Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Для розуміння природи особистості потрібно з’ясувати співвідношення цього поняття з іншими поняттями, що використовуються як у класичній, так і в суча...полностью>>
Психология->Реферат
1) ургентный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства пс...полностью>>
Психология->Реферат
Для своей курсовой работы я взяла тему «Психология меньшинства». По моему мнению, эта тема очень актуальна в наше время. Проблеме социального меньшинс...полностью>>
Психология->Реферат
Основной индивидуальной психики личности и источником ее конфликтов в межличностном общении Юнг считал психическую энергию1. Она характеризует интенси...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.А.КУЛЕШОВА

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Факультет переподготовки руководящих работников и специалистов

Кафедра дефектологии и психологии

К защите допущена

« »__________2009_

__________________

подпись зав. кафедрой или ППМК

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ МОГИЛЕВСКОГО КОЛЛЕДЖА МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Выполнил:

слушатель группы П-07А

специальности переподготовки

«Психология»

Немцев Александр Петрович

Научный руководитель:

ст. преподаватель,

Кушнер И. Т.

Могилев 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ……………….

1.1 Направленность как интегральная характеристика личности ………

1.2 Проблема исследования профессиональной направленности личности

1.3 Социально-психологическая характеристика юношеского возраста (от 17 до 20—23 лет)………………………………………………………....

Выводы………………………………………………………………………

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УСПЕВАЕМОСТИ КУРСАНТОВ …………………….

2.1 Организация и методы исследования ……………………………….

2.2 Направленность личности курсантов ……………..

2.3 Соотношение направленности личности и академической успеваемости курсантов ……………………

2.4 Общие методические рекомендации субъектам образовательного процесса …………………………………

Выводы …………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отмечается высокий уровень преступности, которая превращается в реальную угрозу национальной безопасности, в один из самых мощных факторов социальной нестабильности. В связи с этим, важнейшей задачей, стоящей перед органами внутренних дел страны, является обеспечение общественного порядка и борьбы с преступностью, что, в сущности, выступает основным критерием в оценке работы их личного состава. Учитывая сказанное, одним из главных условий успешной борьбы с преступностью является повышение качества профессиональной подготовки сотрудников ОВД, и, прежде всего, в образовательных учреждениях МВД Республики Беларусь.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с опасностью, необходимостью принятия решений, обусловлена значительными психическими и физическими нагрузками. Для того, чтобы противостоять противоправным действиям, эффективно действовать в сложных и опасных условиях необходим определенный уровень психологической подготовки к действиям в особых условиях профессиональной деятельности. Психологическая подготовка предполагает определенный уровень развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия и др.); волевых качеств (смелости, решительности, целеустремленности, выдержки, самообладания и др.), моральных качеств (коллективизма, товарищества, коммуникативных качеств и др.). Психологическая подготовка сотрудника милиции должна осуществляться с учетом целей их профессиональной деятельности и предполагает формирование системы мотивов достижения этой цели, имеющих необходимое служебное или общественное значение. Как известно, в психологии совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации, называется направленностью личности. Направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад (С.Л. Рубинштейн). По мнению В.С. Мерлина и М.С. Неймарк, направленность личности может проявляться в отношении к другим людям, к обществу, к самому себе. В связи с этим выделяют три группы мотивов, связанные с отношениями человека и характеризующие направленность его личности: мотивы обще­ственные – коллективистские, гуманистические, связанные с забо­той о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и зависимостью от него и т. д.; мотивы личные – свя­занные с собственным благополучием, личным первенством, успе­хом, престижем, удовольствием, властью и т. д.; мотивы дело­вые – идущие от интереса к окружающему миру, к объекту, к процессу познания и деятельности. В зависимости от преобладания тех или иных мотивов разли­чают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая. Общественная направленность проявляется как домини­рующее стремление действовать в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом; личная направленность – в до­минировании личных мотивов, в стремлении к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию и т. п.; деловая на­правленность – как доминирующее стремление человека, вызываемое интересом к познанию и деятельности.

Теоретические проблемы направленности личности нашли наибо­лее полную разработку в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, А.Г. Ковалева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, М.Н. Пейсахова, К.К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, и др.

Несмотря на различие трактовок личности, существующих в отечественной психологии, направленность выделяется во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики [1], [2], [11], [19], [22].

Направленность личности рассматривается как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно не­зависимы от наличных обстоятельств [19]. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается мировоззрение человека [4].

Направленность личности определяет инициативное пове­дение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направ­ленности выделяют два основных образования:

1) потребности и их модификации — мотивы, установки, иде­алы, мечты;

2) отношения личности и их модификации — внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания [17].

