Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Курсовая работа
Нормальное и ненормальное — с каждым годом эти понятия меняются местами всё быстрее На разных континентах, в разных странах нормы вытесняют друг друга...полностью>>
Философия->Курсовая работа
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киеве в семье дворян Отец, Александр Михайлович Бердяев, происходит из рода киевских и харьковских...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I в до н э Древневосточная философия это большое, относитель...полностью>>
Философия->Реферат
Истолкование природы и происхождения долга составляло одну из самых трудных проблем в истории этики Долг - oднa из ocновных кaтeгopий этики, oбщecтвeн...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

10. Идеалистические учения Древней Греции

Философский идеализм - в наиболее совершенной, классической форме - представлен в творчестве Платона (427-347). Объективный идеализм. Фил развитие началось в школе Сократа. Основал школу (академия). Трактат Гос-во, затем диалоги Пир, Федон, Законы. Ф. учение П охватывает вопросы - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитаниию искусстве. Мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или виды), постигаемые умом. Идеи вечны, неизменны, не зависят от условий пространства и времени. Знание есть припоминание. Идеи познаются путем интуиции. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания. Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям.

Высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и изменение. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Противоречия есть условие для побуждения души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по Платону, искусство диалектики.

Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соотв воспитании. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. Разряду разумной должен соотв разряд правителей — философов, аффектной — воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собств и семья — подрывают условия общества. П разработал план общежития, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

Учеником Платона был Аристотель. Основал школу - гимнасии (Ликей). Сочин.: “О душе”, “Физика”, “категории”. Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теори познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Учение А. — объективный идеализм. Оно сложилось в резкой критики учен. П. об идеях. Эта теор. (об идеях) несостоят. по ряду причин: 1. Идеи П простые копии чувственных вещей. 2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. 3.Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П. впадает в противоречие. 4.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.

По А. каждая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди и формы — шаровидности, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом. Каждая форма может рассматриваться и как материя для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.

Теория познания. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт. Аксиомы науки, кот не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний. Логика по А. – науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Космология и физика. Космология – геоцентрическая. Земля – шар. Источник движения – бог (перводвигатель). Физика-учение о целесообр. в природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть, наиболее соверш. вид блаженства. Наилучший из всех классов - земледельческий, однако они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним среднезажиточные классы общесва. А различает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошие -власть служит обществу в целом - монархия, аристократия и полития (власть сред. класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

11. Диалектика в философии Древней Греции.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (540-480). До нас дошли большие фрагменты из его произведений, главным их которых была написанная в стихах поэма "О природе" (Peri Physeos). За трудность понимания излагаемых Гераклитом мыслей его прозвали Темным. Все существующее, учил он, постоянно изменяется, переходит из одного состояния в другое. "Все течет, все изменяется" (Panta Rei) - говорил он. "В одну реку нельзя войти дважды" (во второй раз и река стала другой, и я не остался таким, каким был при первом заходе). Но в этом "Панта реи" Гераклит усматривал и момент устойчивости. Изменения в мире происходят согласно Логосу - высшему и всеобщему закону. Задача философии заключается в том, чтобы обнаружить в изучаемом предмете Логос и указать на него, говорить от его имени. Гераклит учил о круговороте мира и всех явлений в нем. Он считал, что мир развивается вверх, когда земля, нагреваясь превращается в соду, вода - в воздух, а воздух в огонь. Воспламенившись, мир начинает двигаться в обратном направлении: огонь - воздух - вода - земля. Полныйо цикл круговращения перемен в природе последователи Гераклита определили в 36.000лет.

Гераклит был гилозистом, т.е. считал всю природу и ее элементы живыми существами или, в крайнем случае, способными воспроизводить жизнь. Душа человека огненное образование, которое вместе со всем миром совершает круговращение и возвращается в первичное чистое огненное состояние. У Гераклита было немного последователей. Некоторые из учеников явно упрощали и огрубляли диалектику Гераклита.

