Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
На рисунке известного художника Л Пастернака изображены три русских мыслителя: Лев Толстой, Владимир Соловьев и Николай Федоров, имя которого многие г...полностью>>
Философия->Реферат
Поскольку философия наука о Всеобщем, анализ любого явления она доводит до обнаружения исходного основания Знание этого свойства позволяет давать опис...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Цель написания этой контрольной работы – это изучить философию науки Для этого мы должны рассмотреть философию науки, как отрасль философского знания,...полностью>>
Философия->Реферат
Философия как особая форма интегрирующего знания призвана создавать обобщенную картину мира, где имеют место самые разнообразные явления: природа, общ...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Неразумие – мудрость, трусость – мужество,

неумеренность – умеренность, несправедливость – справедливость.

Страху стоки противопоставляли предусмотрительность, а вожделению – волю.

Стоическое бесстрастие не абсолютно, подобно отрешенности индийского мудреца. Стоки допускали умеренную радость, следованию ценностям красоты, физического здоровья.

Но главное не в этом, а в том, что есть истинное добро и что есть истинное зло, и что не есть ни то, ни другое.

Стоики поняли, что между добром и злом лежит ничейная полоса, то есть всё то, что не зависит от воли человека, будь он даже мудрец.

И правильная позиция состоит в том, чтобы принимать мир как он есть. Принимать всё как оно есть: и жизнь и смерть, здоровье и болезнь, красоту и безобразие, удовольствие и страдание, знатность и низкое происхождение, славу и бесславие.

Всё перечисленное есть безразличное. Оно не зависит от нашей воли, но от нашей воли зависит то, как мы будем к этому относиться. А относиться к этому надо равнодушно.

Стоики – квиетисты. Так как их этический тезис – пассивное отношение к окружающей жизни. От нас зависят не сами обстоятельства нашей жизни, в том числе и социальной, а лишь наше отношение к этим обстоятельствам.

Из этого положение вытекает широко известная, но неправильная мысль, что свобода – это осознанная необходимость.

Римские стоики.

Стоицизм стал мировоззрением многих образованных римлян с 1 века до н.э.

Сенека. Родился в конце 1-го века до н.э. (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) и прожил 70 лет. Современник Иисуса Христа. Известно множество работ Сенеки. Подача мыслей в форме писем. “Нравственные письма к Луцилию”.

Калигула чуть было не предал смерти Сенеку за речь в сенате вызвавшую всеобщее восхищение. Калигула завидовал и Гомеру, и Тациту.

Сенека происходил из богатого сословия всадников и был известным преподавателем риторики и красноречия.

Впоследствии Сенека был в течение 5-ти лет воспитателем Нерона. Казнен Нероном. Сенеку вовлекли в заговор против Нерона заговор раскрыли. Нерон предписывает Сенеке покончить жизнь самоубийством.

Сенека пример расхождения мировоззрения и образа жизни. Сенека не жил согласно своим принципам.

Сенека не был примером добродетели. Он был сыном своей судьбы, своего времени, своей среды, которая была аморальной.

Сенека проповедовал бедность, а сам всеми правдами и неправдами стремился к обогащению.

Сенека цинично оправдывался. “Я собираю богатство и тщеславие не в своей душе, а в своем доме”; других философов (Платона, Эпикура) тоже упрекали за расхождение в том, о чем говорят философы, и то, как сами живут.

Этика Сенеки пассивна.

Изменить в жизни, в сущности, ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело в жизни – твердо стоять против ударов судьбы.

Несчастлив лишь тот, кто сам считает себя несчастным.

Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожидать.

В творчестве Сенеки происходит открытие понятия совести:

Совесть – это интуиция добра и зла.

Эпиктет (около 50 – ок 135 гг. н.э.) – уникальное явление в древнезападной философии.

Он родился рабом и оставался им длительное время. У него не было даже имени. Эпиктет – это не имя, а прозвище, клика раба: – “эпиктетос” означает “приобретенный”. Мать Эпиктета была рабыней.

Эпиктет оказался в Риме в числе рабов Эпафродита. Эпафродит хозяин Эпиктета был одним из телохранителей Нерона. Эпафродит, желая приобщиться с стоицизму (модное направление для аристократов), посещал лекции стоика, которого еще не изгнал из Рима Нерон, Мусония Руфа. Рабовладелец, сопровождаемый рабом Эпиктетом посещал эти лекции. Лекции вряд ли пошли на пользу хозяина раба, который так и остался глупым жестоким животным, а для самого раба эти лекции стали судьбоносными.

Эпиктет стал невольником – философом, а Мусоний Руф – его невольным учителем.

И вот философ-раб стал рассуждать. Это бесило тупого хозяина, и как-то в приступе ярости хозяин сломал Эпиктету ногу. Эпиктет стоически отвечал: “Вы ломаете мне ногу”. А после того как было нанесено увечье: “Разве я не говорил, что сломаете”. Так Эпиктет стал хромым.

Император Доминициан (после смерти Нерона 68 году н.э.) казнил Эпафродита и Эпиктет получил свободу. Или, может быть, Эпиктет был отпущен самим рабовладельцем. Кому нужен хромой раб?

