Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
В живописи Италии конца XVII— начала XIX века сильно было влияние немецкого художника и теоретика искусства Антона Менгса (1728— 1779) — представителя...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Когда-то хлеб был главным блюдом. Наши предки возносили к небу молитвы о хлебе насущном, величали его отцом, кормильцем, батюшкой. Народ сложил о нем ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию. В современном мире в результате роста научно-технич...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Система физкультурно-оздоровительной работы активизирует такие двигательные качества как ловкость, быстрота, выносливость и сила, а также равновесие, ...полностью>>

Главная > Лекция >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Моцарт юге был рсволiоционсром по убеждениям и не чувствовал себя таковым. Но его гумаiтизм, сго отноювсiiис к жизни и человеку по существу противостоит старому фсолалыгому миру, сословiгым принципам,

религиозным догмам. Среди всех крупнейших музыкантов ХУIII века Моцарт более, чем кто-либо другой, связi)iвает эпоху Просвещения с эпохой

Ренессанса: таково его мировосприятие, таково его отношение к прекрасному, его всепобеждаiощий «антропоцентризм». Высокая гармония, достигнугая художниками Реюгессанса (не одними лишь музыкантами), как

бы возродилась на новой историчсской основе в искусстве Моцарта.

Каждое крупное явленис в музыке начала ХIХ века восходит к искусству

эпохи Просвещения. И тем юге менее даже между Бетховеном, завершителем Музыкального классицизма, И СТО Непосредственными Предшественниками

— Глiоком, Гайдном, Моцартом — Нет прямой, Непрерывной Преемственности. Между двумя примьгкающими друг к другу художественными поколеi iиями проходит исторический рубеж. Грандиозный общественный переворот, осуществленный народными массами Франции в конце ХУiii столетия, совершил Перелом и в музыкальном искусстве. «С Французской революции начинается новая эра Музыки — музыкальный ХIХ век...» (Асафьев).

Вызван процесс всесторонней демократизации общественной жизни Европы, революция оказала огромное влиянис на все области ее духовной жизни.

Музыкальная культура нового времени гiриобрела несвойственный ей при феодализме Тражданственно-демократичесю4й характер.

Принципиально новое т музыкальной культуре революционного периода —

ее социальная направленность. Музыка превратилась в общественную силу,

поставленнiо на службу государству, в активное средство гражданского воспитания.

Развитию нового искусства отдали свой талант и опыт широкие круги профессионалов.

Творчество А. В. Бетховена

Бетховен — одно из величайших явлений мировой культуры.

В творчестве Беповена запечатлелось великое пробужденис народов, героика и драматизм революционной эпохи. Обращенная ко всему передовому человечеству, его музыка была смелым вызовом эстетике феодальной аристократии.

Мирбвоззренис Бетховена формировалось под воздействием революционного движения, расыространившегося в передовых кругах

общества на рубеже ХУi-II и ХIХ столетий. Как его своеобразное отражение

на немецкой почве, сложилось буржуазно-демократическое Просвещение в

Германии. Протест против социального угi-iетевия и деспотизма определил

ведущие направления немецкой философии, литературы, поэзии, театра и музыки.

Лессинг поднял знамя борьбы за идсалью гуманизма, разума и свободы. Гражданским чувством были проникт-iугы произведения Шиллера и

молодого Гёте. Против мелочной морали феодально-буржуазного общества

восстали драматурги движения «бури и натиска. Вызов реакционному

дворянству звучит в <Натанс Мудром» Лсссинга, в <Гёце фон Берлихингене>

Гёте, в <Разбойниках> и <Коварстве и любви» Шиллера. Идеи борьбы за

гражданские свободы проiюизывают «доюiа Карлоса» и <Вильгельма Телля>

Шиллера. Напряженность социальных противоречий отразилась и в образе

гётевского Вертера, <мучепика мятежного», по выражению Пушкина. духом

вызова отмечено каждое вьщаюощееся художественное произведение той

эпохи, созданное на немецкой почве. Творчество Бетховена явилось

наиболее обобщающим и художественно совершенным выражением в искусстве народных движений Германии на рубеже ХУIII и ХIХ столетий. С редкои творческой силой и эмоциональной остротой Бетховег воспел величествеяность и напрюкенность своего врсмени, его бурный драматизм, радости и скорби гигантских народных масс. Революционная тема ни в какои мерс не исчерпывает собой наслсдия Бстховена. Несомненно, самые вьщающиеся бетховеяскис i iроизведевия относятся к искусству героикодраматического плана. Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора, «Патетическая соната» и «Агтпассионата»—именно этот круг произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшес мировое признание.

