социокультурная ситуация в Республике Беларусь

Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь может быть проведен с использованием термина "модернизация". Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе от стабильного, традиционного общества к индустриальному и в перспективе постиндустриальному типу. По утверждению философа образования Н.И. Латыша модернизация – это переход от традиционного общества к современному, от аграрного – к индустриальному, от общества, которое обновляется на основе традиций, статичного идеала, – к динамическому. Динамическому обществу свойственно постоянное изменение: повышение эффективности процесса функционирования, развитие способностей личности к саморазвитию, что, в свою очередь, выступает фактором ускорения всего общественного прогресса.

Сегодня перед республикой стоит задача не только технического перевооружения ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, но и необходимость создания принципиально нового народнохозяйственного комплекса, обеспечивающего экономические и социокультурные условия развития страны.

На данном этапе развития общества в нашей республике совершается переход от:

а) тоталитарного общества к демократическому;

б) статического состояния к обновлению общества, и, в будущем, к динамическому, постоянно развивающемуся обществу;

в) от революционного развития к эволюционному;

г) от мировоззренческого единства к плюрализму;

д) от индустриального общества к индустриально развитому, информационному.

При этом, социокультурная ситуация характеризуется переходным характером, а именно: происходит переход от стабильного, традиционного к современному, динамическому обществу, которому присуще разнообразие как общественных, так и личностных идеалов, разнообразие жизненных укладов и образов мышления. Впервые в современной истории человечества процесс развития всех сфер общественной жизни становится неотъемлемой характеристикой общества. Жизнь в изменчивом, динамичном обществе зависит от личных усилий и самоопределения его граждан; оно востребует личность ответственную, способную самостоятельно простраивать свою жизненную стратегию, а не оглядываться на прежние традиции. Личностный динамизм, изменчивость, способность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию становятся залогом общественного развития.

Таким образом, направление социального развития предполагают формирование личности, обладающей профессиональной мобильностью, высокой степенью свободы и ответственности, способностью самостоятельно планировать свою жизненную перспективу, умением осознавать свой интерес и согласовывать его с интересами других, способностью к компромиссам и согласию, конструктивному взаимодействию с другими. На уровне личностных психологических процессов особую значимость приобретает развитость таких способностей личности, как понимание и осмысление, рефлексия, продуктивная коммуникация, критическое мышление.

СХЕМА 2

Важнейшие мировые социокультурные тенденции:

1) смена типа культурно-исторического наследования;

2) переход от научного познания к культуре;

3) изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм;

4) возникновение информационных технологий и мировой информационной системы;

5) установка на национально-культурную и экономическую регионализацию.

Глобальные проблемы человечества:

- разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы;

- истощение материально-сырьевых ресурсов планеты;

- демографический взрыв и проблема продовольствия;

- опасная для человечества гонка вооружений;

- кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); быстрый рост количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу генофонду человечества;

- кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, нарушение военно-политического баланса в разных регионах мира.

оказывают влияние на предъявляют

а именно:

1) формирование личности как субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

2) ориентация образовательных программ на культурные и общечеловеческие ценности;

3) рост культурного плюрализма и самобытности;

4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта

Определяют

новые требования к уровню образованности личности, ее личностному и профессиональному развитию, значит образование становится важнейшим средством развития личности.

образование в стране,

Социокультурную ситуацию в стране,

которая характеризуется переходом:

- от тоталитарного общества к демократическому;

- от стабильного общества к динамическому;

- от революционного развития к эволюционному;

- от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному;

- от мировоззренческого единства к плюрализму.

Динамическое общество: ведущий процесс – процесс развития общественного сознания, личности, общества посредством образования

Образование как механизм развития личности, общества.

Образование как общечеловеческая ценность.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

    Реферат >> Психология
    ... развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности ... , воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный ... акмеологических наук. ...
  2. Роль нравственного воспитания в развитии личности

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике ... есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно ...
  3. Базовые теории воспитания и развития личности

    Реферат >> Психология
    СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ. 5Педагогическая парадигма ... воспроизведения, а творческого использования.Теории воспитания и развития личности в педагогике. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в ...
  4. Педагогика как наука, её выделение в особую отрасль знания и предмет исследования

    Доклад >> Педагогика
    ... обучать, направляя духовное и телесное развитие. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое ... изучает педагогика. Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности. Целью педагогики как науки является ...
  5. Педагогика как наука. Функции педагогической науки

    Лекция >> Педагогика
    ... отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как ... наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Объектом педагогики ... практику обучения и воспитания и последующую коррекцию ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002018928527832