Эпиктет вел нищенскую жизнь, так для него практика была важнее теории, устное слово, внушение и личный пример важнее письменного слова.

Эпиктет ничего не писал. Может быть он был безграмотным? Ученики Эпиктета записали слова учителя. До нас дошла книга “Беседы Эпиктета”, написанная его учеником Флавием Орланом.

И подобно тому, как нашим главным вопросом является вопрос, как быть свободным при тоталитаризме, так и для Эпиктета главным вопросом был вопрос о том, как стать внутренне свободным при внешнем рабстве, против которого Эпиктет ничего не говорит.

Сенека, как и Эпиктет, подменяют внешнее социальное рабство внутренним. Сенека делал это с позиции рабовладельца, а Эпиктет – с позиции раба.

Существующий порядок вещей изменить нельзя. Истинная сущность человека – в его разуме, который является частицей мирового, космического разума. Эта сущность от человека не отчуждаема. Даже если отобрать всё материальное у человека и даже его тело, то у человека нельзя отобрать разум и свободу воли.

Таков человек и свобода человека в понимании Эпиктета.

Третьим выдающимся стоиком во времена Римской империи был император Марк Аврелий (годы правления 160-180гг). Умер от чумы. После смерти нашли записки, в которых император разговаривал сам с собой.

Марк Аврелий остро чувствовал краткость человеческой жизни, смертность человека. Жизнь человека – мгновение в бесконечном потоке времени.

Время беспредельно в оба конца. Жизнь – это мимолетный момент. Тщетна надежда остаться надолго в памяти потомства.

Философия Марка Аврелия – личный и исторический пессимизм. Разочарованность и усталость императора.

Главные ценности – справедливость, благоразумие, мужество. Для Марка Аврелия главная ценность “общеполезная деятельность” и “гражданственность”. Это нравственные ценности.

Пессимизм более выразителен у Аврелия. Поэтому все комментаторы делают акцент на этом. Он как бы предчувствовал распадение Римской империи.

Скептицизм

Родоначальником скептицизма был Пиррон (360-270гг. до н.э.). Время действия школы до 1 до н.э.

Учителем Пиррона являлся Анаксарх. Анахсарх был дружен с Ал. Македонским и участвовал в его знаменитом походе. Анаксарх был умерен во всем и бесстрастен, спокоен. Чем заслужил к себе уважение со стороны своих последователей. Анаксасрх был замучен тираном острова Кипр.

Пиррон был привязан к Анаксарху и сопровождал его в походе. В долине Инда Пиррон общался с индийскими философами. Но влияние их на Пиррона не следует преувеличивать.

Пиррон принадлежал к немалой части античных философов, которые выражали свои взгляды только в устном слове и в своих поступках. Поэтому об учении Пиррона мы знаем от его учеников.

В центре внимания Пиррона старая проблема счастья. Как стать счастливым?

Пиррон по-своему подытожил всю предшествующую философию и пришел к выводу, что все философы почти во всем противоречили друг другу. Тем самым философы невольно доказывали, что мы не можем знать, что такое мир, что такое составляющие его вещи и происходящие процессы.

Всякая вещь есть “это” не более чем она есть “то”.

Всё есть и не есть в равной степени.

На провокационный вопрос: “А не умер ли ты, Пиррон? – Пиррон твердо отвечал: “Не знаю”.

В мире всё относительно, все вещи и одинаковы и неодинаковы, постоянны и не постоянны.

Иначе говоря все вещи непознаваемы. Из этого следует и наше отношение ко всему, что есть и происходит в мире. Это отношение должно состоять в полном воздержании от каких-либо суждений обо всем этом.

Полное воздержание от суждений – эпохэ (остановка). От слова эпохэ произошло слово эпоха. Следует воздерживаться от категорических суждений (утвердительных).

Атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие).

Эпикур из утверждения атараксии сделала вывод, что это путь к счастью

Стоики из атараксии сделали вывод о пассивности человеческого существования.

Скептики сделали из атараксии вывод об отсутствии истины и воздержания от суждений. Воздержание от суждений – практическая рекомендация.

Истина недоступна. Доступно только мнение. Но мнение – это не истина. Человек, конечно, может изречь истину, но случайно.

Как философы ни старались, они так не смогли открыть истину. Да и ее и нет.

Пробабилизм – учение о том, что нет абсолютных истин, истина всегда более или менее вероятна.

Все высказанные проблемы толкали мысль на поиск критерия истины.

Конечно, критерии истины предложить сложно, но скептики занимались проблемами логики.

Скептики сформулировали десять тезисов – тропов, к которым в дальнейшем было прибавлено еще пять. Это аргументы против знания или почему нужно воздерживаться от суждений.

Если объединить эти тропы, то получаем следующие четыре позиции.

1.Критика чувственного познания.

- Разные органы чувств, физиологические, психические, индивидуальные различия людей.

- Различные состояния субъекта

- Существует примесь других факторов. Чувства не изолированы друг от друга и от внешних воздействий.

