Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
В ряде случаев законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставления своим работникам определенных гарантий и компенсаций. Это может б...полностью>>
Педагогика->Реферат
Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, челове...полностью>>
Педагогика->Реферат
При общении детей среднего дошкольного возраста часто возникают конфликты. Разные дети по-разному ведут себя в этих ситуациях. В процессе самостоятель...полностью>>
Педагогика->Реферат
   В современной литературе по методике преподавания истории детям с умственной отсталостью вопрос об организации процесса обучения и, в более узком п...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия и требования с последующим преобразованием структурных компонентов в процессе решения – таков психолого-педагогический подход к составлению заданий, которые представляют известную трудность для учащихся и требуют от них творческого подхода. Творческое мышление наиболее активно развивается в задачах нетрадиционных и значимых для практической деятельности.

Познавательная деятельность учащихся при решении задач творческого характера включает две стадии: первую, где они обосновывают идею, принцип или пути решения задачи; вторую, где анализируют схему или идею, чтобы убедить в ее правильности. При этом возможно возникновение так называемого познавательно-психологического «барьера», связанного с инертностью знания. У некоторых учащихся, признаваемых педагогами как «сильные», прочные знания имеют статичный характер; в то же время у более слабых их поверхностные (неглубокие) знания могут быть динамичными (подвижными), позволяющими превзойти своих сильных соучеников по оригинальности мысли и творческому подходу к решению выдвинутых задач.

Таким образом, развитие творческого потенциала и нестандартного мышления обучающихся в учебном процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность учащихся осуществляется эвристическими, проблемными, исследовательскими, игровыми методами и приемами. При этом важным представляется дать учащимся возможность проявить себя, показать свою эрудицию, творчески подходить к решению поставленных задач. На занятиях немаловажную роль играет переключение внимания учащихся на собственную личность, на познание самого себя, на определение тех качеств, которые будут помогать или тормозить процесс личностного самосовершенствования. Большинству учащихся следует интенсивно работать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, направленность на достижение цели, потребность повышения компетентности.

Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.

Глоссарий

Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

Воспитание гуманистическое личностно-ориентированное – это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей (Е.В. Бондаревская).

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание личностно-ориентированное – развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных особенностей.

Воспитание рассматривают в узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Воспитание семейное (в узком смысле слова как воспитательная деятельность родителей) – взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Воспитание семейное (в широком смысле слова) – одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев, нравов народа, семейно-бытовых условий на их становление и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие их личности.

Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.

Гуманизм совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

Гуманитаризация – это принцип реформирования системы образования, который предполагает увеличение в учебных планах и программах социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у обучающихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира.

Демократизация – принцип реформирования системы образования, который обеспечивает образовательный выбор личности в обществе; аналитико-прогностическое управление системой образования на всех уровнях; включение всех участников образовательного процесса в управление делами учебных заведений; развитие школьного (вузовского) самоуправления.

Деятельность творческая обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теорию и практику обучения. Дидактика отвечает на вопросы о целях, содержании, способах обучения по всем предметам и на всех уровнях.

Дифференциация – это принцип реформирования системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

Закономерности – объективно и постоянно существующие связи между явлениями.

Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – группа людей, объединенных на основе общественно и личностно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Компетентность профессиональная – личностная характеристика специалиста, важнейшими составляющими которой являются профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Компетенция – это способность личности, которая основана на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения, и выражается в мобилизации личностью полученных знаний и опыта в конкретной ситуации.

Конкурентоспособность специалиста – это его личностная характеристика, определяющая четкость личных целей и ценностных ориентаций, высоко развитые организаторские и коммуникативные умения, открытость новациям, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, готовность к непрерывному саморазвитию и самообразованию, стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Концепция – совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих научно-теоретическую сущность какого-либо явления или процесса.

Культура мира – это новое развивающееся направление педагогики – педагогика мира, главной целью которой является воспитание целостной личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за свою судьбу, но и за судьбу человечества в целом. Культура мира как концепция – это совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение следующие личностные характеристики: уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; отказ от насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма. Важнейшей задачей педагогики мира является формирование у обучающихся кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием личностью различий между людьми в культуре, нравах, обычаях и верованиях, взаимопониманием между народами, этническими, религиозными и иными группами.

Культура специалиста психолого-педагогическая – это совокупность психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправлено и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения.

Метод (в переводе с греческого языка означает путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Метод обучения – это способ деятельности учителя (преподавателя) и учащегося (студентов, слушателей); совокупность действий и приемов работы педагога и обучающихся; путь, по которому педагог ведет учащихся от незнания к знанию; способ обучающей работы учителя (преподавателя) и организации учебно-познавательной деятельности учащихся (студентов) по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Существует два уровня методологии: I уровень – практической деятельности; II уровень – науки. В науке признано существование иерархии методологий: общенаучная методология, частно-научная, предметно-тематическая.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и способах познания и преобразования педагогической действительности. Основными методологическими принципами являются: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), аксиологический, культурологический, антропологический.

Методы обучения активные – это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эмоциональности учащихся, обеспечивают постоянное взаимодействие учащихся и педагога в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса, рефлексию результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Образование – в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью; это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

Образование гражданское – это направление педагогической практики, обеспечивающее обучение детей, молодежи и взрослых ценностям и нормам жизни в номенклатурном мире в условиях правовой демократии с целью формирования у подрастающего поколения гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций.