Являясь важнейшей характеристикой человека, интегральным целостным свойством, регулирующим его деятельность и активность, направленность имеет огромное воспитательное значение. Поэтому особую актуальность приоб­ретают вопросы развития направленности в условиях образования и, особенно, в юношеском возрасте, в период выбора жизненного пути, подготовки к будущей профессии и ее освоения.

Исследование направлен­ности личности представляет как теоретический, так и практиче­ский интерес, поскольку формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей вос­питательной задачей.

Несомненная актуальность исследования проблемы направленности личности в юношеском возрасте и современное состояние образовательной политики, диктующей необходимость проведения психолого-педагогических исследований, направленных на выявление новых условий, закономерностей, принципов формирования личностных, социальных, профессиональных качеств будущих сотрудников ОВД, определили тему настоящей работы – «Направленность личности и успешность профессионального обучения курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь».

В соответствии с темой была сформулирована цель исследования: – изучить особенности направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь с учетом их академической успеваемости.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научно-психологические подходы к пониманию направленности личности и как системообразующем свойстве личности, определяющем ее психологический склад.

2.Разработать понятийный аппарат исследования.

3. Провести эмпирическое исследование направленности личности.

4. Проанализировать особенности развития различных видов направленности личности курсантов.

5. Осуществить статистическую проверку гипотезы, обобщить выводы по исследуемой теме и подвести итоги исследования.

Объектом исследования является направленность личности курсантов.

Предмет исследования направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь с различной академической успеваемостью.

В исследовании проверялась гипотеза о том, что существует связь между направленностью личности курсантов и их академической успеваемостью как показателем успешности профессионального обучения.

В качестве частных гипотез выдвинуты предположения:

1) в структуре направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь деловая и общественная направленность будут преобладать над направленностью личной.

2) высокие показатели деловой направленности личности курсантов способствуют повышению их академической успеваемости.

Экспериментальная база исследования – Могилевский Колледж МВД Республики Беларусь. В исследовании приняли участие 28 курсантов названного учреждения образования в возрасте 19-22 лет.

Основные методы исследования: метод анализа научной литературы по изучаемой проблеме, психодиагностический метод (ориентационная анкета Б. Басса), метод анализа документов и методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента).

Научная новизна. Изучены особенности направленности личности и ее связь с академической успеваемостью курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

Предложены методические рекомендации по оптимизации работы по формированию профессиональной направленности личности курсантов, адресованные всем субъектам образовательного процесса.

Теоретическая значимость. Сделаны новые теоретические обобщения: систематизированы имеющиеся данные о связи направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь с их академической успеваемостью. Раскрыт характер взаимосвязи деловой направленности и академической успеваемости как факторов развития профессиональной направленности личности курсантов.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов для разработки рекомендаций для преподавателей и курсантов с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

На основе результатов исследования подготовлены методические рекомендации по формированию профессиональной направленности личности курсантов, адресованные всем субъектам образовательного процесса.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические выводы вносят вклад в изучение заданной проблематики.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Диагностика направленности личности в юношеском возрасте

    Реферат >> Психология
    ... , 1985. – 128с. Ле Тхи Хоа. Направленность личности и успешность профессионального обучения учащихся СПТУ / Ле Тхи Хоа ...
  2. Конфликты и их решение в малых подрастковых группах

    Реферат >> Педагогика
    ... К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, А. ... обеспечивает успешность и ... , профессионально обученный и ... в направленности личности, выражающей ... Межличностные конфликты у курсантов и пути их ...
  3. Лекции по конфликтологии

    Лекция >> Психология
    ... Гриффин и М. И. Могилевский). Книга «Трудовые конфликты ... перечисленные проблемы успешно решены. ... стабильная направленность личности, способствует ... консультаций; обучение методом ... социальной и профессиональной адаптации руководителя ... курсантов военных ...
  4. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики

    Шпаргалка >> Экономика
    ... электродвигателями (Могилевский завод « ... слушатели и курсанты дневных учебных заведений ... достаточных для успешного преобразования действующей ... услуг, направленных на развитие личности и ... продолжительность срока обучения) и профессиональной квалификации( доля ...
  5. Шпаргалка по Великой Отечественной Войны

    Шпаргалка >> История
    ... занятия по обучению советских ... большого количества профессиональных кадров. ... Литва. Витебская, Могилевская, большая часть ... выдавались удостоверения личности. Помимо ... Важнейшими направлениями деятельности БЦР ... где курсанты получали ... об успешном испытании ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017950534820557