Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
В живописи Италии конца XVII— начала XIX века сильно было влияние немецкого художника и теоретика искусства Антона Менгса (1728— 1779) — представителя...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Когда-то хлеб был главным блюдом. Наши предки возносили к небу молитвы о хлебе насущном, величали его отцом, кормильцем, батюшкой. Народ сложил о нем ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию. В современном мире в результате роста научно-технич...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Система физкультурно-оздоровительной работы активизирует такие двигательные качества как ловкость, быстрота, выносливость и сила, а также равновесие, ...полностью>>

Главная > Лекция >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

критерии общедоступности и национальной определенности трактовались эпигонами Мендельсона (среди них композиторы Карл Рейнеке, Роберт Фолькман, Франц Абт, Корнелиус Гурлип и другие) обедненное догматически, ибо игнорировались требования кдейности и содержательности искусства.

Все же не следует преувеличивать значение названных двух школ в истории немецкой музыки. Это — один из частных эпизодов присущей ей борьбы группировок и направлений. Вскоре борьба приняла иные формы: враждующие лагери образовались вокруг творческих фигур двух крупнейших музыкантов Германии —

Вагнера и Брамса.

Еще в годы существования веймерской школы (она распалась в начале 60-х годов в связи с отьездом Листа) ее представители считали своей главной задачей пропаганду творчества Вагнера. “В 70-х годах было организовано <Вагнерское общество». Сторонники «музыки будущего» резко нападали на всех тех композиторов, которые не причисляли себя к листо-вагнерскому направлениюТ Сначала объектом нападок служили эпигоны Мендельсона, связанные с Лейпцигской школой, - их, кстати, очень зло ысмеивал Лист. Но затем, уже без участия Листа, огонь полемики был направлен против Брамса — ожесточенно, непримиримо вел эту полемику Вагнер. Все те, кто уверовал в его гений, разделяли с ним вражду к Брамсу.

Помимо своей возiи Брамс, лично не участвовавший в возникшей полемике, стал

знаменем для тех, кто спорил с Вагнером в области музыкальной драмы и с Листом — в области программного симфонизма. Вопросы ставились широко: о традициях

народной музыки, национальной классики и достижениях музыкального романтизма,

о выразительных средствах музыки, о возможностях сохранения и развития

устоявшихся музыкальных форм и тд, По всем этим вопросам у Вагнера и Брамса существовали принципиальные расхождения. Но «вагнерианць», с одной стороны, и «брамсианцы» (их иронически окрестили прозвищем (<браминыУ.) — с другой, неумереняо преувеличивали эти расхождения и, поклоняясь одному из антиподов,

низвергали все, что было связано с другим.

Окружение Вагнера и Брамса не только вносило в споры излишне острые субъективные тона, но и искажало сущность идейно-творческих исканий этих двух крупнейших художников Германии. Представители «Вагнерского общества» пытались перенести реакционные черты мировоэзрения Вагнера на его творчество —

вагнерианцы в своей практической деятельности смыкались с махровыми националшовинистическими кругами прусского юнкерства, стали проводниками пангерманских идей немецкого империализма.В то же время брамсианцы, особенно из числа венских критиков (в первую очередь Эдуард Ганслик), обрушиваясь на Листа и Вагнера (а заодно на Антона Брукнера, Гуго Вольфа, которые преклонялись перед Вагнером), представляли Брамса в качестве якобы «чистого» музыканта,

далекого от современной действительности, создавшего некую .хабстрактную музыку. Таким образом, оба эти окружения приносили бесспорный вред делу развития

немецкой музыки: воинствующий пыл враждующих сторон обострил идейный разброд в рядах музыкантов, не дал возможности распознать общего врага. для

Вагнера и Брамса таким врагом являлось немецкое филистерство, затхльий

провинциализм каждый по-своему, они отстаивали принципы высокой идейности и

гуманизма. В их творчестве получили отражение разные стороны немецкой действительности, ёни разрабоiли различные методы её отражения, писали в разных жанрах музыкального искусства. Но один композитор не исключал другого, а,

наоборот, дополняЛ, своей индивидуальностью обогашал отечественную культуру.

РИХАРД нАГНЕ!’.

Р. Вагнер принадлежит к числу тех великих художников, творчество которых оказало большое влияние на развитие мировой культуры. Гений его был универсален:

Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижер, являющейся, наряду с Берлиозом, основоположником современного искусства дирижирования; он был талантливым поэтом-драматургом — создателем либрепо своих опер — и одаренным публицистом, теоретиком музыкального театра.

