Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
В Европе, пережившей в XVI веке глубокий религиозный кризис, завершившийся Реформацией и жесточайшими религиозными войнами, крепнул и набирал силу "ду...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Термин «философия» означает буквально « любовь к мудрости ». Его впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и прав...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Основой многих философских систем Древней Индии явилась ведическая литература и связанная с ним древняя религия брахманизм (по имени Верховного Бога -...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Древнегреческой называется философия , выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах,...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

62. Понятие и типы цивилизаций в истории общетсва: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

Становление цивилизации — процесс исторический. В условиях первобытного строя человек был слит с обществом (родом). Распад родоплеменной целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление цивилизации.

Однозначной трактовки этого термина не существует. Термин цивилизация интерпретируется как синоним культуры. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле — только материальную культуру.

Первоначально это противоположная варварству стадия истории, основанная на разуме и справедливости. Этнографическая концепция цивилизации, в основе которой представление о том, что у каждого народа своя цивилизация (Т. Жуффруа).

В диалектико-материалистической философии термин цивилизация применяется для характеристики определенной стадии развития, следующей за эпохой дикости и варварства.

Цивилизация же — тот этап культуры, который связан с разделением труда, обменом, товарным производством, усложнением социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, индивидами и классами. Она включает в себя преобразованную человеком, окультуренную природу и средства этого преобразования человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания, а также общественные отношения как формы социальной организации культуры. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность (например, буржуазная цивилизация). Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Уровень развития материального производства, техники, технологии, самого человека является тем фундаментом, без которого невозможна жизнедеятельность людей.

Три подхода к пониманию цивилизации: 1) унитарный, при котором цивилизация понимается как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. К.Ясперс выделял в ней четыре среза: доистория; великие исторические культуры древности (локальные истории); осевая история (начало всемирной истории); эпоха техники (переход к единой мировой истории). По его мысли, ситуация единства мировой истории создана Европой, которая обрела власть над миром в силу своего технологического превосходства. 2) стадиального подхода историю рассматривают как этапы прогрессивного развития человечества. По этому принципу выделяют следующие цивилизация: устная, письменная, книжная, экранная, космогенная, техногенная, антропогенная, традиционная и современная, эволюционная и инновационная. 3) На основе техногенного подхода выделяют доиндустриальную (аграрную), индустриальную (пром.) и постиндустриальную (информ.) цивилизации (У. Ростоу, д. Белл, О. Тоффлер).

Индустриальный тип сводит социальный прогресс к переходу от отсталого аграрного общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с рыночным производством.

Постиндустриальное общество представляет собой дальнейшее развитие концепции индустриального типа цивилизации. Если в доиндустриальном обществе в экономической деятельности преобладает сельское хозяйство, в индустриальном — промышленность, то в постиндустриальном — сфера услуг, а ведущая роль принадлежит науке, образованию, информатике.

63. Глобализация и антиглобализация как две противоположные тенденции в современном мире. Полилог освременных традиций и столкновение цивилизаций (С. Хантингтон)

Глобализация – проц. возротания целостности миров. сообщества. Тенденеции: развитие производительных сил, средств массовой коммуникации, процесс осознания общности со всем человечеством (ментальные связи).

Антиглобализация – процесс культур обособления, связанный с осознанием уникальности и культурной исключительности отдельных народов.

Партикуляризм – практика культурной обособленности.

Самуэль Хантингтон. Работа «Столкновение цивилизаций». Соврем мир политика втсупает в новуцю фазу развития – время завершения глобальных конфликтов воснове которых политика, идеология, экономика, это время появления новых конфликтов в основе котрых столкновение цивилизаций. Линии разлома между цивилизациями – линии будущих фронтов. Этапы развитьия человеческой культуры: до 1 мировой войны существовали конфликты политичесчкие, после 1 мир войны – конфликты идеологий, конфликт культур – западных и незападных. Конфликт на почве отличий ценностей цивилизаций.

Причины разлома цивилизаций: различие цив по языку, традициям, религии; мир становится более тесным и взаимосвязанным, но одновременно растет национальное самосознание, что обостряет разногласия между народами; экономическая модернизация размывает традиции идентичности, т.е. отождествление с чем-либо.

Возникает новая форма религиозной идентификации – фундаментализм – тяготение понять истоки веры. На соременном этапе доминирует десекуляризация – отрицание светского, преобладание религиозности.

Культурные различия менее подвержены изменению чем политические и экономические различия. Идеи Хантингтона носят пессимистический характер.

