Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Учебное пособие
Информация: - обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; - релевантная - информация, заключенная в описании прототипа...полностью>>
Философия->Реферат
Вопрос о том, что представляет собой наука, чем она отличается от других сфер современной культуры, например от техники или искусства, каковы ее струк...полностью>>
Философия->Реферат
Перша наукова революція відбулася в епоху, яка залишила глибокий слід в культурній історії людства Це був період кінця XV-XVI ст , який ознаменував пе...полностью>>
Философия->Реферат
Интерес к феномену науки и законам её развития столь же стар, как и сама наука К концу XX века философская теория развития науки считается в значитель...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопрос № 19 Рационализм в философии Нового времени

Рационализм - одна из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения. Рационализм - учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт.

В конкретной интерпретации устройства этого мира представители различных мировоззренческих ориентаций обнаруживают различные подходы. Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективации.

Рене Декарт (1596-1650). Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика (вопросы духовные, познания и бытия), а вторую - физика (природу). В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В уч. о бытии он утверждает, что в качестве высшей субстанции пребывает бог. Мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к: 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы.

Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Спиноза учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является природой творящейи одновременно - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция (или – Бог). Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы. Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус. С - последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал значение случайности.

Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция - высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности - ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство - демократическое правлениед.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Старался соединить теорию с практикой. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создает умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Бог есть абсолютная монада. Каждая монада одновременно - форма и материя. Монады независимы друг от друга. В природе все нах. в развитии. Отрицает возм скачков или разрывов в развитии. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще человеку, т.к. он наделен спос. самосознания - апперцепции. Всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым.

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает ни от себя, ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя)-монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление - монада духа (человек).

Вопрос № 20 Французская философия XVIII века

В этот период обостряются противоречий между зарождающимся капитализмом, буржуазными отношениями и феодальной системой. Развитие буржуазного способа производства и торговли стимулировали развитие математики, естественных наук.

В сознание проникли идеи философского материализма. Этому явлению противостоял силы католицизма. До буржуазной революции 1789г. во Франции возникло движение, известное под названием Просвещение. Цель: в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за свободу исследования, за критику против апологики.

Видными деятелями французской философии 18в. были: Жюльен Ламетри, Поль Анри Гольбах, Д. Дидро, Клод Гельвеций и др.

Ламетри доказал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция в конечном счете сводится к материи, которая находиться в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению. Труды: «Трактат о душе», «Человек-машина», « Человек-растение» и др.

Поль Анри Гольбах. Трактат «Система природы». Главная идея – мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение – способ существования материи. Абсолютного покоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. В природе все необходимо.

Дени Дидро. Исходил из положения о вечности и бесконечности природы. Природы ни кем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. В свое учение о природе он вносит черты и идеи диалектики. Мир бесконечно зарождается и умирает, каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира.

Вольтер(1694--1778) - Сторонник физики и механики Ньютона, при этом признает существование бога-творца. Критикует дуализм, говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее бог. Выдвинул принцип научного исследования природы, источник знаний --- наблюдения и опыт. Социальное устройство общества ---конст монархия, в конце жизни - республика.

Руссо (1721-78) Сторонник дуализма (материя +дух). Познание --- сенсуалист, хотя и признавал врожденные нравственные идеи. Критиковал частную собственность, сторонник теории общественного договора, общ, основанного на свободе и равенстве.

Монтескье (1689-1755) географический детерминизм, религии отводится роль поддержания общественного порядка и нравственности. Умеренная конст монархия. Отстаивал идею общей закономерности, которой подчинено развитие и общества, и природы.

Методами научного познания французские материалисты признавали эксперимент и наблюдение. Выступали против идеалистически-теологического понимания истории человечества. Они доказывали, что движущей силой истории человечества являются человеческие разум, прогресс. Человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Физические удовольствия – самые сильные, но они не постоянны и при избытке приносят вред. Поэтому предпочтения заслуживают удовольствия умственные – более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.

Различие между народами обуславливается политическим строем. Не существует такого образа правления, который бы вполне удовлетворял требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму; чрезмерная свобода – к своеволию; концентрированная власть становиться опасной, власть разделенная – слабой. Средство избавления от недостатков существующих способов правления в просвещении общества. Они утверждали, что процесс воспитания человека оказывает решающее влияние на его физические, умственные и нравственные способности, и оставались в этом вопросе утопистами.

Вопрос № 21 Философия России XVIII века. Русская философия XIХ века

Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Ломоносов (1711-1765). Главное внимание вопросам исследования природы и движения. Борьба против идеализма. Религия сдерживает развитие науки. Наука должна опираться на факт. наблюдения и опыт, а не на трактат священного писания. Естествоиспытателям не следует пренебрегать теоретическими обобщениями и философскими выводами. Философами доказано, что ничего не происходит без достаточного основания. Изменения происходят несчетное множество крат. Земля значительно древнее, чем учит церковь, беспредельность миров, возможность жизни на других планетах. Опыт, научные гипотезы видел одно из средств познания законов мировоззрения.

А.Н. Радищев (1749 - 1802) - материалист. Природа – проявление различных форм материи. Бытие вещей независимо от силы познания и существует само по себе. Человек – высшее проявление телесности. Человечество развивается по тем законам, что и природа. Речь связана с мышлением, оно средство к собиранию мыслей воедино. Человек – существо общественное, отличие от животных в умственной силе. Человек склонен к познанию, познание совершенствуется через опыт и рассуждения. Отрицал учение о врожденных идеях и понятиях, выступал с доказательствами смертности души вместе с телом.

П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его обще фил концепция - дуалистическая. Физ. мир построен из атомов и молекул. Сознание чел явл. р-том бож творения. Познание дуалистично. Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного. Оторванность России преимущество.

Славянофилы: А.С.Хомяков и И.В.Киреевский. В самобытности прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России. Зап культура уже клонится к упадку. Развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог.

Материалисты В.Г.Белинский. А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев. Фил мат-ма, с сохранием диалектичности. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.

Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство Р, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” . Всякая власть – насилие, отрицание гос-ва. Упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001884937286377