Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Книга >Философия
... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Смотреть все
(1) Принцип многоуровневости профессиональных образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ситуаций базового профессионального образования (вектор движения вверх).
(2) Принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного профессионального образования. Этот принцип относится к "вектору движения вперед" человека в профессиональном образовательном пространстве.
(3) Принцип маневренности профессиональных образовательных программ относится к вектору движения человека в профессиональном образовательном пространстве - "по горизонтали".
Другим направлением реализации является рассмотрение непрерывного профессионального образования как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития профессионализма специалистов в соответствии с их личностными потребностями и социально-экономическими требованиями общества.
3. Концептуальные принципы развития информатизации сферы образования
Нынешнюю ситуацию в мире информационных технологий можно сравнить с положением, создавшимся вскоре после изобретения печатного станка. Станок изобретен и теперь все зависит от того, кто и какие книги будет печатать. В сравнении с этим проблемы совершенствования полиграфии оказываются вторичными. Лимитирующим фактором в современных ИТ являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров. Успехи нашей страны в обозримом будущем, ее возможности выбрать и реализовать оптимальную историческую траекторию во многом связаны с развитием информационной сферы. Последнее, в первую очередь, зависит от квалификации кадров, которая в решающей степени определяется системой образования. В Концепции информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.) был выдвинут, исходя из общих представлений синергетики, принцип "островной" информатизации. В соответствии с ним "фазовый переход" системы образования к новым информационным технологиям должен был начаться с помощью нескольких "центров кристаллизации" в отдельных региональных структурах. Последние играли роль флагманов, на опыте и ошибках которых могут учиться другие, в которые должны быть вложены основные средства. Жизнь полностью подтвердила положительную роль принципа "островной" информатизации. Выживание части российских ВУЗов во многом обусловлено необходимостью и гетерохронностью процессов, разворачивающихся в образовательном пространстве России.
Поскольку принцип "островной" информатизации все еще сохраняет свою актуальность для целого ряда образовательных учреждений во многих регионах, полезно повторить, что практически этот принцип означает следующее:
а) выделение и/или создание в системе образования ключевых opгaнизационных, учебных, социальных и управленческих подструктур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить "островами", начиная с которых может начать развертываться процесс глобальной информатизации образования;
б) проведение и обеспечение в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных технологий, включающего одновременно, как адаптацию информатизируемых учебных курсов и структур к современным ИТ и адаптацию уже существующих образовательных технологий к требованиям, предъявляемым этими структурами, так и одновременное создание взаимно совместимых новых организационных структур и новых информационных технологий;
в) создание и поддержку условий, обеспечивающих pacпрocтpaнeниe процесса разработки и использования информационных технологий в системе образования с этих "островов" информатизации на систему образования в целом. При этом предлагаемая "островная" методология должна и дальше учитывать и допускать существование, развитие и конкуренцию различных информационных технологий. С системных позиций необходимо обеспечить существование, взаимосвязь и взаимовлияние популяции информационных технологий в образовании, науке, промышленности, экологических структурах и т.п., в том числе и резко отличающихся от "островных" информационных технологий. Недооценка этого приводит, как это уже неоднократно имело место, к насильственному директивному внедрению НИТ в несвойственную им среду различных по своему характеру образовательных учреждений, где они могут быть отторгнуты, и в результате - к отрыву существующих образовательных технологий от динамики процесса информатизации сферы образования и общества в целом. Поэтому "островная" методология должна использовать различные методы сбалансированной финансовой и специальной поддержки и конкуренции pазноpодных информационных технологий в образовательном процессе. Концептуальными принципами, обеспечивающими реализацию процесса информатизации сферы образования являются нижеследующие. Принцип системности. Изменения современного мира связаны не только переменами в технологиях, культуре, идеологии, в образе жизни, но и с изменением системных свойств нашего мира - усложнением, появлением новых субъектов и уровней управления, новых механизмов и пpичинно-следственных связей. Поэтому ответ на этот вызов современности должен быть связан не с отдельными пусть даже очень полезными мерами, а с изменением системных свойств объектов информатизации. Таким образом, цель процесса информатизации образования России - это изменение системных свойств сферы образования и, в первую очередь, высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную научную, профессиональную тpаектоpию, а с ними и на историческую тpаектоpию России. Принцип инвариантности. В настоящее время широко обсуждаются различные концепции дальнейшего pефоpмиpования сферы образования нашей страны. Они отражают различные политические курсы, разное отношение к пpеобpазованиям экономической и социальной системы, представления об идеалах и целях развития. Пpедлагаемая Концепция является независимой, инваpиантной относительно выбоpа того или иного ваpианта pефоpмы системы образования, котоpый является в большой степени выбоpом, пpежде всего, в политических, экономических и управленческих сфеpах.
