Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому, что он сложен по своему смыслу, но еще и потому, что это соотношение исторически м...полностью>>
Философия->Реферат
В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир...полностью>>
Философия->Реферат
Свою религиозно идеалистическую систему создал Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). О размахе и разносторонности интересов Соловьёва судят по его ...полностью>>
Философия->Биография
Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном ...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ижевский Государственный Технический Университет

Приборостроительный факультет

Кафедра: электротехника

Специальность 140610

Реферат

Тема :философские аспекты в технике

Дисциплина: философия

Выполнил студент группы 1-30-3з: Максимов К.С.

Проверил преподаватель: Ковтун С.П

Ижевск 2011

Философские аспекты техники

Хотя термин "философия техники", как показано в части первой, стали применять для обозначения специальной области гуманитарного знания сравнительно недавно, этим термином обычно обозначаются исследования, сохраняющие преемственную связь с многовековыми исследовательскими традициями, проводимыми в рамках таких известных философских дисциплин, как логика, теория познания, метафизика, нравственная и социальная, философия. Более того, несмотря на впечатление, которое иногда создается, вследствие растущей частоты употребления термина "философия техники" в названиях статей, книг, учебных курсов и научных обществ, более точно данный термин обозначает строго ограниченную дисциплину, изучающую некий класс близких, взаимосвязанных проблем. И все же, философия техники в современном ее состоянии не представляет собой четко определенной области анализа. Напротив, ученые, работающие в данной области, часто демонстрируют резко различные цели и методы, а дискуссии, обычно относимые к сфере философии техники, охватывают множество разнородных проблем, большинство из которых традиционно рассматривалось философией.

Если в предшествующих предложениях заменить выражение "философия техники" другим — "философия науки" и внести незначительные изменения, эти предложения составят третий параграф Предисловия к классической работе Эрнста Нагеля "Тhе Structure of Sciencе" (Структура науки, 1961)1. То, что Нагель говорил о философии науки в начале 1960-х годов, сегодня приложимо, mutans mutandis (с соответствующими изменениями (Прим. ред.), к философии техники. Это как бы предваряет дальнейшее рассмотрение области философского вопрошания, касающегося техники, и таким образом фиксирует наше внимание сначала на связи между философией науки и философией техники, а затем на традиционных разделах философии.

4. НАУКА И ИДЕИ, ТЕХНИКА И ИДЕИ

Наука представляет собой особый тип знания, выраженного посредством идей и теорий. Подобным образом и философия связана с наукой посредством идей и теорий — как теорий науки (т.е. научных теорий), так и теорий о науке. К научным теориям относятся гелиоцентрическая астрономия (представленная в вариантах Коперника, Кеплера, Галилея и др.), теория кровообращения (Гарвей), теория биологической эволюции (Дарвин), теория относительности (Эйнштейн) и т.д. Эти теории и связанные с ними идеи оказывают сильное влияние на наше видение естественного порядка (космологию) и на нас самих (психологию). Они, таким образом, создают имплицитные философии — даже научные философии — так же, как философия просто означает определенное видение мира.

Именно идеи или теории о науке составляют стержень философии науки в ее первичном или эксплицитном виде. Научные теории считают, что они истинны. Когда же кто-то ставит под сомнение эту истинность, пытается выявить когнитивный статус или структуру научных теорий, он тем самым начинает разрабатывать не только сами теории науки, но прежде всего идеи о теориях науки: что такое наука? Является ли наука истинной? Что представляет собой логика научной аргументации и научного объяснения? Какова природа объекта науки, такого, например, как закон, атом или кварк? В чем значение науки, каким образом наука связана с другими аспектами жизни человека, включая этику и политику? Эти вопросы являются ключевыми в философии науки.

Поскольку техника, понимаемая как изготовление и использование артефактов, есть прежде всего практика или деятельность, то связь между техникой и идеями не является столь очевидной и прямой, как связь между наукой и идеями. Например, существование особых технических идей и теорий не представляется столь же очевидным, как существование научных теорий. Когда идеи связаны с техникой, они часто воспринимаются просто как научные идеи, использованные в новом контексте. И в самом деле, именно это заставляло многих думать о современной технике как о прикладной науке и препятствовало развитию философии техники. Вместе с тем часто представляется, что техника использует идеи лишь для получения практических результатов и ей не удается серьезно оценить их именно как идеи.

