Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
В живописи Италии конца XVII— начала XIX века сильно было влияние немецкого художника и теоретика искусства Антона Менгса (1728— 1779) — представителя...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Когда-то хлеб был главным блюдом. Наши предки возносили к небу молитвы о хлебе насущном, величали его отцом, кормильцем, батюшкой. Народ сложил о нем ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию. В современном мире в результате роста научно-технич...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Система физкультурно-оздоровительной работы активизирует такие двигательные качества как ловкость, быстрота, выносливость и сила, а также равновесие, ...полностью>>

Главная > Лекция >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

История зарубежной музыкальной литературы.

Лекция №1. Музыкальное искусство древности.

ПЛАН:

  1. Общий обзор (Розеншильд, Вып.1)

  2. Музыкальная древность стран Востока

А) Музыка в Египте

Б) Музыка в Индии

3. Музыка в Древней Греции

4. Музыка в Древнем Риме.

Литература:

  1. К. Розенштейн. История зарубежной музыки. Выпуск 1, изд. М.1978г.

  2. Взаимодействие и синтез искусств. Л..1978г.

  3. Исследование исторического процесса классической и современной зарубежной музыки. Сб.трудов, ред. Т.Цытович, М.,1980г.

  4. Ливинова Т. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М.,1981г.

  5. Ливинова Т. История зарубежной музыки до 1789г. том 1, м.,1982г.

Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Еще на заре человеческой истории люди каменного века изготовили первые примитивные инструменты, сохранившиеся в виде ископаемых до наших дней: колотушки и погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Тогда же, за долгие тысячелетия до начала нашей эры, сложили люди и свои первые песни-песни труда и повседневного быта, песни лирические , заклинания сил природы и другие. Можно предполагать, что их выразительные средства первоначально были несовершенны и скудны, относительно большого развития достигла ритмическая сторона музыки (особенно в связи с пляской). И все же создание этих первых напевов. Возникших в самой гуще неимоверно трудной и суровой жизни, было великим приобретением человечества, его культуры, разума, художественной фантазии. Возникновение и медленное, постепенное усовершенствование интонационного строя первичных песенных и инструментальных жанров, образование простейших ладов и начатков многоголосия таковы первые шаги музыкальной культуры, совершенные на пути художественного освоения мира в доклассовом обществе при первобытнообщинном и родовом строе.

С тех пор музыка древнего мира с далеких тысячелетий до нашей эры и кончая первыми веками нынешнего летоисчисления – шагнула далеко вперед.

Музыка отразила прогресс, достигнутый человечеством, и впервые возникшие вместе с ним новые антагонистические отношения. В то время как массы изнывали в рабском труде, образованные представители богатых классов имели возможность заниматься усовершенствованием наук и искусств.

Теперь музыка стала выразительницей более тонких чувств и широких мыслей, идей, целых миросозерцаний. Это предполагало расширение круга, усовершенствование выразительных средств, художественной формы. Мелодии становились более выразительными по интонациям, широкими по диапазону, разнообразными по ладовому строению, ритмическому рисунку, по сочетанию сменяющихся направлений и темпов движения. Все более закреплялись различные особенно пентатонные, тетратонные, наконец, диатонические лады. Возникли музыкальные системы у индийцев, сумерийцев, китайцев, греков и других народов, которые творчески применяли найденные ими закономерностей. Усовершенствовались музыкальные инструменты, певческие голоса и исполнение: игра, пение сольное и в ансамблях; оно требовало теперь специально длительного обучения. Изобретена была запись музыки – нотация. Возникли, наконец, эстетика и начатки истории музыкального искусства а Индии, Греции и других странах. Это возникновение было закономерным и отвечало назревшей потребности его развитие.

В то же время расширился круг тем, воплощенных в художественных образах поэзии, танца, изобразительных искусств, в музыкальном творчестве. Появились многочисленные новые жанры сообразно новым формам общественной и личной жизни. Наряду с уже существовавшими извечными темами труда, повседневного быта, любовной лирики, возникли новые – философские, нравственно-наставительные, а с появлением классов, классовой борьбы и государства – темы политические.

Песенный фольклор приобрел новые важные стороны, черты и тематические линии. Вместе с разделением людей на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных народились песни рабов, слуг, бедняков города и деревни. Зазвучали разнообразные городские песни – ремесленников, рабочих-строителей, носильщиков, возчиков. Освоение водных путей и кораблестроение вызвало к жизни песни корабельщиков, моряков. Это было правдивые, горькие песни о тяжелой доле, о ненависти к угнетателям, песни о желанной свободе и счастье.

