Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи Семья – главный институт общества В свою очередь институт семьи включает мно...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Таким образом, можно сказать следующее, что если хорошие отношения в семье, то и человек хочет к чему-то стремиться, чего-то добиваться Но многое зави...полностью>>
Психология->Контрольная работа
На социализацию влияют: государство (к этому относят обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии, др законы); влияние р...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Тема данной курсовой работы семья как источник психической травмы у ребенка Данную проблему в свое время изучали многие отечественные и западные психо...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………..

2

I.

Глава. Исследование эмоций и чувств в зарубежной и отечественной психологии …………………………………………..

4

1.1.

Изучение эмоций: проблемы и трудности ……………………

4

1.2.

Понимание эмоций и чувств зарубежными психологами …...

6

1.3.

Проблема эмоций и чувств в отечественной психологии ……

10

1.4.

Особенности эмоций и чувств у школьников ………………...

15

1.5.

Краткий обзор исследований эмоций в специальной психологии …………………………………………………………….

20

1.6.

Психологическая характеристика эмоций и чувств аномального ребенка …………………………………………………….

25

II.

Глава. Экспериментальное исследование эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей ……………………………...

29

2.1.

Характеристика базы исследования …………………………...

29

2.2.

Характеристика методик ……………………………………….

31

2.3.

Результаты исследования ………………………………………

35

Выводы ………………………………………………………….

Рекомендации …………………………………………………...

38

39

Библиография …………………………………………………...

42

Приложения ……………………………………………………..

44

ВВЕДЕНИЕ.

Когда предметом обсуждения становятся эмоции и чувства не приходится указывать, что имеется в виду. Как специфические су­бъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что че­ловек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются.

Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влия­ние на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональ­ной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой.

У людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Результаты влияния эмоций у этих людей могут быть самые различные: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья, поэтому возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и аномальных детей.

В обосновании АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более повершенному отношению человека к окру­жающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармо­нически развитой личности.

НОВИЗНА данного исследования в том, что исследования эмоциона­льного состояния аномального ребенка на очень низком уровне, а, сле­довательно, формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

ЦЕЛЬ: на основе исследований специфик эмоций и чувств у норма­льных и аномальных детей определить основные направления действий по дальнейшему исследованию проблемы в дипломной работе.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

1. Провезти анализ литературных источников по проблеме.

2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.

3. Провести анализ результатов исследования.

4. На основании результатов исследования подготовить практические рекомендации.

ГИПОТЕЗОЙ нашего исследования является предположение о том, что при интерпретации результатов аномальных детей будет про­являться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.

ОБЪЕКТОМ исследования являются эмоциональные состояния нормальных и аномальных детей.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступает специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей.

Выборочная совокупность: 30 человек:

1. 15 человек - аномальные дети (13 лет вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей). Диагноз: умственная отсталость в степени дебильность.

2. 15 человек - нормальные дети (13 лет общеобразовательная школа-интернат № 2). Методики: 1. «Изучение высших чувств».

2. «Шкала одиночества».

3. «Эмоциональная память».

4. «Шкала тревоги».

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ :

Эмоциональный тон - проявление эмоций человека.

Олигофрения - умственная отсталость в степени дебильность.

Эмоции - непосредственное переживание отношения человека к пред­метам и явлениям действительности.

Аффект - в переводе с лат. - душевное волнение, возбуждение; кратко­временная, бурно протекающая эмоциональная реакция, нося­щая характер эмоционального взрыва..

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ.

Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными на­учному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмо­циями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности.

Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Прежде всего тем, что когда речь идёт об эмо­циях, то здесь наблюдается особый случай: они являются самой инти­мной специфической характеристикой психического. Именно в этом отношении эмоции может быть даже превосходят по своему значению компонент интеллекта; ведь во всяком случае современные ЭВМ, кото­рые успешно воспроизводят ряд функции интеллекта, в принципе лишены какого бы то ни было подобия эмоциональности. Вот почему в силу того, что эмоции это явления глубоко человеческие, глубоко интимные, встает ряд вопросов, а можно ли их вообще систематически исследо­вать?

Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянстве регулярность?

Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собствен­но психологическую её разработку оказывали влияние религия, эсте­тика и особенно этика.

На рубеже нашего века, когда с развитием техники расширились возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий поворот к этому надёжному источнику знаний. Однако, огра­ничения, вполне естественные для экспериментального исследования эмоции, распространились и на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере воспитания межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других областей, практи­ческой деятельности человека. Ведь бесспорным является факт, как подчёркивал Г.Х. Шингаров, что "...эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально-значимых черт. Нравственно воспитанным человеком является не только тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения, составляющие сердцевину человеческой личности (40, 443).

Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решите­льным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы спосо­бствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целост­ную личность.

Как отмечает В.К. Вилюнас «Одно представляется бесспорным; да­же если в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения про­блемы эмоций разработка общей теории психического невозможна» (11, 6).

Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг свя­занных с эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи, важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим опытом, накопленным в пси­хологических лабораториях, «...чтобы глава об эмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствует положению и значению эмоций в реальной жизни», как подчёркивал В.К. Вилюнас (11, 56).

1.2. ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ.

0б односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт, Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд); «активационная-энергетическая» (Спенсер). И хотя эти теории основаны на заслуживающих доверия показателях, суще­ствуют и другие, не менее важные данные.

За последнее время накоплено большое количество фактов, сис­тематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён неко­торый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии

    Дипломная работа >> Музыка
    ... Охарактеризуйте специфику ... эмоции и чувства, простейшие движения, взаимоотношения с окружающим миром и т.д.). В программе «Коррекционно-педагогическое развитие детей ... определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей / Э. Ф. Замбацявичене ...
  2. Условия и факторы нормального и аномального развития личности (2)

    Реферат >> Психология
    ... и чувство гордости за своих детей. ... неудовольствия (положительных и отрицательных эмоций), локализованные в основном в ... нормальной и аномальной личности в работах Э. Фромма Эрих Фромм (1900—1980) Специфика подхода Э. Фромма к проблеме нормальной и аномальной ...
  3. Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР с интеллектуальной недостаточностью

    Курсовая работа >> Психология
    ... вызывают вопросы специфики коррекционно- ... нормальных и аномальных детей; - о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ... Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств ...
  4. Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

    Курсовая работа >> Психология
    ... единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), ... . Эмоции элементарны и в основном определяются инстинктивной жизнью – чувством удовольствия ... специфика детей. Экспериментатор проговаривал задание детям ...
  5. Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... психологии «О единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей» (Выготский Л.С, Лурия А.Р), о ... о специфике логопедической работы по развитию фонематического анализа у детей ... возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0029780864715576