Тем не менее особые технические идеи все же существуют, — свидетельства этому имеются в технических науках. Понятия ма­шины (в его различных вариантах — от Аристотеля и Витрувия до Франца Рело и Алана Тьюринга), идея коммутатора, идеи изобретения, эффективности, оптимизации, теории аэродинамики, кинематики и кибернетики, теории автоматов, информации, управления, линейных систем и т.д. являются по своей природе техническими. Такие идеи не встречаются в физике, химии или биологии, они свойственны таким дисциплинам, как механика, стротельство гражданских объектов, электротехника, электроника, промышленная техника. В самом деле, можно аргументированно доказать, что использование механики в науке (как в случае с ньютоновской "небесной механикой") восходит к ранним современным технологиям (особенно большое значение здесь имела техника изготовления часов), и поэтому наука в некотором смысле может быть представлена именно как теоретическая техника.

В силу внутренне присущего им практического характера такие идеи раскрывают Lebenswelt (жизненный мир)2, и общее выражение этого мира жизни легко принимает форму философии в смысле видения мира.

Такое видение мира или сознание было описано Жаком Эллюлем в его "Технике" (Lа Тесniqие, 1954). Вследствие практического характера идей, включенных в это сознание, вопросы, возникающие по поводу специфически технических идей, по сути своей отличаются от вопросов, которые ставятся в связи с идеями научными. В области техники важно не то, что технические теории являются истинными, а то, что они работают и что их функционирование является благом и приносит пользу. Постановка вопросов о функционировании технических теорий и об их полезности, выражение сомнений или даже проявление интереса по поводу практического характера или нравственного значения технических действий и их результатов, а равным образом и идей, которые лежат в их основе, представляет собой не просто и не только развитие теорий техники, а прежде всего развитие идей о теориях техники. Что такое техника? Всегда ли техника является благом и всегда ли она приносит пользу? Что в технике является благом? Какова логика технической мысли и действия? Какова реальность технических объектов? Какой тип знания содержит технические науки? Каково значение техники, т.е. каким образом техника связана с другими аспектами жизни человека? Такие вопросы явля­ются основными в философии техники.

Поскольку вопросы, возникающие с самого начала по поводу науки и техники, различны по самой сути, философия науки более тесно связана с логикой и эпистемологией, а философия техники — с этикой и практической философией. Однако было бы ошибкой сводить философию техники к практическим вопросам или же рассматривать ее только как наиболее общую форму прикладной философии. Техника может быть предметом анализа с точки зрения любого традиционного раздела философии. Вопросы, интересные для исследователя, составляют широкий спектр — от теоретических и до метафизических.

5. ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ К ЛОГИЧЕСКИМ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ

Основной теоретический вопрос связан с уже упоминавшейся проблемой отношения между наукой и техникой. Нагель, например, как и большинство профессиональных философов науки, склонен ставить знак равенства между техникой и прикладной наукой3. Хотя могут быть и некие свидетельства рrimа fасiе4 в пользу этой позиций, тем не менее сам прикладной характер (науки) остается во многом неясным. Стремясь расширить традицию науч­ной философии, Марио Бунге многое сделал для выяснения раз­личных значений термина "прикладной" в данном контексте. Очевидно, например, что существует разница между приложениями фундаментального научного знания и видов научного метода.

В различных формах философии науки определение техники как прикладной науки не выражено, однако столь явно. Феноменологическая традиция философии техники, рассматривающая науку в целом, легко занимает аналогичную позицию и по отношению к технике и считает связь между наукой и техникой более тесной, чем та, которая может существовать между наукой и ее отдельным приложением. Хосе Ортегу-и-Гассета и Мартина Хайдеггера уместно вспомнить здесь как предвозвестников, зачинателей разработки данной проблематики, в то время как американские феноменологи, Ханс Йонас и Дон Иде, расширили и обогатили эту традицию философской рефлексии.

Например, Йонас в своих историко-философских очерках о возникновении современной науки и техники рассматривает науку и технику как близкие корреляты. В работе Д. Иде "Тесhnics аnd Рrахis" (Техника и практика, 1979) эта мысль выражена еще более конкретно: автор проводит различие между идеалистичес­ким" и "материалистическим" отношением к технике: в первом случае техника понимается как продолжение пауки, но тором предполагается, что наука возникает из техники. Д. Иде также утверждает, что идеалистический взгляд был господствующим в за­падной философии, начиная от Платона и до Декарта, и нуждается в исправлении с помощью материалистического подхода. Здесь уместно заметить, что в то время, как большинство европейских феноменологов специально не уделяли внимания технике, для американских феноменологов техника стала объектом особо пристального изучения. Например, в "Ехistential Тесhnics" (Экзистенциальная техника, 1983) Д. Иде расширяет свой феноменологический анализ, показывая, как техника воздействует не только на наше объяснение естественного мира (т.е. науку), но также и на наше самопонимание (selfunderstanding).