Помимо пессимистических существуют и позитивные. Полилог – множетсвенный диалог, разговор многих. М. Бахтин, Ю. Лотман. Идеи культурного взрыва, культурных границ. На границе фофрмируется новое в культуре. Появляется толерантность.

64. Проблемы аксиологии. Человек в мире ценностей. Типология ценностей. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

Аксиология - наука о ценностях. Сформировалась в 19-20 вв. Ценности отождествлялись с бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе идеального государства Платона лежала идея справедливости. Парменид - высшие ценности носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть мерило всех вещей. Аристотель - есть несколько самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др) Возрождение - ценности гуманизма. Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме. Гегель разграничил на экономические и духовные.

Теории 3 видов. Объективно-идеалистические (неокант., интуитивизм) - ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства. Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ, аффекто-волевая теория ценностей) - ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъектиного отношения человека к рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности (теория интереса, космический телеологизм) - ценность как выражение естественных потребностей чел или законов природы в целом.

Ценность может рассматриваться как предмет, удовлетворяющий ту или иную потребность, как идеал, как соц норма, положительная как значимость чего-либо для ч-ка или группы. Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию. Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность - человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни, самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни, справедливость, свобода, красота, истина.

Ценности-средства подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со спецификой существования. Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный. Аксиология неразрывно связана с в первую очередь гносеологией и другими частями философии. Ценности: *актуальные (имеют значимость в данный момент) *потенциальные (могут преобрести эту значимость в будущем). Существен и несущественные цен-ти принято делить либо не объекту, либо по субъекту. На основе особенностей объекта выделяют: матер и духовн ценности. Матер ценности: * природные (леса, полезн ископаемые) * экологические (чист воздух, вода) * Ценности экономич хар-ра ( включ в себя процесс труда, отношение к собст-ти). Соц ценности (жизнь чел-ка, свобода, нравственное и гражданское достоинство). К ним примыкают политические (свобода слова, печати, митингов, и собраний, избирательное право.)

65. Общество как развивающаяся система. Основные сферы общественной жизни. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

  Общество так или иначе тяготеет к системности своей жизни. Понятие структуры вошло в широкий научный оборот. Социальная философия всё время испытывает соблазн отыскать наиболее элементарный уровень общественной жизни. Социолог П. А. Сорокин критикует попытки представителей социальной философии свести структуру общества к его элементам - человеческим индивидам. Аргументация: даже миллион изолированных индивидов не составляют общества. Простейшей формой родовой модели общества объявляются либо семья, либо примитивное общество (Т.Спенсер, Э.Дюркгейм). Под "социальным взаимодействием" понимает любое событие, с помощью которого один человек влияет на открытые действия или состояние ума другого.

В истории социальной философии предпринимались попытки исходить из того, что общество противостоит отдельным индивидам как самостоятельная сущность (принцип "чистого социологизма"). Другая крайность - забвение того, что отдельный индивид существует не обособленно от других людей, а включен в реальные социальные связи с ними, зависит в своём бытии от условий общественного бытия (принципом "чистого антропологизма").

В основе целостности общества как системы лежит воспроизводство индивидуальной жизнедеятельности. В обществе любой индивид и практически, и духовно соотносит себя с социальным целым, по крайней мере со своим ближайшим окружением. Общество существует лишь потому, что отдельные индивиды развивают свой социальный образ жизни, осуществляют свою совместную жизнедеятельность. Общество есть та объективная предпосылка, которая определяет социальный характер деятельности индивидов, их субъективные устремления.

Рассмотрим различные сферы общественной жизни индивидов, т.е. те формы их социального взаимодействия, в которых вообще проявляется сущность человеческой жизни. Принцип классификации сфер жизни общества по признаку формы социального взаимодействия.

Во-первых, следует выделить экономическую форму социального взаимодействия людей и экономические отношения в обществе, в которые люди вступают в качестве экономических субъектов. Прогрессивной тенденцией развития экономической жизни является её интеграция. Экономически функции отдельных индивидов всё более дифференцируются, специализируются, а экономическая структура всего общества всё более интегрируется. В основе этой системности всегда лежит дифференциация различных форм экономической собственности и экономических интересов людей.

Во-вторых, существует такая сфера жизни общества, как политическая - т.е. социальное взаимодействие людей в качестве политических субъектов. Связана с формированием системы управления в данном обществе. Тенденция развития - это централизация функций управления, осуществляемых тем или иным органом управления (страны Европы). Без этого невозможно выработать единую кредитную, налоговую, инвестиционную политику, согласовать финансовые отношения.