Психология нового, человека, освобожденного от феодальньтх пут, раскрыта у Бегхховена не гiюлько в конфликтно-трагедийном плане, но и через сферу высокой вдохно?енной мысли. Его герой, обладая неукротимой смелостью и страстностью, наделен вместе с тем и богатым, тонко развитым интеллектом. Он не только борец, но и мыслитель; наряду с действием ему свойствеяяа склон-гость к сосредоточенному размышлению. Ни один светский композитор до Бетховена не достиг подобной философской глубины и масштабности мысли. У Беггховена прославлсние реалъной жизни в ее многогранных аспектах псрегiлеталось с идеей космического величия мироздания. Моменты вдохновенного созерцания соседствуют в его музыке с героико-’грагическими образами, своеобразтю освсщая их. Через яризму возвышеiйiого и глубокого интеллекта преломляется в музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии — бурные страети и отреяiенная мечтательность, театральная драматическая патетика и лирическая исповедь, картины п$иродьи и сцены быта...

О Бетховенс обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую эпоху в музыке, с другой—открывает дорогу <романтичсскому веку». В широком историческом плане такая формулировка не вызывает возражеяий.

О едином художсствсiiiтом принципе, характеризующем произведсiие Бетховена, можно говорить лишь в самом общем плане: на протюкении всего творческого пуги стиль композитора складывался как результат поисков правдивого воялоiция жизни. Могучий охват действительности, богатство и динамика в передаче мыслей и чувств, наконец новое, по сравнению с предiпественниками, понимания красоты привели к таким многосторонним оригитiалы гым и художествеiшо I [еувядаIощем формам выражения, которые можно обобiцить только понятием неповторимого «бетховенского стиля».

Уравновешетйость и симметрия музыкального языка, гiлавность ритмики, камерная прозрачность звучаяия — эти стилические черты, свойтсвенные всем без исютiочсiiия всiiским iiрсдiiiсствсттникам Бстховена, а таюке постепенно вытесiоiлись из его музыкальной речи. Бетховенское представление о прекрасном требовало подчеркнугой обнаженности чувств. Он искал иные интонации — динамичные и беспокойные, резкие и упорные. Звучание его музыки стало насыщенным, плотньтм, драматическi4 контрастьтым; его темы приобрели небывалую дотоле лакониченость, суровую простоту. Людям, Iюсiiитанным на музыкальном классицизме ХУiii века, бетховенская мансра выражения казалась столь не привычной, <неприглаженной>, Под час даже уродливой, что композитора не однократно угiрекали в стремлении оригинальничать, усматривали в его новых выразительных приемах поиски странных, режущих слух нарочито диссонантных звучаний.

И, однако, при всей оригинальности, смелости и новизне музыка Бетховена не разрывно связана с предшествующей культурой и с классицистским строем мысли.

Наиболее тесно творчество Бетховена связано с искусством Германии и Австрии.

Прежде всего в нем ощутимо приемствснность с венским классицизмом ХУIiI века. Щ случайно Бетховен вошел в историю культуры как последний представитель этой школы. Он начал с пути, проложенного его непосредственными предшественниками Гайдном и Моцартом. Глубоко был воспринят Б етховином и строй героико-трагических образов глюковской музыкальной драмы отчасти через произведения Моцарта, по-своему преломившие это образное начало, отчасти непосредственно из лирическях трагедий Глюка. Столь же ясно воспринимается Бетховен и как духовный наследник Геьщеля. ТоржествуIощие, светло-героические образы гею-щелевскi-iх ораторий начали новую жизнь на инструментальной основе в сонатах и симфониях Бетховена. Наконец, ясные преемственные нити связывают Бстховена с той философски-созирцательной линией в музыкальном искусстве, которая издавна получила развитие в хоровых и органньих школах Германии, став ее типичным национальным началом и достигнув вершинного выражения в искусстве Баха. Влияние филосовской лирики Баха на весь строй бетховенской музыки глубоко и бесспорно и прослсживастся от Первой фортопианной сонатью до девятой симфонии и последних квартетов, создаi П IЫХ iiезадолго до смерти.

Протестанскмй хорал и традициоi о ю бытовая югемсцкая песня, демократический зишiппиль и уличiтьюе венские серецады — эти и многие другие виды, национального искусства также своеобразно вогюлощены в бетховенском творчестве. В нем узнаюотся и историческя сложившиеся формы крестьянской песеiiiiости, и интонации современного городского фольклора. По существу все органически национальное в культуре Германии и Австрии нашло отражение в сонатно-симфоническом творчестве Бе-юховена.

В формирование его гения внесло свой вклад и искусство других стари, в особенности Франции. В музыке Бетховсна слышны отзвукя французской комичнской оперы: начиная с «деревенского коддуна> самого Руссо и кончая классическими произведениями в этом жанре Гретри. Плакатньюй, сурово-торжествеi II гьюй характерИ массовых революционных жанров Франции оставил в ней неизгладимый след, ознаменовав разрыв с камерным искусством ХУIII века. Оперы Керубини привнесли острую патетику, непосредственность и динамику страстей, близкие

эмоциональному Строю бстховенского стиля.

