Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Исторические личности->Биография
Вступив на престол, Людовик во многом продолжал политику отца, но без его последовательности и энергии. Он начал с того, что казнил орлеанских граждан...полностью>>
Исторические личности->Биография
Будучи ещё наследником престола, Людовик хотел овладеть Англией, поддерживаемый в этой мысли своим отцом. В 1216 г. по приглашению вассалов Иоанна Без...полностью>>
Исторические личности->Биография
Бесхарактерный, беззаботный, бездарный правитель, привыкший к изнеженной жизни, не смог продолжить политику своего отца по созданию неограниченной мон...полностью>>
Исторические личности->Биография
Людо́вик XI (фр. Louis XI), по прозвищу Осторожный, Благоразумный (фр. le Prudent) или, неодобрительно, Всемирный паук (фр. L’universelle aragnée) (3 ...полностью>>

Главная > Лекция >Исторические личности

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

1. Образование древнерусского государства. Киевская Русь

К IX–X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, ограниченную побережьем Черного моря на юге, Финским заливом и Ладожским озером (озеро Нево) на севере. Здесь с севера на юг (по линии Волхова – Днепра) проходил великий водный путь, который назывался «из варяг в греки». В течение нескольких веков он был главным стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства. Следствием этого стало возникновение древнейших русских городов – Киева, Чернигова, Смоленска, Любеча, Новгорода Великого, Пскова, Витебска, Ростова. Эти города смогли подчинить своей власти окрестные области, создав первую политическую форму на Руси – городовую область, или волость. Такое городовое деление не имело племенного происхождения и не совпадало с ним. До расселения славян по Русской равнине их общественно-политическое устройство было патриархальным, или родовым. Верховную власть имели старейшины.

В 879 г. в Новгороде стал править родственник Рюрика Олег. Олег вместе с Игорем и дружиной двинулся по пути «из варяг в греки». Он взял города Смоленск, Любич на Днепре и подошел к Киеву. Олег хитростью в 882 г. захватил Киев, покорил славянские и финские племена, а также освободил восточнославянские племена от хазар, завершил объединение восточных славян и стал основателем великого Древнерусского государства.

Утвердив свою власть в Приднепровье, Олег в 907 г. отрегулировал торговые отношения между Русью и Византией.

В 912 г. Игорь возглавил Русь. В 944 г. заключил мир с греками.

С 946 г. княгиня Ольга более 10 лет управляла государством. В 955 г. приняла христианскую веру. С этого момента христианство начало распространяться в Киеве.

С приходом к власти Святослав (сын Игоря) предпринял ряд удачных походов на Восток.

2. Социальная структура древнерусского государства

Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально-зависимые крестьяне. Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн. Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом тоже влекло за собой серьезные наказания.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи. В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально-зависимого крестьянина - закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа. Закуп, в отличие от холопа, имеет некоторые права. Его нельзя бить "не за дело", он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество. В многоукладном древнерусском обществе существовала и "невольная челядь". Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину - рабой, объединяя тех и других общим понятием "челядь". Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: "от челяди плод любо от скота", - говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли "говорящее орудие". Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора - слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально-зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.

3. Крещение Руси и его значение

Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили жертвы. Владимир отправил за границу послов. Когда они вернулись, то с особенным восторгом рассказывали о православном богослужении в константинопольском кафедральном храме Святой Софии. Под впечатлением от рассказа Владимир решил принять греческое христианство (988 г.). Его брак в 989 г. с греческой царевной Анной окончательно утвердил христианство в роли господствующей религии Русского государства. Христианство первоначально было принято только теми племенами, что жили по линии Днепра – Волхова. В других областях новая вера встретила упорное сопротивление со стороны населения, язычество, соединившись с новой религией, образовали двоеверие. Христианство произвело в древнерусском обществе глубокую нравственную перемену. Принятие христианства на Руси повлияло на политическое устройство Руси. На киевского князя греческое духовенство перенесло византийское понятие «государь», который был поставлен Богом не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Русская церковь возглавлялась киевским митрополитом, который одновременно был и патриархом всея Руси. Его назначал Патриарх Константинопольский, от которого зависела вся русская митрополия. В наиболее важные русские города киевский митрополит ставил епископов. Был образован Киево-Печерский монастырь. Руководством для церковных судей служил сборник церковных законов «Кормчая книга». Церковному управлению и юрисдикции были подчинены так называемые церковные люди:

1) монахи;

2) белое духовенство с их семьями;

3) вдовы-попадьи и взрослые поповичи;

4) церковнослужители;

5) просвирни;

6) странники;

7) люди, находящиеся в больницах и странноприемницах, и те, кто обслуживал их;

8) «задутные люди», изгои, нищие, население, жившее на церковных землях.