В-третьих, выделяется социальная сфера жизни общества - т.е. социальное взаимодействие людей как участников определенных социальных групп, общностей (демографических, профессиональных, этнических и т.п.). Социальные отношения носят межличностный характер, в них вступают отдельные личности, обладающие определенным социальным статусом. Любое общество осуществляет определенную социальную политику, учитывая жизненные интересы различных групп населения.

В-четвёртых, социальное взаимодействие людей осуществляется в такой сфере жизни общества, как духовная. Люди развивают в обществе духовные взаимосвязи, обмен духовными ценностями, выступая в качестве духовных субъектов. Духовное взаимодействие людей осуществляется в соответствии с определенными идеологическими традициями. Моральные принципы, господствующие в данном обществе, влияют на реальное поведение людей. Усвоение людьми духовных ценностей - необходимое условие социального взаимодействия людей.

Все сферы жизни общества характеризуются закономерной тенденцией к взаимосвязи, единству, системности. Жизнь каждого индивида сопряжена с жизнью других людей. В любом обществе можно обнаружить отдельные подсистемы, такие, как правовая, образовательная, научная, информационная и т.д. Взаимное влияние всех сфер общественной жизни обеспечивает ей целостность и системность.

66. Общественный прогресс, его критерии, виды. Гуманизм как мера духовного и ценностного измерения общественного прогресса.

Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей. Легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательно-прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным. От простых ручных орудий к машинам. От использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетики и т.д. Прогресс техники был связан с развитием знаний, а последние 400 лет – с прогрессом в первую очередь научного знания.

По марксистской теории, развитие общества закономерный процесс. Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных основания человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений. Чем более широкими материальными возможностями обладает человек, в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективных критерий общественного прогресса.

Признаки общественного прогресса могут быть сведены в две группы:

1. Характеризующие вооруженность человека для овладения природой (орудия труда, развитие науки и техники). 2. Определяющие положение людей в обществе (отношения к средствам производства, формы эксплуатация иди их отсутствие, степень участия масс в управления делами общества, возможности развития личности).

Важнейшее значение для выяснения закономерностей общественного прогресса имеет установление его критерия. Этим критерием выступает тот фактор, от которого в наибольшей степени зависит поступательное развитие всего общества. Таким фактором являются производительные силы, которые определяют в и форму производственных отношений, и многие другие явления общественной жизни. Такая роль производительных сил определяется тем, что они выражают момент непрерывности в развитии производства и являются основой существования общества.

67. Научно-техническая революция и общественный прогресс. Особенности и последствия информационно-компьютерной революции.

Первая великая революция в производительных силах была связана с возникновением производящей экономики, вторая – с переходом от ручного труда к машинному, последняя переход от машинного производства к автоматизированному.

В отличие от производства машинного, создаваемого НТР автоматизированное производство является четырехзвенным, когда к прежним трем звеньям добавляются управляющее устройство. Автоматизация меняет производственные функции человека. Человек становится как контролер и регулировщик. Использование новых технологий и материалов в различных отраслях общественного производства, автоматизация производственных процессов и интеллектуализация труда, быстрое совершенствование и миниатюризация информационной техники, информатизация производства создают качественно новые производительные силы.

Научно-техническая революция - процесс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, а не только область науки и техники. Современное общество заинтересовано в соединении достижений НТР с гуманистическими целями, ибо это создает материально-технические предпосылки для реализации масштабных социальных программ, воплощении идеалов всесторонности гармоничного развития человека, все реальное осуществление этого зависит от социальной ориентации НТР.

Научно-технический прогресс. Длительное время наука развивалась независимо от нужд производства, подчиняясь своей внутренней логике. Начало научно-технического прогресса датируется 16-19 веками – временем бурного социального и экономического развития. Только с переходом к машинному производству была выдвинута в качестве самостоятельной задача развития науки с целью использования ее результатов для развития техники.

Основные этапы НТР.

  1. Этап механизации машинизации производства.

  2. Автоматизация технологич. процессов.

  3. Автоматизация цехов, заводов, полная автоматизация производства.

НТПрогресс обусловлен тесным союзом производства с достижениями наук (физика, математика, химия, биология, генетика и т.д.). Сущность современной нтр заключается в превращении науки в производительную силу. Научные знания становятся компонентом каждого занятого в процессе производства. Управление возможно только на основе науки. Включение научно-исследовательской и конструкторской деятельности в структуру производственного процесса. Производство, т.о., все больше становится сферой практически–технологического применения науки.