двойной узел противоречий характеризует Вагнера. С одной стороны, это противоречия между мировозэрением и творчеством. Конечно, нельзя отрицать

связей, существовавших мжду ними, но деятельность композитора Вагнера далеко не совпадала с деятельностью Вагнера — плодовитого ,шсателя-публициста, высказывавшего по вопросам политики и религии немало реакционных мыслей, особенно в последний период жизни. С другой стороны, и его эстетические и

социально-политические взгляды остро противоречивы. Мятежный бунтарь, Вагнер

уже к революции 1848-1849 годов пришел с крайне путанным мировоззрением. Оно осталось таковым и в годы поражения революции, когда реакционная идеология

отравляла сознание композитора ядом пессимизма, порождала субьективистские настроения, приводила к утверждению национально-шовинистических или клерикальных идей. Всё это не могло не отразиться на противоречивом складе его

идейно-художественных исканий.

Вагнер истинно велик в том, что, несмотря на субъективные реакционные

взгляды, вопреки своей идейной неустойчивости, объективно отражал в

художественном творчестве существенные стороны действительности, вскрывал — в

иносказательной, образной форме — противоречия жизни, обличал мир лжи:и обмана,

обнажал драму больших духовных стремлений, могучих порывов к счастью и не свершенных героических деяний, сломленных надежд. Ни один композитор послебетховенского периода в зарубежных странах ХIХ не сумел поднять такой большой комплекс жгучих вопросов современности, как Вагнер. Поэтому он стал <(властителем дум» ряда поколений, а творчество его вобрало в себя большую, волнующую проблематику современной кулыуры.

Вагнер не дал четкого ответа на поставленные им жизненные вопросы, но историческая его заслуга состоит в том, что он их так остро поставил.

Вагнер — последний крупнейший художник-романтик ХIХ века. Романтические идеи, темы, образы закрепились в его творчестве ещё в предреволюционньте годы; они разрабатывались им и позже. После революции 1848 года многие виднейшие композиторы под воздействием новых общественных условий, в результате более резкого обнажения классовых противоречий, переключились на иные темы, перешли

в их освещении на реалистические поэнции (наиболее яркий пример — Верди). Но Вагнер оставался романтиком, хотя свойственная ему противоречивость сказывалась и в том, что на разных этапах деятельности у него активнее проступали то черты] реализма, то, наоборот, реакционного романтизма.

Эта приверженность к романтической тематике и средствам её выражения ставила его в особое положелие среди многих современников. Сказывались и

индивидуальные свойства личности Вагнера, вечно неудовлетворённого, мятущегося.

Его жизнь позна необычных взлётов и падений, страстных увлечений и периодов безграничного отчаяния. Приходилось преодолевать неисчислимые препятствия для продвижения своих новаторских идей. Годы, подчас десятилетия проходили, прежде чем ему удавалось услышать партитуры собственных сочинений. Надо было обладать неистребимой жаждой творчества, чтобы в этих тяжелых условиях работать так, как работал Вагнер. Служение искусству было главным стимулом его жизни. Он добился

выдающихся художественных результатов: вслед за Бетховеном воспел героику человеческих дерзаний, подобно Баху, с поразительным богатством опенков раскрыл

мир дутдевных переживаний человека и, идя по пути Вебера, воплотил в музыке ‘образы немецких народных легенд и сказаний, создал великолепные картины природы. Такое разнообразие идейно-художественных решений и совершенное мастерство свойственны лучшим произведениям Рикарда Вагнера..

Вагнер iкак художник сложился в условиях общественного подъёма предреволюционной Германии. В эти годы он не только оформил свои эстетические

взгляды и наметил пути преобразования музыкального театра, но и определил близкий себе круг образов и сюжетов. Именно в 40-е годы, одновременно с «Тангейзсром» и «Лоэнгрином>, Вагнер обдумал планы всех опер, над которыми работал в последующие десятилетия. Материал для этих пронаведений он преимущественно чернал из народных легенд и сказаний. Их содержание, однако, служило ему исходной точкой для самостоятельного творчества. а не конечной целью. В стремлении подчеркнуть близкие современности мысли и настроения Вагнер подвергал народно-поэтические источники свободной обработке, модернизировал их, ибо, говорил он, каждое поколение может обнаружить в мифе свою тему. Чувство художественной меры и такта изменяло ему, когда

субъективисткие идеи брали верх над объективным смыслом народных преданий, но во многих случаях при модернизации сюжсов и образов композитору удавалось сохранить жизненную правду народной поэзии, В смещении таких разных тенденций заключается одна из характернейших особенностей вагнеровской драматургии, как её сильные, так и слабые стороны. Однако, обращаясь к з,шческим сюжетам и образам, Вагнер тяготел к их сугубо психологической трактовке. Современную эноiгею борьбы за счастье он последовательно воплощал в различных образах и сюжетах своих опер.