2.Релятивность познания. То, что из далека кажется малым, вблизи оказывается большим. Различные воздействия разного количества одно и того же вещества. Например, лекарство. В малом количестве оно полезно, а большом вредно. Относительно одной вещи – это вправо, а относительно другой – влево.

Ничего нельзя утверждать позитивно – ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т.д.

3.Сила привычки. Привычные вещи вызывают согласие, а непривычные вещи – удивление. Привычные и непривычные вещи вызывают различные чувства.

4.Противоречия логического познания.

Критика бесконечной цепи доказательства. Признать истинным первоначальную посылку без доказательства. Предпосылки принимаются без доказательства. Либо дурная бесконечность, либо признание истинными без доказательства первоначальных посылок. Кроме бесконечности есть еще доказательство по кругу. Доказательство по кругу не истинно.

Любое ограничение всегда относится к чему-либо конкретному. Конкретное всегда имеет ограничения.

Ничего не утверждать и отвержение любых попыток познания. Отбрасывали любые доказательства. Познание бессмысленно. Оно не дает истины. Как шутка: “Меньше знаешь – лучше спишь”. Какую истину дает научное познание? Только возможность социальной адаптации в обществе? Скептицизм – ставит всё под сомнение. В том числе и научное познание, а не только философское знание. Скептицизм – очень вредная философская позиция.

Умеренный скептицизм имеет смысл. Главный смысл человеческой жизни поиск наиболее достоверных доказательств. Достоверные доказательства не может дать ни чувственное познание, ни логическое доказательство. А где истина? Истина в достоверности сознания, в самой человеческой личности. Поиск достоверностей. Это проблема достоверности сознания. Умеренный скептик ищет более убедительных аргументов.

Выводы. Античные представления основывались на дуализме – дуализме души и тела, сознания и внешнего мира.

Дуализм в пользу души. Душа возвышается над миром. Она не входит в мировой процесс. Душа находит удовлетворение в самой себе.

Такая атараксия является совершенным состоянием, которое достижимо только для духа. Человек является самосознающим существом, личностью.

Если бы человек был свободен от мира, он был бы совершенен. Поэтому свобода от мира становится главной задачей.

Человек ищет совершенного состояния своей жизни.

Философия, избравшая это направление, является житейской мудростью. Идеал – мудрец.

Главная задача такой философии восстановить божественное совершенство в человеке. Приблизить человека к божественному совершенству.

Это процесс богостановления человека посредством освобождения от мира. Освобождение не самого мира, а освобождение человека от мира.

Для полного освобождения от мира нужно перестать желать, страдать. Достижение такого состояния, когда мир для нас не представляет никаких благ.

У стоиков – это добродетель, у эпикурейцев – это блаженство, для скептиков – это духовный покой.

Философы хотят быть независимыми от мирового потока, но мировой поток сильнее их. И античный идеал мудреца разбивается о не поддающуюся воздействию силу вещей. В борьбе с этими силами этот идеал слабейшая сторона.

Каждое из направлений (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм) оказывается в своеобразном противоречии с самим собой.

Скептики доходят до крайностей – отрицают силу господствующих представлений и целей (общезначимость истины). Ищут освобождения от мира в сомнении.

Стоик превращает свою добродетель в горделивое чувство собственного достоинства. Эгоизм. Весь акцент сделан на моральном нравственном совершенстве человека. При этом игнорируются социальные, политические, экономические и др. отношения.

Эпикуреец не знает как избежать зла. Счастье, по Эпикуру, это отказ от сопротивлению злу, пассивность. Как можно достичь счастья не различая где добро, а где зло? Этот вопрос остается без ответа. Под злом понимается не только зло физическое, но и зло нравственное.

Эти проблемы могла решить только религия.

В римском стоицизме (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) появляется идея любви к ближнему. Поэтому христианство смогло быстро завоевать популярность. Стоицизм оказался близок к христианской идеологии.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия (18)

    Реферат >> Философия
    ... период развития философии Классический период развития индийской философии Глава 2. Античная философия Проблематика и содержание учений Глава 3. Средневековая философия. Периодизация философии ... философии. Отношение эллинских философов ... авторитетом римско- ...
  2. Философия (конспект лекций). Философия как разновидность мировоззрения

    Конспект >> Философия
    ... философии римского периода было характерно: • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия ... • вавилонская; • минойская; • эллинская (греческая); • китайская; 180 • ... развития культуры, завершающий период развития культуры ...
  3. Философия Древней Греции и Рима

    Реферат >> Философия
    ... . Эллинистическая философия Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции ... сплочения римского общества. Римская философия, подобно философии эллинизма ... философы не самодостаточны, эклектичны, не столь масштабны как их эллинские ...
  4. Философия Средних веков (1)

    Реферат >> Философия
    ... распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя ... отвлеченной эллинской мудрости. Наибольший интерес в истории философии вызывал ... Это не был блестящий период развития философии, за которым последовал ...
  5. В. Нюхтилин Шпаргалки по философии

    Шпаргалка >> Философия
    ... виднейшие их представители. Эллинские философы заложили основы классического типа ... Во главе ее стоял римский первосвященник – Папа, имевший ... центральной проблемой философии, а сам этот период в развитии философии приобрел гносецентристский характер ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0070860385894775