Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Конспект
В пособии три части: в первой рассматриваются вопросы педагогических систем и технологий, во второй представлены сущностные характеристики современной...полностью>>
Педагогика->Конспект
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она пр...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
Практичне значення результатів, отриманих при педагогічному експерименті розробленої методики організації самостійна робота студентів при вивченні дис...полностью>>
Педагогика->Лекция
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теоретическая концепция ВС реализуется в четырех взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание.

Управление ВС рассматривается как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.

Функции управления ВС разнообразны: психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация совместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы, семьи и общественности; развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.

Содержание ВС – это совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижений культуры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

Организация ВС предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

Общение как компонент ВС представляет единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффективность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха).

Для любой воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность.

Воспитательная система тесно связана с микро- и макросредой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй – общество в целом.

Эффективная воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания в школе и социуме.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенной теории, путями внедрения и т.д.

К конкретным воспитательным системам относят: гуманистическую воспитательную систему В.А. Караковского (школа № 825 г. Москвы); школу диалога культур В.С. Библера; «педагогику общей заботы», цели которой были выдвинуты И.П. Ивановым, Ф.Я. Шапиро и их последователями в 50-х г.г.: важной составляющей «педагогики общей заботы» является коллективная творческая деятельность (КТД); воспитательные системы вальдорфских школ; воспитательную систему сельской школы (система В.А Сухомлинского, реализованная в Павлышской сельской школе; воспитательная система А.А Захаренко – Сахновская сельская школа Черкасской области) и др.

К воспитательным системам в социуме можно отнести детские и молодежные организации и объединения, представляющие единство целей, содержания, форм и методов работы, определенных условий, субъектов, организующих общение и жизнедеятельность детей и взрослых (скаутские и пионерские организации, организация гайдов и др.).

Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс, осуществление которого возможно через воспитательную работу.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

Система воспитательной работы в образовательном или внешкольном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в группе, учреждении. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие учебного учреждения с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.

Наличие различных воспитательных систем, а также система воспитательной работы в учебном учреждении позволяют выделить приоритетные задачи в деятельности педагогов: признание личности человека как ценности; знание идей гуманистического воспитания и их использование на практике; формирование воспитывающей среды; выявление уровня воспитанности личности и коллектива; создание программы воспитания учащихся; обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, личностно-ориентированного и т.д.); организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления; использование системы методов и вариантов технологий воспитательного процесса.

Реализация этих задач предъявляет высокие требования к профессионализму и общей культуре педагога, организатора учебно-воспитательного процесса. Построение воспитательной системы образовательного учреждения требует создания воспитательной системы подразделений: группы, школьного класса, объединения и др.

Система деятельности педагога-воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: целеполагающую, прогностическую, диагностическую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, коррекционную, коммуникативную, рефлексивную.

Каждый структурный элемент системы деятельности педагога-воспитателя предусматривает использование определенного комплекса общих или специфических методов и приемов воспитания.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию), и его воспитанность.

Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Воспитанность — это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.

Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и культуру общения. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

Для воспитанного человека самосознание, ответственность являются определяющими мотивами поведения. В воспитанности проявляются, с одной стороны, нравственные требования общества, которые отражаются в его моральном сознании, в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоенные каждым отдельным человеком принципы, направляющие, регулирующие и контролирующие его действия и поступки. В процессе самоконтроля и регулирования поведения и деятельности нормы и принципы закрепляются и становятся качествами личности, характеризующими воспитанность.

В определении признаков воспитанности людей необходимо учитывать их возрастные возможности. Будучи объектом воспитания, школьники становятся субъектами активной деятельности и самовоспитания не сразу, а по мере того, как развиваются их интеллектуальные возможности, способность к оценке и самооценке, регуляции своего поведения и поведения других, самостоятельной организации деятельности. При этом признаком становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного поведенческого решения, степень проявления саморегуляции.

Самостоятельность выражается в умении ставить перед собой цели и задачи, принимать решения; делать оправданный, обоснованный выбор способов деятельности. Тенденция к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных убеждений и привычек отражается в саморегуляции.

Самостоятельность в организации деятельности и саморегуляция поведения рассматриваются как основные признаки становления воспитанности. Это чрезвычайно важные признаки и потому, что завершается борьба мотивов, проявляется поведение в конкретных обстоятельствах.

Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию, когда он освобождается от влияния воспитывающих его окружающих и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельно продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. В процессе воспитания необходимо побудить человека к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

    Реферат >> Психология
    ... развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности ... , воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный ... акмеологических наук. ...
  2. Роль нравственного воспитания в развитии личности

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике ... есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно ...
  3. Базовые теории воспитания и развития личности

    Реферат >> Психология
    СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ. 5Педагогическая парадигма ... воспроизведения, а творческого использования.Теории воспитания и развития личности в педагогике. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в ...
  4. Педагогика как наука, её выделение в особую отрасль знания и предмет исследования

    Доклад >> Педагогика
    ... обучать, направляя духовное и телесное развитие. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое ... изучает педагогика. Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности. Целью педагогики как науки является ...
  5. Педагогика как наука. Функции педагогической науки

    Лекция >> Педагогика
    ... отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как ... наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Объектом педагогики ... практику обучения и воспитания и последующую коррекцию ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019879341125488