Черты НТР – превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организации. НТР затрагивает производительно-технологические, экономические процессы, ведет к изменениям в социальной сфере, изменяет характер и формы общения людей, помогает решить проблем глобального масштаба: экологических, социально-генетических, проблем искусственного интеллекта и др.

Научно-технический прогресс - это развитие науки и производства по восходящей линии. Он имеет две формы: эволюционную и революционную.

Эволюционная форма означает совершенствование техники, технологии и производства на базе традиционных научно-технических принципов. Скачкообразный переход к новым принципам называется научно-технической революцией (НТР).

Содержание современной НТР раскрывается на основе 4-х важнейших направлений:

  1. Интеграция науки и производства и превращения науки в непосредственную производственную силу.

  2. Качественные изменения в организации производства, (смену конвейера на гибкие производственные системы).

  3. Формирование нового типа работника, ориентированного на непрерывную систему образования

  4. Изменение в оценке труда, при котором качество и наукоемкость труда становятся решающими факторами в определении размера заработной платы.

68. Философия и футурология. Методы научного прогнозирования

Прогнозирование – разработка прогноза. т.е. вероятного суждения о состоянии какого либо суждения.

Любое явление развивается по спирали, т.е происходит повтор пройденных ступеней на более высокой основе. Прогнозирование возможно, если развитие идет достаточно долго в одном направлении. Этапы прогнозирования.

  1. Определение предпрогнозных ориентаций: объект и предмет прогнозирования, круг проблем, целей прогнозирования, периода времени, разработка рабочих гипотез и выработка методов исследования.

  2. Определение прогнозного фона исследования, т.е. определенных данных, влияющих на определение объекта по смежным отраслям. 3. Выработка исходной модели исследования. Выбор системы показателей, отражающих структуру объекта. 4. Составление поискового прогноза (не ожидаемый). 5. Составление нормативного прогноза (не желаемый ход событий в соответствии с заданными целями и критериями.) 6. Оценка степени достоверности полученного прогноза. 7. Выработка рекомендаций.

I. Виды прогнозов в зависимости от продолжительности периода времени, который охватывается прогнозом.

Текущие – на один год вперед. Краткосрочные – от 1 до 5 лет. Среднесрочные – 5-10 лет вперед. Долгосрочные – 10-15 лет. Сверхдолгосрочные 15-20 лет вперед.

II. Виды прогнозов в зависимости от целей.

  1. Поисковые прогнозы – отвечают что будет, если не вмешиваться в ход событий.

  2. Нормативные – что должно быть после вмешательства в ход событий (на желаемый ход событий).

    1. Аналитические, какими познавательными средствами нужно изучать будущее.

    2. Прогнозы предостережения. Они отвеч на вопрос чего нужно избегать.

Выделяют непосредственное будущее и ближайшее будущее на ближ 20-30 лет вперед. Обозримое – до конца 21 в. Отдаленное – за пределами 21 в.

Методы.

  1. Экотрополяция – перенос в будущее некоторых особенностей развития объекта, наблюдаемых в настоящем. Точность уменьшается по мере удаления в будущее.

  2. Историческая аналогия. Основан на выявлении сходных характеристик в развитии различных стран или в развитии одной страны в различные периоды времени. Точность ограничена.

  3. Экспериментальная оценка перспектив исторического развития – это предсказание, которое делается группой специалистов. Она должна быть большой, в ней д. быть представлены различные оценки будущего.

  4. Компьютерное моделирование. Оно включ. этапы: Отбор информации. Организация информации, ее систематизация и перевод на математич яз. Получение результатов. Содержательная интерпретация полученных данных. Разработка сценария будущего – рассматривается несколько вариантов развития событий и оценивается вероятность каждого из них.

Средства: Логические (информация). Технические ср-ва. (компьютеры). Организационные (создание экспертных групп, проведения социологич исследований).

Футурология – совокупность представлений о будущем человечества. Рассматривает перспективы развития соц процессов. Самая влиятельная организация – Римский клуб (1968). Это неправительственная организация. Она объединяет ученых, политических деятелей, общественных деятелей из разных стран мира.

Утопия – социальный миф, который является стихийным выражением общественных потребностей в изменении мира. Была также разработана концепция деидеологизации, согласно которой страны сталкиваются с проблемами технического решения, а не идеологического. Концепция реидеологизации (Виннер, Файер.) Нужно разработать новую идеологию, которая помогла бы возродить западную цивилизацию.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013248920440674