Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Курсовая работа
Нормальное и ненормальное — с каждым годом эти понятия меняются местами всё быстрее На разных континентах, в разных странах нормы вытесняют друг друга...полностью>>
Философия->Курсовая работа
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киеве в семье дворян Отец, Александр Михайлович Бердяев, происходит из рода киевских и харьковских...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I в до н э Древневосточная философия это большое, относитель...полностью>>
Философия->Реферат
Истолкование природы и происхождения долга составляло одну из самых трудных проблем в истории этики Долг - oднa из ocновных кaтeгopий этики, oбщecтвeн...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

58. Методы научного познания (эмпирические, общелогические, теоретические методы)

Метод (греч «путь») – путь к истине, к равноправию знания, средство достижения цели, совокупность приемов и средств.

Методы: общенаучные (логические), эмпирические, теоретические.

Общелогические методы: анализ (расчленение целого на составные части и изучение этих частей) и синтез (воссоединение частей для получения целого), индукция (метод наведения, движения мысли от фактов к теории, от частного к общему). и дедукция (движется от общего к частному, абстрагирование (отвлечение – выделение важного, отвлечение от второстепенного), обобщение, идеализация (наделение изучаемого объекта несуществующими свойствами и устранение существующих), моделирование (замена изучаемого явления его аналогом, образцом, макетом).

Теоретические методы познания: формализация (использование формул, количественных закономерностей, замена реальных объектов числовыми), аксиоматический метод (выводы, теории строятся на основе положений, принимаемых истинными без доказательств), гипотетико-дедуктивный метод (из предположений делаются определенные выводы, проверяются предположения), восхождения от абстрактного к конкретному (распространение абстракции на конкретные условия).

Эмпирические методы: наблюдение (целенаправленное восприятие изучаемого объекта с фиксацией изменений с использованием приборов и получением выводов), эксперимент (искусственно поставленный опыт в заданных условиях с изучением нужных свойств предмета, явления), сравнение, измерение (метод изучения объектов путем сравнения их с эталонными объектами).

Общелогические методы.

1. ОБОБЩЕНИЕ - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия «теплота» к понятию «энергия». Противоположным обощению процессом является ограничение.

2. ИНДУКЦИЯ (лат. - наведении) - тип умозаключения и метод исследования.. Ф. Бэкон, Галилей, Ньютон, Дж. Гершепь и Дж. С. Милль. Как форма умозаключения И. обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. Три основных вида индуктивных умозаключений: полную И.; популярную И.; научную И. (два последних вида образуют неполную И.). Индуктивные методы исследования причинной связи: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединенный метод сходства и различия (метод двойного сходства), метод сопутствующих изменений и метод остатков. В реальном познании И. всегда выступает в единстве с дедукцией.

3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ мыслительный акт, связанный с образованием нек-рых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты являются предельными случаями и служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов. Наряду с абстракцией, с к-рой она тесно связана, И. выступает важным средством познания законов действительности.

4. ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД применяется после накопления эмпирический материала для систематизации, и выведения всех следствий из него и т.д. Общая схема: 1) исходный базис; 2) используемые логические средства (правила вывода и определения); 3) совокупность утверждений, получаемых из (1) путем применения (2). Анализ дедуктивного способа изучали Платон, Аристотель. Евклид, стоики, Декарт. Паскаль, Спиноза, Лейбниц.

ДЕДУКЦИЯ (лат. выведение) - в более специфическом и наиболее употребительном смысле - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др.. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. В случае дедуктивного вывода следствия содержатся в посылках в скрытом виде, и они должны быть извлечены из них в результате применения методов логического анализа.

5. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. – разложение и соединение) – в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. Цель А. - познание частей как элементов сложного целого. С., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений. Он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А и находится с ним в неразрывном единстве.

6. Моделирование. Модель - это такой объект, который замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Моделирование - процесс построения, изучения и применения моделей. Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Элементы: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Моделирование - циклический процесс.

Эмпирические методы представляют собой практические операции, позволяющие осуществлять непосредственный или опосредованный контакт субъекта с объектом. Эмпирический уровень является первым уровнем научного познания.

Наблюдением называется целенаправленное и организованное восприятие предмета, изучение его следствий, содержания, частей и прочих. В наблюдение входят описание, измерение, сравнение. Функции: 1) получение новой информации; 2) проверка теоретических выводов. Важно свести к минимуму субъективность наблюдателя, преодолеть хаотичность впечатлений. Различают: простое наблюдение и сложное. Результатом наблюдения является – описание некоторого события.

Измерением называется метод эмпирического познания, который заключается в сопоставлении познаваемых свойств предмета с эталонами. Измерение позволяет получить количественные данные.

Эксперимент – метод научного познания в ходе, которого искусственно создаются новые условия, в которые помещается изучаемый предмет, и раскрываются его причины и сущность. Выделяются также субъект и объект, практические средства познания (приборы и инструменты), и действие, направленное на изменение объекта. Эксперимент - особый вид практики, предпринимаемой с целью получения нового знания и проверки старого. Эксперимент вбирает в себя наблюдение и измерение. Эксперимент есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперименты: поисковые, контрольные, изолирующие. Этапы: 1) подготовительный, 2) проведения эксперимента и получение опытных данных; 3) обработка данных.. Эксперименты могут быть реальными и мысленными.

Один из наиболее распространенных и универсальных методов познания – метод сравнения. В результате сравнения устанавливается сходство и различие предметов. Сравниваться должны сопоставимые явления, предметы; должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам. Различные объекты можно сравнивать или непосредственно или опосредованно. Информация в двух формах: 1) непосредственный результат сравнения (первичная); 2) вторичная информация, которая представляет собой результат обработки первичной информации. Наиболее важный способ такой обработки – умозаключение.

Теоретические методы.

В связи с математизацией науки в ней все шире используется особый прием теоретического мышления – формализация. Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся на плоскость оперирования со знаками (формулами). Создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних.

Аксиоматический метод. Впервые он был применен в математике при построении геометрии Евклида. Однако здесь выступает в форме гипотетико-дедуктивного метода построения теории. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Затем на них по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Специфическим приемом такого построения и является гипотетико-дедуктивный метод. Метод построения такого знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется. В этом и заключается сущность гипотетико-дедуктивного развертывания теории.

Методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Метод применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках.

59. Основные формы научного познания.

Формами научного познания называются способы осуществления познавательной деятельности в науке.

  1. Факт – это достоверное сообщение о наличии того или иного явления. Факты требуют исключительно строгой проверки на истинность, поскольку на их основе строится научное знание.

Научный факт это знание о каких-то сторонах действительности, полученное эмпирическим путем в результате наблюдения эксперимента.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018930435180664