Церковная власть вершила суд над всеми христианами, которые совершали преступления против религии и нравственности, и разбирала все дела, касающиеся семейных отношений. Христианство принесло славянам письменность, основанную на церковнославянском алфавите, составленном братьями-просветителями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. Центром древнерусского просвещения стали монастыри, в частности знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный Святым Антонием и Святым Феодосием во второй половине XI в. Первым летописцем был преподобный Нестор. В монастырях и при епископских кафедрах были собраны большие библиотеки рукописных книг. В Киевскую эпоху наиболее выдающимися были митрополиты Илларион и Кирилл Туровский, игумен Даниил.

4. Причины феодальной раздробленности и её оценка в исторической литературе

С 1068 г. начинается период междоусобиц – власть переходила из рук в руки. Политический распад Киевской Руси в XI–XII вв. привел к образованию десятка отдельных княжеств (Киевского, Турово-Пинского, Полоцкого и т. д.). Киевский престол занимал старший в роду князь, а остальные размещались по старшинству в городах более или менее значительных. В случае смерти великого князя старший из оставшихся князей должен был занять киевский престол, а остальные князья соответствующим образом переместиться из одной волости в другую. Борьба за киевский престол шла с возрастающим ожесточением между двумя княжескими линиями: Киевскими и переяславскими Мономаховичами. В период с 1097 г. по 1103 г. были проведены съезды князей, которые, однако, не улучшили положения. Первоначально престол делили Мономаховичи и Олеговичи, но после смерти Владимира Мономаха междоусобица осложнилась противостоянием между Мономаховичами.

Причины раздробленности:

1) укрепление феодальных отношений;

2) рост крупного феодального землевладения;

3) усиление военной мощи каждого княжества;

4) экономическое развития (рост с/х, городов, торговли).

Феодальная раздробленность привела к ослаблению торговых связей и экономических отношений, военным столкновениям. В течение 10 лет междоусобиц Киев переходил из одних рук в другие. Вся страна распалась на отдельные княжества, соперничающие друг с другом. К концу XII в. намечается стремление к централизации власти. Наиболее ярко это проявляется во время правления Романа Мстиславича. Начало междоусобным войнам положила ссора между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. Великий князь Ярополк хотел отдать Переяславль племяннику, поэтому воспротивились князья Ростовский и Волынский. В результате город был передан Юрию Долгорукому, сыну Владимира Мономаха.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История партий

    Реферат >> Политология
    ... нам не только проследить историю партий от их зарождения до наших дней, но и периодизировать ее ... на: - чины служилые по отечеству, то есть несшие государственную службу ... или влиятельный боярин. В период Киевской Руси главная борьба между княжескими кликами ...
  2. История России от древнейших времен до начала XX века

    Реферат >> История
    ... до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. ... почему вплоть до конца «киевского периода» нашей истории можно говорить ... рыцарей. Культура Киевской Руси Культура Киевской Руси, не скованная ... земщины, спасшей отечество от иноземного разбоя». ...
  3. Ответы по истории отечества

    Шпаргалка >> История
    ... северо-востоке Руси. Чем он отличался от Киевской Руси? Северо ... отряды для дополнительного грабежа. "Отечество наше сетовало в уничижении, - продолжает ... В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 2002. - ...
  4. Христианство и культура Киевской Руси

    Реферат >> Культура и искусство
    ... выполняли его просьбы о защите Отечества, к ним он обращался ... и Владимира Мономаха — защитника Руси от половцев, и облик других князей ... до наших дней /А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев/ История России /А.С. Орлов , В.А. Георгиев/ История России. Киевская Русь ...
  5. Теоретические основы политической системы Киевской Руси

    Курсовая работа >> Политология
    ... Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную ... М.: Юристъ, 2002. – 786 с. 8. История Отечества. Учебник / под ред. акад. Рыбакова ... 9. «История России с древнейших времен до наших дней» (А.В. Века) 10. Карамзин Н.М. История государства ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0025970935821533