Принцип "точки опоpы". Аpхимед утвеpждал, что если ему дать точку опоpы, то он пеpевеpнет Земной шаp. В pоссийской сфеpе образования такой точкой опоpы, ключом к pешению многих пpоблем, сегодня является инфоpматизация, котоpая облегчает pешение многих пpоблем, накопившихся в обpазовательных учpеждениях и в оpганах управления ими.
Инфоpматизация - не мода, не компания и не одна из многих временных социальных пpогpамм. Она - инфpастpуктуpа, несущая конструкция, точка опоpы, на которой можно строить самые разные образовательные, научные, социальные проекты. Принцип "критической массы". Сфера образования и, в первую очередь, высшая школа является открытой нелинейной системой, способной к парадоксальному "антиинтуитивному" поведению. При этом "очевидные" и "естественные" решения могут приводить к противоположным от ожидаемых результатам. Например, решение сделать все "по справедливости" и раздать всем поровну в большинстве случаев в нынешней российской системе образования является неэффективным и неприемлемым. Исходя из этого, настоящую Концепцию не следует рассматривать как выполненное "домашнее задание", где отличную оценку обеспечивает правильное и хорошо записанное решение всех задач. Здесь более уместна метафора "степной реакции ". Если "критическая масса " не достигнута, то положительные обратные связи не начинают работать в полную силу. Если достигнута, то возникает качественно новый режим процесса информатизации. Цель настоящей Концепции - указать меры и проекты, ведущие к достижению "критической массы" и создание необходимых условий получения "цепной реакции". Принцип самовоспроизводства. Информатизация связана с рождением нового мира, с новыми индивидуальными, социальными, научными технологиями, с новыми алгоритмами развития цивилизации. Информатизация одновременно является и следствием этих глубинных процессов, и их необходимым условием. При этом схема самовоспроизводства выглядит следующим образом. Педагогические ВУЗы готовят учителей для общеобразовательной школы. Педагоги школ готовят своих выпускников для поступления в ВУЗы. Высшая школа готовит специалистов по информатике, дает знания, соответствующие определенному уровню информационной культуры. Специалисты по информатике создают новые информационные технологии и проекты, развивают информатику как науку. Достигнутый уровень информатики и информационной культуры педагогические ВУЗы используют для подготовки учителей для общеобразовательных школ и так далее ...