Совершенно так же классицистский строй мысли преломляется в творчестве Бетховена в новом виде, далеком от стиля выражения Глюка, Гаi-щна, Моцарта. Это — особенная, чисто бетховенская разновидность класицизма, не имеющая [гротатипов ни у одного художника. Композиторы

ХУIII века и не ггомьиыл,уiи о самой возможности столь грандиозных конструкций, какие стали типичными для Бетховеца, подобной свободе

развития в рамках сонатiiого формообразования, о столь многообразных видах музыкального тематизма, а усложленность и насущенность самой

фактуры бетховенской музыки должны были бы быть восприняты ими как безусловный шаг назад, к отвергнугой манере баховского поколения, И тем

не менее прияадлежнось Бетховеiiа к классицистскому строю мысли явствеяо проступает на фоне тех новых эстетических принципов, которые

стали безоговррочно господствовать в музыке послебстховенскогй эпохи.

От первыХ до последних произведений музыке Бетховена неизменно

присущи ясность и рациональность мышления, монументальность и стройность формы, великолепное равновесие между частями целого,

которые являются характерными признаками классицизма в искусстве

вообще, в музыке — в частности. В этом смысле Бетховена можно назвать

прямым приемником не только Глюка, Гайдна и Моцарта, но и еамого основополо)кника клаесицистского стиля в музыке — француза Люлли,

творившего за сто лет до рождения Бстховена. Бетховеii проявил себя

полнее всего в рамках тех сонатно-симфоничееких жанров, которые были разработанные композиторами века Просвещения и достигли классического уровня в творчестве Гайдна и Моцарта. Он — последний композитор ХIХ

века, дл,? которого классицистская сонатность была наиболее естественной,

органичной формой мышления, последний, у которого внутренняя логика музыкальной мысли господствует над внешним, чувственно-красочным началом. Воспринимаемая как непосредственное эмоциоюiальтiое излиянис, музыка Бетховена на самом деле покоится на виртуозно возднигнугом,

крепко спаяштом логическом фундамеi iте.

Есть, наконец, еще один принципиально важный момент связываiоiций

Бетховена е юiассицистским строем мысли. Это — отразившиеся в сго искусстве гармоничеекос мироощущеiтие.

Разумеется, строй чуветв . в бетховенекой музыке иной, чем у

композиторов века Просвещения. Моменты душевного равновесия, умиротворенноети, покоя далеко не господствуют в ней. Свойственный бетховенскому искусству iромадный заряд энергии, высокий накал чувств,

напрюкеная динамичность о’ггесюгяiот на задний план цдиллические «пасторальные> моменты. И все же, как и у композиторов-класеицистов

ХУIII века, чувство гармоiiии с миром — важнейшая черта беповенской эстетики. Но рожцается оно почти неизменно в результате титаничсской борьбы, прцдельного Iтаiтряжсния душевных сил, iiреодолеваюощих гигантские пригiятсвия. Как героическое жизнсугверждение, как торжество завосванной победы возникает у Бетховсна чувство гармоний

человечеством и вселенной. Его искусство проникнуго той верой, силой, угюетием радостью жизни, которые пришли к концу в Музыке

наступлением «романтического века».

Сохраняются и характерные для циклов ХУiii века «сiоитное» построение, в котором финал выполняет «рассеивающую» фу}1к1д4ю, и менузт в качестве третей части цикла.

Лекция № 5

Лекция № 5. Музыкальная культура второй половины XVII века.

План



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Курс лекций по истории (2)

    Реферат >> История
    ... курса истории ... в «Лекциях по русской истории» С. Ф. ... Литература 1.Деревянко А.П., Шабельникова История России. М., 2006 2. Захаревич А.В. История Отечества. М., 2008 3.Кириллов В.В. История ... зарубежных стран ... С. М. Эйзенштейна; музыкального — осуждались опера В. ...
  2. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... лекций по курсу «Отечественная история». Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2000. С. Настоящий курс лекций ... театрального, музыкального и изобразительного ... , превзойдя по зарубежным капиталовложениям Англию ... «очернительства». В литературе и кинематографе стали создаваться ...
  3. Курс лекций по общему языкознанию

    Лекция >> Иностранный язык
    ... направлений отечественного и зарубеж­ного языкознания. 102 Лекция № 9 ... курс исто­рии русского языка" (1916 г.) является попыткой восстановления по истории языка истории ... Лекция № 24 Функциональный метод 289 Литература 302 309 Учебное издание КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ...
  4. История и основные тенденции развития психологии в России (1)

    Реферат >> Психология
    ... но и просто несостоятельными. В курсе лекций по истории психологии, которые он читал ... зарубежной литературе. Устанавливались личные контакты советских психологов с зарубежными учеными. По ... виды: он исследовал музыкальные способности, умственные способности. ...
  5. Курс лекций по Журналистики

    Реферат >> Журналистика
    ... том числе литературы, истории, журналистики. ... лекция (она читалась по книге ... распространение по всей территории страны внутренней и зарубежной информации ... курс газеты, действующий по сей ... организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001971960067749