С другой стороны, появилась музыка, связанная с жизнью, бытом и запросами новоявленных богатых, чем дальше, тем более праздных классов. Жречески - храмовыми песнопениями пышно оформлялись религиозные службы, процессии, жертвоприношения богам. Музыка звучала во дворцах – на пирах, царских приемах, в домашнем быту богатых рабовладельцев. Для большинства этих властителей тогдашнего мира она служила средством приятного заполнения их праздного досуга, не более. Однако было бы ошибкой думать, что все созданное под сводами храмов, дворцов или патрицианских вилл было порождено жаждой наслаждений, чуждо жизненной правде и враждебно народу.

Все это усложнение музыкального искусства – углубление его содержания, совершенствование форм, расширение круга образов и жанров – могло осуществиться лишь при условии появления музыканта специально обученного, постоянно совершенствующегося в своем деле, музыканта, для которого искусство становится главным источником в жизни, основным источником средств к существованию.

Древние и богатые музыкальные очаги, памятники которых дошли до наших дней и исследованы наукой, созданы были народами Запада и Востока.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРЕВНОСТЬ СТРАН ВОСТОКА

Богатые музыкальные культуры древнего мира возникли на Ближнем востоке; там были созданы художественные ценности непреходящего значения. Они сыграли важную роль в последующем развитии музыкального искусства не только переднеазиатских, североафриканских, но и европейских стран.

Музыка в Египте

Высокого уровня достигло музыкальное искусство в Древнем Египте. Эта страна была населена одним из старейших народов мира. В III-I тысячелетиях до н.э. он создал цивилизацию, которая явилась целым этапом в истории человеческой культуры. Он уставил свою землю грандиозными архитектурными сооружениями – восьмьюдесятью пирамидами. На стенах гробниц и древних папирусах сделаны драгоценные записи песен-стихов, сказок, исторических воспоминаний. Огромные успехи Древнего Египта (особенно Александрии) в астрономии, математике, акустике, медицине и других областях знания общеизвестны.

Сквозь века и тысячелетия египетский народ пронес свою древнюю культуру. Многого достиг он и в музыке, как свидетельствуют об этом сохранившиеся музыкальные инструменты, художественная роспись, барельефы и памятники литературы. Возможно, отзвуки этого искусства еще живут в некоторых напевах, наигрышах, отдельных песенных оборотах, какие встречаются у коптского населения современного Египта, а также в музыке Эфиопии. Впрочем, копты, как и эфиопы, еще с первых веков нашей эры – христиане, и влияние христианского церковного мелоса не могло не коснуться их искусства. В дальнейшем же арабское завоевание привело к тому, что вместе с мусульманской религией повсюду распространилась в Египте арабские напевы с их своеобразным четвертитонным строем и роскошной орнаментикой. История страны. Ее народа и искусства сложилась так, что ей, видимо, не удалось в сколько-нибудь чистом виде сохранить мелодии и интонации своего далекого прошлого.

Жанром, в котором народное творчество сказалось всего ярче, были массовые народные действа с музыкой и танцами. Сюжеты этих «страстей» и «мистерий» возникли в народной мифологии, действующими персонажами были боги. С поклонением (культом) этих богам – особенно Озирису, Изиде, Тоту – и связаны были действа. Однако самые божества в древнейших религиях выступали как олицетворение сил природы. Самыми популярными в народе были «страсти» Озириса – бога юности, плодородия, растительности, влаги. Ежегодно умирал он и затем воскресал к новой жизни как символ вечно молодеющей природы. Прославление Озириса- обрядово-художественное действо, связанное с земледельческими работами, а они во многом определяли судьбы египтянина, его жизненное благополучие. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта.

Что касается профессиональной музыки египтян, то древнейшими ее жанрами были, вероятно, религиозно-культовые гимны и другие молитвенные напевы, слагавшиеся в эпоху Древнего царства, когда судьбы профессионального искусства еще все цело находились в руках жречества. Храмы богов Ра (солнца), Тота (луны), Изиды (звезда Сириус) обладали несметными по тому времени богатствами. Культовый ритуал (отправление религиозных обрядов) обставлялся с большой пышностью.

Со II тысячелетия до н.э. дальнейшее развитие египетского и культового роста крупных рабовладельцев. В эту эпоху значительно окрепла и продвинулась вперед светская профессиональная музыка. Здесь также сказалось то стремление к монументальности, впечатляющей силе воплощения, какое характерно для древнеегипетской художественной культуры. При дворах фараонов существовали музыкальные ансамбли певцов и инструменталистов.