Так ученик Гераклита Кратил диалектику своего учителя довел до крайностей и тем извратил ее. Поскольку все "Панта реи", рассуждал Кратил, то в реку нельзя войти даже один раз, ибо и река и я все время становимся другими и другими. Отсюда Кратил делал вывод, что ничего в мире познать нельзя; наиболее точное определение предмета - указать на него пальцем.

Для Платона диалектика — это не логика только, хотя в ней есть и логический аспект; это не учение о познании только, хотя в ней есть и гносеологический аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона — прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер. В соответствии с этим «диалектика», как ее понимает Платон, — не только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира. Как видно, «идеи» в сравнении с вещами чувственного мира были наделены у Платона признаками, которыми Парменид характеризовал свое единое бытие: «идеи» вечны, не рождаются и не погибают, не изменяются, неподвижны, безотносительны в своем бытии. Не должны ли мы сказать, что такое понимание природы «идей» не диалектическое, но, напротив, метафизическое и что если Парменид — отец древнегреческой метафизики, то Платон, несомненно, его продолжатель? И действительно, в ряде диалогов Платон развивает, бесспорно, метафизическую характеристику истинно-сущего бытия, или «идей». Однако в «Софисте» и в «Пармениде», а также в некоторых других диалогах Платон отступает от этой метафизики. В этих диалогах он стремится доказать, что высшие роды всего сущего — бытие, движение, покой, тождество и изменение — могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен и не равен самому себе и пребывает в своей тождественности и переходит в свое «иное», в противоположное себе.

12. Общая характеристика философии средних веков.

Средние века исторический период, который находится между периодом Античности и периодом Нового времени. 5 в. – 17в. Делят на раннее и позднее Средневековье. Средние века - это период господства феодализма и христианства. Они обусловили собой содержание, состояние и социальное место философии периода Средневековья. Основные понятия: Бог – первооснова мира. Принцип креационизма (Бог творит мир из ничего). Представление о троичности Бога (Бог-отец, Бог-сын, Святой Дух). Понятие провиденционализма. История является реализацией воли Бога. Понятие универсалии – наиболее общие понятия. Откровение – особый способ познания сути Бога.

Решая проблему статуса универсалий, в средние века разрабатываются 3 принципа:

1)Принцип реализма: универсалии сущ. реально, до или независимо от вещей. 2)Принцип номинализма – универсалии самост. не существуют, а являются именами или знаками вещей. 3)Принцип концептуализма – универсалии существуют в самих вещах и в понятиях о них.

Из основных понятий средневековой философии складываются её основные черты: 1. Зависимость философии от религии. 2. текстологический характер в зависимости от текстов Библии, от текстов Платона и Аристотеля. 3. традиционализм (повёрнутость к прошлому). 4. дидактически или назидательный характер. 5. индиферентность по отнош. к нац. особенностям. 6. отказ от критики, как метода философствования.

В средние века выделяют 3 основных типа философии: 1. Апологетика или философия защиты религ. догм; 2. Патристика – фил. отцов, иерархов церкви, целью которой была популяризация религии. 3. Схоластика – школьная религ. фил., целью которой была систематизация ценностей фил.о мировоззрения.

Одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложив-ших основы ф. христианства. Христианство поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более соверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью.

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430). Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Чел. соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмерна.

Схоластика. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период зрелости(13в) 3.упадок (14-15в). Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их.

Вопрос об отношении общего к единичному. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1. Общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм. (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм. П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена (Росцелин). Сущ. только индивидуаль-ное и только оно может быть предм. познания. - номинализм.

Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи.

Главные представители схоластики Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. А.Б. – 13в. Проводил иссл. в науках о прир., защищ. ф. против богословия. В вопр. о универс. — умереный реалист. Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных расуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности. Док-во сущ. бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необ-ходимости сущ. бога — верховной причины.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019550323486328