Образование как система – это специально организованное взаимодействие культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации и опыта поколений согласно целям, стандартам, планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека.

Образование личностно-ориентированное – не аккумулятивный (простое сложение) процесс обучения и воспитания, а единый процесс развития индивидуальности личности, в котором сама личность становится субъектом собственного становления и созидательной деятельности по отношению к окружающей действительности. Дидактические основы личностно-ориентированного образования лежат в гуманистической психологии (К.Роджерс, А. Маслоу), развивающем обучении (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Обучение – это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).

Обучение развивающее – это педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения и направленная на реализацию потенциальных возможностей учащихся («….обучение… идет впереди развития личности»); обеспечивает не только полноценное усвоение учащимися знаний, но и формирование у них способов учебной деятельности; при этом ученик выступает не только как объект обучающих воздействий учителя, но как самоизменяющийся субъект учения.

Обычаи семейные общепринятые в определенной семье или группе семей способы поведения, которые регулируют взаимоотношения родителей и детей, членов семьи, родственников.

Ориентации ценностные – направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Отношения включают оценочные суждения и эмоциональные отношения личности к окружающей действительности, различным сторонам жизнедеятельности.

Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. В практике образования выделяются: «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская» образовательные парадигмы.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни; это наука о 1) путях, способах, методах саморазвития личности; 2) способах и технологиях косвенного управления процессом развития личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

Педагогика семейная отрасль педагогической науки, изучающая особенности, закономерности, пути, средства, методы и формы воспитания детей непосредственно в условиях семьи, в совместной деятельности семьи и микросоциума.

Подход деятельностный в образовании – это совокупность принципов организации образовательного процесса, направленных на использование активных форм и методов обучения, личностно-ориентированных (развивающих), а также компьютерных технологий. При этом деятельностный подход противостоит вербальным (словесным) методам обучения, догматическим формам передачи «завершенной» системы знаний, умений и навыков, монологичным и обезличенным способам взаимодействия педагога и обучающихся.

Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.

Приём – это деталь метода, то есть частное его проявление.

Принцип – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

Пространство социальноепротяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего.

Процесс воспитательныйцеленаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Процесс педагогический – 1) специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе; 2) это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания.

Работа воспитательная целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Семьяобъединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении, других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями, выполняют функции рождения и воспитания детей.

Система педагогическая совокупность необходимых и достаточных элементов, характеризующих сущность педагогической деятельности (воспитатель и воспитанник как субъекты педагогического процесса), цель, содержание, способы (формы, методы, средства) осуществления этой деятельности.

Ситуация социокультурная – это сложная, постоянно развивающаяся система взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую действительность. Понятие социокультурной ситуации в Республике Беларусь используется для характеристики происходящих в обществе социальных, экономических, культурных изменений.

Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Содержание образования деятельностное – это не только информация, знания (учебный материал), которые подлежат усвоению, но и способы овладения этими знаниями. В деятельностном содержании образования теоретическое понятие выступает не как теоретическая категория, а как обобщенный способ деятельности, овладеть которым возможно при восстановлении процессов происхождения знаний и включении обучающихся в моделирование и проектирование.

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Социум (от лат. socium – общий, совместный) – сообщество, социальное окружение человека.

Способности – такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Способности личности универсальные – это способности к самоопределению, т.е способности, позволяющие человеку 1) самостоятельно жить и работать в постоянно меняющихся условиях («в мире изменений»), адекватно формулировать и решать возникающие в новых условиях новые проблемы и задачи; 2) осуществлять постоянное самообразование и саморазвитие; 3) продуктивно общаться и сотрудничать. Развитие универсальных способностей осуществляется, прежде всего, в универсальной (деятельностной, личностно-ориентированной, инновационной) образовательной модели, направленной на подготовку обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления и сознания.

Средство обучения – это приспособление, орудие действия, которое помогает учителю (преподавателю) учить, а ученику (студенту, слушателю) учиться.

Тенденция социокультурная – это направление развития социальной сферы, характеризующее изменения в области образования, науки, культуры.

Технология педагогическая – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение заранее спроектированных целей (результатов) образования и развития личности обучающегося.

Традиции семейные (от лат. tradicio – передача) – установленный порядок, преемственность, правила поведения, которые передаются от одного поколения семьи к другому.

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Форма организации обучения (организационная форма обучения) – это дидактическое понятие, которое означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает порядок и режим взаимосвязи участников образовательного процесса.

Я-концепция личностиэто устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

    Реферат >> Психология
    ... развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности ... , воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный ... акмеологических наук. ...
  2. Роль нравственного воспитания в развитии личности

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике ... есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно ...
  3. Базовые теории воспитания и развития личности

    Реферат >> Психология
    СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ. 5Педагогическая парадигма ... воспроизведения, а творческого использования.Теории воспитания и развития личности в педагогике. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в ...
  4. Педагогика как наука, её выделение в особую отрасль знания и предмет исследования

    Доклад >> Педагогика
    ... обучать, направляя духовное и телесное развитие. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое ... изучает педагогика. Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности. Целью педагогики как науки является ...
  5. Педагогика как наука. Функции педагогической науки

    Лекция >> Педагогика
    ... отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как ... наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Объектом педагогики ... практику обучения и воспитания и последующую коррекцию ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014879703521729