Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Предметом возрастно-психологического консультирования в старости являются особенности проживания субъектом нормативных возрастных кризисов. В пожилом ...полностью>>
Психология->Реферат
Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статуса...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность данной темы в том, что ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесс принятия решений. Как способность к коммуникаци...полностью>>
Психология->Реферат
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности с...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Курсовая работа

Тема Психологическая характеристика педагогической деятельности

Содержание

Введение

1. Сущность педагогической деятельности

2. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога

3. Психологическая характеристика педагогической деятельности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное.

Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т.

Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек – человек”, направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.

Под “способами педагогического воздействия” понимаются прежде всего выработанные в процессе всего исторического развития общества способы воспитания и развития личности ребенка и взрослого с учетом накопленного знания возрастных, социокультурных, этнических и других особенностей. Также к способам педагогического воздействия относятся разработанные с учетом возрастных особенностей и специфики изучаемого предмета дидактические и методические приемы, позволяющие достичь конечного результата обучения – усвоения определенных знаний.

Особенность труда педагога состоит, прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик). В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:

    • По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;

    • По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;

    • По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

Цель курсовой работы – дать психологическую характеристику педагогической деятельности. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- разобрать сущность педагогической деятельности;

- выявить психофизиологические предпосылки деятельности педагога;

- психологически охарактеризовать педагогическую деятельность.

1. Сущность педагогической деятельности

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

    1. Мотивация;

    2. Педагогические цели и задачи;

    3. Предмет педагогической деятельности;

    4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач;

    5. Продукт и результат педагогической деятельности. 1

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

    • научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

    • "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

    • вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

    • объяснение;

    • показ (иллюстрация);

    • совместная работа;

    • непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

    • тренинги и др.

Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупностиаксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

    • его личностное совершенствование;

    • интеллектуальное совершенствование;

    • становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. 2

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

    • ориентационная;

    • развивающая;

    • мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

    • информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

    • конструктивная;

    • организаторская;

    • коммуникативная;

    • гностическая.

Так, конструктивная функция обеспечивает:

    • отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

    • проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

    • проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

    • информации в процессе сообщения ее учащимся;

    • различных видов деятельности учащихся;

    • собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

    • установление правильных взаимоотношений с учащимися;

    • нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

    • содержания и способов воздействия на других людей;

    • возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

    • особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. 3

Сфера профессионального труда преподавателя - это арена преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:

    • динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;

    • динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;

    • личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;

    • растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;

    • потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;

    • уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;

    • возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др. 4

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:

    • целенаправленность;

    • мотивированность;

    • предметность.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяют пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.

IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.

V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. 5



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психологическая характеристика преобразования деятельности в условиях применения информационных технологий

    Контрольная работа >> Психология
    ... Введение Психологическая характеристика преобразования деятельности в условиях применения информационных технологий Некоторые психологические механизмы ... , когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии ...
  2. Педагогические способности и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... Профессионально- психологические особенности (качества) Процесс труда Педагогическая деятельность учителя Педагогическое общение ... выделим три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога: предрасположенность (пригодность ...
  3. Педагогическая деятельность. Решение педагогических задач

    Контрольная работа >> Психология
    ... "педагогическая деятельность". Анализ содержания любого вида деятельности указывает на наличие психологического ее фундамента, т.к основными характеристиками деятельности ...
  4. Педагогическая психология. Учебник

    Книга >> Психология
    ... педагогической деятельности 167 § 1. Общая характеристика стиля деятельности 167 § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности 168 Глава 4. Психологический анализ ...
  5. Педагогическая психология. Психология педагогического общения

    Конспект >> Педагогика
    ... Психологические основы методов воспитания o Тема 12. Общая характеристика педагогической деятельности o Тема 13. Педагогические ... , результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.          Третий ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017449855804443