Однако даже в англо-американской школе аналитической философии подрыв логического эмпиризма, связанного с работой историка-философа Томаса Куна "Тhе Structurе оf Scientific Revolutions" (Структура научных революций, 1962, русский перевод: М.: "Прогресс", 1975), оказал свое влияние и привел к изменению самого понятия связи науки и техники. Например, Кун замечает, что "часть наших затруднений в понимании глубокого различия, существующего между наукой и техникой, связана с тем фактом, что и науке, и технике одинаково свойственен прогресс"5.. Посткуновская философия науки, несомненно, оказалась значительно более чувствительной не только к сложностям исторического плана, но также и к прагматическому (если не сказать техническому) характеру современной науки. Эту особенность отмечают такие социологи науки, как Стивен Уолгар и Бруно Лятур. Возможно даже, что проводимое Куном различие между парадигмальной нормальной наукой и революционной наукой, вызывающей сдвиг в парадигме, было бы проще понять в связи с рассмотрением технического устройства, а не концептуальных структур пауки.

Развитие этого подхода — задача как философов, так и историков науки. Философ науки Патрик Хилан доказывает, что современное научное объяснение мира зависит от первичного существования того, что он называет "созданным окружением", которое позволяет представить мир как эвклидовский артефакт6. Питер Галисон утврждает, что в истории физики XX столетия легко выделяются две основные экспериментальные традиции, одна из которых основана на использовании устройств, производящих образы (таких, как камера обскура), а другая связана с применением электронных вычислительных устройств, подобных счетчику Гейгера. Эти различные технические традиции доложили начало развитию последующих внутренних связей с традицией и внешнего разрыва этих связей в области преподавания и научной аргументации7.

Исследования влияния различных технических артефактов на науку и научные исследования в сфере методологии указывают на необходимость проведения более глубокого теоретического анализа различий между типами самих артефактов, т.е. между экспериментальным аппаратом, постоянно используемыми в домашнем хозяйстве емкостями и посудой, общественными зданиями, структурами, объектами искусства, инструментами, машинами, автоматами, системами и т.д., и их различным отображением в человеческом мышлении и деятельности в области ремесел, народных промыслов, искусства, техники, технологии, инженерии, механики (см.: Жак Лафитт и Жильбер Симондон). На другом уровне сразу возникают вопросы о различиях между техникой как объектом, техникой как процессом, техникой как знанием и техникой как волевым устремлением (vоlitioп) и о расхождениях между древним тэхне и современной техникой. Так теоретические вопросы незаметно переходят в логические и эпистемологические.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философские аспекты Математического Моделирования

    Реферат >> Педагогика
    ... Государственный Энергетический УниверситетКафедра философии «Философские аспекты математического моделирования» Реферат выполнила аспиранткакафедры ... наук. В частности, в современной измерительной технике нашли приложение информационные модели13. Возникшая ...
  2. Техника как предмет философского осмысления

    Реферат >> Философия
    Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания Современная философская мысль сосредоточена во ... и горизонта человеческой мысли), прикосновение к которому в аспекте сознания и делает человека носителем мировоззрения ...
  3. Философский взгляд на исторический процесс

    Реферат >> Философия
    ... 1 Единство и многообразие общественной жизни В историко-философском аспекте данная проблема выражена во взглядах ... методов глобального моделирования, современной вычислительной техники, государственного регулирования (наряду с саморегулированием) экономики ...
  4. Философские проблемы научного познания

    Учебное пособие >> Философия
    ... потенциально самым «богатым» видом бытия. В философском аспекте современные исследования вакуума активизировали изучение ... новейшие информационные технологии и компьютерная техника. Использование компьютерной техники приводит к: • возникновению новых ...
  5. Философский анализ трансформаций свободы (логико-исторический аспект)

    Дипломная работа >> Философия
    ... очевидным, что прогресс науки и техники не ведет сам по себе ... тем самым становится политической рациональностью. Техника и наука функционируют в качестве идеологии ... Рассолова И.Ю. Духовная картина мира: социально-философский аспект. Авт-т дисс. канд. филос. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016732215881348