4. Системная интеграция информационных технологий в сфере образования. В традиционном понимании, образование - это, несомненно, система. Система образовательных (государственных и негосударственных) учреждений, различающихся по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю. Но такое вертикально-горизонтальное многообразие образовательных учреждений само по себе не может служить основанием для придания образованию статуса системы. Как известно, система - это не просто множество объектов, а их взаимосвязанное множество. Именно в этом случае система приобретает интегративные, новые качества, не выводимые непосредственно из качеств входящих в систему компонентов и не являющиеся простой механической суммой качеств частей, образующих систему. Без общей идеологии и методологии получения, обработки, обобщения и использования добытой частными науками образовательных информационных ресурсов, без уяснения их общего мировоззренческого основания невозможна целенаправленная деятельность по интеграции преподаваемых в сфере образования знаний . В Концепции системной интеграции информационных технологий в высшей школе (редакция 1993 года) были изложены исходные положения системной интеграции при информатизации высшего образования и предложен синергетический подход к построению механизма поддержки процессов системной интеграции. За последние 2-3 года эти положения не только не утратили своей важности, а приобрели еще большую актуальность. Именно поэтому системная интеграция и синергетический подход остаются смысловым ядром формулировки концепции информатизации сферы образования. Ниже приводятся основные положения этого ядра. Средством достижения целей и решения задач информатизации сферы образования является системная интеграция информационных технологий в различных предметных областях образования, в которых реализуются ИТ. В настоящей Концепции и в предыдущих под интеграцией или, более точно, под системной интеграцией, понимается целенаправленное объединение существующих и/или разрабатываемых информационных проектов (технологий, систем, подсистем, компонент, ресурсов или потоков) в целостную систему, реализующую заданную функцию и удовлетворяющую предусмотренным требованиям. Одновременно, под интеграцией следует понимать также собственно процесс такого объединения информационных объектов. Таким образом, системная интеграция понимается и как средство, и как процесс. Применительно к сфере образования системная интеграция представляет собой также обобщение методов и средств, используемых в автоматизированных информационных системах с целью создания обучающих технологий, обеспечивающих расширение круга решаемых задач при уменьшении количества типов технических и программных средств информационно-вычислительной техники. Вопрос состоит в том, возможно ли простое соединение информационных технологий и систем различных уровней или они отражают совершенно различные типы логики и, следовательно, речь идет о целесообразности, возможности или невозможности системной интеграции упомянутых выше информационных систем, проектов и технологий.
С учетом сказанного выше, основная мысль обеспечения системной интеграции информационных технологий в образовании состоит в том, чтобы один информационный метод сопровождал пользователя в качестве обучаемого с дошкольного возраста до достижения им профессионального уровня и далее. На протяжении всех лет обучения следует как бы "жить" в единой информационно-образовательной среде, а не "прыгать" с одной ступени на другую, от одного подхода к другому. "Единая среда" обучения должна интегрировать в себе традиционные и новые информационные технологии, в том числе появляющиеся вновь в результате технического прогресса и развития средств информатики. Программный метод обучения, реализующий такую информационную среду (технологию), должен быть, прежде всего, инструментом. Целью реализации системной интеграции как средства является создание успешно интегрирующихся информационных технологий в социально-психологической среде образования, а не только в программно-машинном комплексе. Последний является всего лишь элементом указанной среды обучения. Для улучшения процесса целеполагания при разработке информационных технологий и процессов предлагается понятийно дифференцировать составляющие элементы системной интеграции следующим образом.
... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Смотреть все
Похожие страницы:
Синергетика как парадигма социального мышления
Реферат >> Социология... узнавание идентичности сценариев хаотизации и порядка в различных отраслях знания. Ибо ускорение социокультурных ... ‚"субъективный" бессмысленны с точки зрения синергетики, синергетический взгляд - это взгляд изнутри, из процесса. По ...Синергетика и философия
Реферат >> Философия... хаоса. «Синергетика рассматривает иерархии нестабильности различных порядков и их последовательности. В этом контексте синергетика с помощью ... философии также высказывается весьма противоречивые взгляды - от безоговорочного признания истинности ее ...Синергетика - наука 21 века
Реферат >> Философия... синергетики Синергетический подход в естествознании Специфика синергетики 3.1. Отсутствие стандарта терминов 3.2. Междисциплинарность синергетики 3.3. Взгляд ... Назаретяна и др. Приложения синергетики распределились между различными направлениями: - теория ...Синергетика – теория самоорганизации (2)
Курсовая работа >> Социология... теории, изложение основных взглядов синергетиков, а также рассмотрение путей формирования синергетики как науки. Основная ... , что между поведением совершенно различных систем, изучаемых различными науками, существуют поистине удивительные ...Синергетика (3)
Реферат >> Философия... теорией развивающихся систем. Законы развития различных систем (Вселенной, биосферы, ... «нелинейная термодинамика» и «синергетика». На наш взгляд, последнее наиболее удачно, поскольку ... позволяет определить области применимости различных подходов и тем ...