пронизал свои оперы единством драматического выражения, для чего

разворачивал действие непрерывным, сплошным потоком. Усиление

психологического начала, стремление к правдивой передаче процессов душевной

вызывали необходимость в такой непрерывности. Вагнер был не одинок в подобных исканиях. Этого же добивались, каждый по-своему, лучшие представители оперного искусства ХIХ века — русские классики, Верди, Бизе, Сметана. Но Вагнер,

продолжая то, что наметил его непосредственный предшественник в немецкой музыке Вебер, наиболее последовательно разрабатывал принципы сквозного развития

жаире. Отдельные оперньие эпизоды, сцены, даже картины, он сливал воедино в свободно развивающемся действии. Вагнер обогатил

средства оперной выразительности формами монолога, диалога, крупными

симфоническими построениями. Но уделяя всё большее внимание изображению

внутреннего мира героей за счет обрисовки внешне-сценических, действенных моментов, он привнес в св6ю музыку черты субъективизма, психологической

усложнённости, что в свою очередь породило многословие, разрушало форму, делая

рыхлой, амор4ной. Всё это обостряло противоречивость вагiiерской драматургии.

Одним из важных средств её выразительности является лейтмотивная система. Не Вагнер изобрёл её: музыкальные мотивы, вызывавшие определённыс ассоциации с конкретными жизненными явлениями или психологическими процессами

применялись и композиторами французской революции конца ХУiII века, и Вебером,

Мейербером, а в области симфонической музыки — Берлиозом, Листом и другими. Но Вагнер отличается от своих предшественников и современников более широким, более последовательным использованием данной системы.

Любая зрелая опера Вагнера содержит 25-30 лейтмотивов, пронизывающих ткань партитуры. Но гiристрастие Вагнера к туманному философствованию порой рождает безличные лейтмотивы, которые призваны выразить отвлечённые понятия. Эти мотивы кратки, лишены тепла человеческого дыхания, не способны к развитию, не имеют между собой внутренней связи. Так наряду с темами-образами возникают темы-символы.

Своеобразием отмечена и трактовка вокального начала в операх Вагнера.

Борясь против поверхностной. нехарактерной в драматическом смысле мелодики, он утверждал, что вокальная музыка должна основываться на воспроизведении интонаций, или, как говорил Вагнер, акцентов речи. «драматическая мслбдия, - писал од, - находит опору в стихе и языке». В этом утверждении нет принципиально новых моментов. На протяжении ХУIII-ХiХ веков

многие композиторы обращались к воплощению речевых интонаций в музыке в целях обновления интонационного строя своих произведений (например Глюк, Мусоргский). Возвышендая вагцеровская декламация внесла много нового в музыку ХIХ века. Отныне был невозможен возврат к старым шаблонам оперной мелодики. Небывало новые творческие задачи вставали и перед певцами — исполнителями опер Вагнера. Но, исходя из своих отвлечёкно—умозрительных концепций, он иногда односторонне выпячивал декламационныс моменты в ущерб гiесенным, подчинял развитие вокального начала симфоническому развитию.

Конечно, многие страницы вагнеровскмх опер насыщены полнокровным, разнообразным вокальным мелодизмом, передающим тончайшие опенки выразительности. Богаты таким мелодизмом оперы 40-х годов, среди которых «Летучий голландецх выделяется народно-песенным складом музыки, а .хЛоэнгрин» - на[iевносгью, сердечной те[iзютой. Но и в последующих произведениях, особенно в «Валькирии» и Мейстерзингерах», вокаяьная партия наделена большой содержательностью, приобретая ведущее значение.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... курса истории ... в «Лекциях по русской истории» С. Ф. ... Литература 1.Деревянко А.П., Шабельникова История России. М., 2006 2. Захаревич А.В. История Отечества. М., 2008 3.Кириллов В.В. История ... зарубежных стран ... С. М. Эйзенштейна; музыкального — осуждались опера В. ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... лекций по курсу «Отечественная история». Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2000. С. Настоящий курс лекций ... театрального, музыкального и изобразительного ... , превзойдя по зарубежным капиталовложениям Англию ... «очернительства». В литературе и кинематографе стали создаваться ...
  3. Курс лекций по общему языкознанию

    Лекция >> Иностранный язык
    ... направлений отечественного и зарубеж­ного языкознания. 102 Лекция № 9 ... курс исто­рии русского языка" (1916 г.) является попыткой восстановления по истории языка истории ... Лекция № 24 Функциональный метод 289 Литература 302 309 Учебное издание КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ...
  4. История и основные тенденции развития психологии в России (1)

    Реферат >> Психология
    ... но и просто несостоятельными. В курсе лекций по истории психологии, которые он читал ... зарубежной литературе. Устанавливались личные контакты советских психологов с зарубежными учеными. По ... виды: он исследовал музыкальные способности, умственные способности. ...
  5. Курс лекций по Журналистики

    Реферат >> Журналистика
    ... том числе литературы, истории, журналистики. ... лекция (она читалась по книге ... распространение по всей территории страны внутренней и зарубежной информации ... курс газеты, действующий по сей ... организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019049644470215