Страна обладала высокоразвитой, разнообразной инструментальной культурой. Египтяне играли на дуговых и угловых арфах, лютнях, продольных флейтах, двойных гобоях. Наиболее высокого развития достигло, вероятно, исполнение на художественно расписанной деревянной арфе, особенно в ансамблях.

Музыка Индии

На протяжении по крайней мере пяти тысячелетий Индия выработала и сохранила глубоко оригинальную культуру, которая принадлежит к великим достижениям мировой цивилизации.

С незапамятных времен в песнях народа запечатлены Катины жизни и работы тружеников индийской земли. Поэзия тяжкого труда, его горечь, муки, его движения, звуки, ритм – все это воплощено в музыке с мастерством, сочетающим изящество формы.

Индийская поэзия с очень давних времен богата образами, отразившими склонность национального характера народа к спокойному и возвышенному размышлению. Лирически сосредоточенная раздумчивая песенность – бенгальская, тамильская, пенджабская и иная также восходит к далекой древности. Индийская эстетика утверждает, что ее художественная задача – «раскрывать картину сокровенных несказанных глубин нашего существа».

Однако нравственно-философские идеи не составляли единственного содержания народной песенности. В ней встречается также огромное множество простых и непосредственных высказываний на опоэтизированные темы повседневной жизни.

Индия – колыбель музыкального театра, созданного там за тысячелетия до современной оперы. Древнеиндийский ната (плясун, актер по-санскритски) исполнял танец и пантомиму; в то же время распевались древние сказания с инструментальным сопровождением. В «Рамаяне» встречаются сочно написанные картины уличных представлений народного театра с музыкой.

Индийцы – создатели кукольного театра. его представления. Вошедшие в художественный быт народа задолго до нашей эры, также получали не только сценическое, но и музыкальное оформление. В I же тысячелетии до н.э. сложилась джатра – народная драма-мистерия мифологические сюжеты, иногда с жанровыми интермедиями (шом).

Богатый песенный и инструментальный фольклор составил плодородную почву для высокохудожественного профессионального искусства. Классическая музыка Индии возникла в глубокой древности в органической связи поэзии и танцем. «Сангита» - древнее понятие обозначающее этот синтез искусств.

Условность, символизм, стремление к нарочитой роскоши звучания проникали в придворное искусство, признанное искусство, призванное обслуживать быт рабовладельческой верхушки и отвечать изнеженным вкусам царей, раджей, чиновников, военоначальников, принадлежавших высшей, привилегированной Варне (касте) кшатриев.

Характерная особенность индийского мелоса – его стремление к очень широким горизонтам и глубоким раздумьям. Обладая трех октавным диапазоном, он больше тяготеет к сравнительно низким, темным регистрам. Хроматизмы, красочно мерцающие или выразительно обостряющие интонацию напева, насыщают его. Ритм отличается свободой и импровизированной гибкостью.

Музыка в Древней Греции

Цивилизация Европы складывалась в другой исторической обстановке. Здесь позже закончился период варварства и совершился переход к рабовладельческому строю. Иными были и природные условия. Это влияло на характер, психику, нравы, быт народов и определило собою иные пути развития античного музыкального искусства и музыкальной жизни.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... курса истории ... в «Лекциях по русской истории» С. Ф. ... Литература 1.Деревянко А.П., Шабельникова История России. М., 2006 2. Захаревич А.В. История Отечества. М., 2008 3.Кириллов В.В. История ... зарубежных стран ... С. М. Эйзенштейна; музыкального — осуждались опера В. ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... лекций по курсу «Отечественная история». Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2000. С. Настоящий курс лекций ... театрального, музыкального и изобразительного ... , превзойдя по зарубежным капиталовложениям Англию ... «очернительства». В литературе и кинематографе стали создаваться ...
  3. Курс лекций по общему языкознанию

    Лекция >> Иностранный язык
    ... направлений отечественного и зарубеж­ного языкознания. 102 Лекция № 9 ... курс исто­рии русского языка" (1916 г.) является попыткой восстановления по истории языка истории ... Лекция № 24 Функциональный метод 289 Литература 302 309 Учебное издание КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ...
  4. История и основные тенденции развития психологии в России (1)

    Реферат >> Психология
    ... но и просто несостоятельными. В курсе лекций по истории психологии, которые он читал ... зарубежной литературе. Устанавливались личные контакты советских психологов с зарубежными учеными. По ... виды: он исследовал музыкальные способности, умственные способности. ...
  5. Курс лекций по Журналистики

    Реферат >> Журналистика
    ... том числе литературы, истории, журналистики. ... лекция (она читалась по книге ... распространение по всей территории страны внутренней и зарубежной информации ... курс газеты, действующий по сей ... организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020480155944824