Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Філософія історії перебуває на стику філософії та історії З одного боку, вона є беззаперечною і повноправною складовою системи філософського знання З ...полностью>>
Философия->Реферат
Бенедикт (Барух) Спіноза – видний теоретик природного права, яке засноване на визнанні всіх людей рівними від природи і наділюючими природою ж природн...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Аналіз результатів перевірки свідчить про повну відсутність порушень Додамо до цього авторитет цієї організації та велику позитивну репутацію в регіон...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний,...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

48. Законы и категории диалектики (общее и особенное, целое и часть, сущность и явление, абстрактное и конкретное, необходимость и случайностиь, историческое и логическое).

Закон – это общее необходимое, существенное, устойчивое и повторяющаяся связь явления предметов, процессов которые обуславливает их существование и развитие. Законы по степени общности подразделяются на:

1) частные – действуют в тех или иных конкретных областях или в отдельных классах явлений.

2)общие – определяют связь одной или нескольких форм движения материи.

3) всеобщие – действуют во всех областях мира.

Законы диалектики всеобщны.

Закон единства и взаимодействия противоположностей. источником, причиной развития и движения являются противоречия, присущи предметам, процессам. Каждая вещь и явление это внутреннее противоречивое образование, которое выступает как единство взаимно предполагающих и взаимно отрицающих др. др. сторон, свойств и тенденций. Они называются противоположностями, а их отношения противоречиями. Разнообразие мира предопределяет разнообразие противоречий. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, единство взаимоисключающих друг друга противоположностей. Основные противоречия – это те взаимодействия, которые вытекают из самой сущности объекта и определяют его развитие. В социальных системах выделяется антагонистические и неантагонистические противоречия. Первой присуще социальные групповые интересы, которые не совместимы. Вторые – это противоречия между общими групповыми интересами, которые совпадают в большей или меньшей степени. Источником движения и развития мира выступают противоречия. Этот закон является законом бытия и познания.

Закон взаимосвязи кол-ых и качественных изменений.

Раскрывает общий механизм развития. Свойство - присущая предмету способность взаимодействовать с другими вещами, порождать в них изменения и самому изменяться. Все объекты и процессы обладают многообразными св-ми. Совокупность существенных свойств, выражающих определенность вещи, называется качеством. Категория "количество" отражает объективную определен­ность явлений со стороны их размера, величины, интенсивности, темпов изменения и т.п. «Мера" выражает взаимосвязь качества и количества. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. При этом переход осуществляется не плавно, а скачкообразно. Скачок – это всеобщая форма развития. Скачки бывают частными и общими. Первые ведут к изменению отдельных элементов системы, вторые к ее переходу в качественно новое состояние. Закон определяет механизм движения и развития.

Закон отрицания отрицания характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Специфическим способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Данный закон раскрывает и роль каждого отрицания в развитии, и результат двойного отрицания, выражает основную тенденцию, направленность развития. Замена старого новым в философии наз. отрицанием. Диалектическое отрицание содержит 2 момента: негативный - обязательное изменение качества системы и позитивный - сохранение отдельных элементов прежнего и их развития. Процесс развития никогда не заканчивается отрицанием исходной ступени. Возникшее качество также отрицается на новых этапах развития. Таким образом, развитие характеризуется поступательностью, цикличностью, имеет спиралевидный характер. На каждом новом витке оно как бы предполагает возврат к прежнему, но на новой более высокой основе.

Термин “категория” возник в Древней Греции. Философские категории — это фундаментальные понятия, которые отражают общее отношение материальной реальности и познания. Впервые систематизировать попытался Аристотель. Кант: категории не обусловлены внешним миром. Они даны человеку от рождения и являются неизменными формами познания. Гегель утверждал, что категории выступают и как характеристики самих объектов.

Материалистическая диалектика признает объективность содержания категорий и универсальность связей, закрепленных в них.

Категории диалектики — это наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории являются содержательными формами мышления.

Целое — это такая взаимосвязь частей, которой присущи свойства не характерные для каждой отдельной части. Часть — это составляющее целого.

Соотношение целого и частей порождает различные противоречия. Разрешение этих противоречий породило в философии два подхода: холизм (приоритет целого); элементаризм (приоритет части).

Целое и часть относительные категории. Целое может быть частью чего-либо, а часть может выступать в роли целого. Они были дополнены категориями: элемент, система, структура.

Элемент — это относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого, без которой целое перестает быть целым, теряет качественную определенность.

Система — это совокупность взаимосвязанных упорядоченных элементов, которая характеризуется определенной структурой.

Структура — это относительно устойчивый способ связи элементов качественно определенного целого, который обеспечивает его существование при различных изменениях.

На следующем этапе процесса познания происходит подключение других категориальных блоков. Например, категории “причина” и “следствие”, которые отражают всеобщую обусловленность явлений.

Причина — это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. В понятии “следствие” фиксируются результаты причин, то новое, что возникает в процессе взаимодействия.

С категориями “причина” и “следствие” тесно связаны “необходимость” и “случайность”. Необходимым называется то, сто причину своего существования имеет в себе, а случайным — то, что причину своего существования имеет в другом явлении. Эти категории тесно взаимосвязаны. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости.

Возможность — это потенциально осуществимое бытие. Действительность — это реализованная возможность.

Структура предметов и функции их элементов взаимосвязанно обуславливают друг друга. Эта взаимообусловленность фиксируется категориями форма и содержание. Форма — это способ существования выражения содержания объекта.

Содержание — это единство всех элементов объекта, его свойств, внутренних процессов и связей.

Предмет невозможно познать сразу, целиком и полностью. Познание идет от восприятия каких-либо внешних признаков к постижению глубинных связей и отношений. Диалектика этих процессов отражается следующими категориями: сущность и явление.

Сущность — это единство законов, которые определяют основные черты и тенденции развития тех или иных систем. Каждая “сущность” выражает устойчивую непосредственно невоспринимаемую сторону предметов и процессов.

Явление — это внешнее обнаружение сущности, которая отражает чувственно-воспринимаемую сторону предметов и процессов. Эти категории отражают одну и ту же реальность, но непосредственно не совпадают. Явление выступает как единичное, а сущность как целое.

В познавательной деятельности человек обращает на качественное многообразие мира, на неповторимость каждой вещи и в то же время на их сходство отраженное в категориях: единичное, общее, особенное.

Единичное — это отдельный, обладающий качественной и количественной индивидуальной определенностью объект, ограниченный в пространстве и во времени.

Общее — это сходство свойств, сторон явлений реальной действительности.

Общее существует в единичном, а единичное содержит в себе часть общего. Связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Его спецификой является то, что по отношению к единичному оно является общим, а по отношению к общему единичным.

Познание — это процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека с целью ее дальнейшего возможного изменения, а система взаимосвязей категорий диалектики помогают приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

49. Философия природы. Биосфера, ноосфера, коэфолюция. Современные экологические проблемы.

Природа- весь материальный мир. Природа – та часть Вселенной с которой взаимодействует общество. В состав природы входят: Земля и ее недра; вода; воздух, на который воздействует человек, климат; животный и растительный мир.

Философско-мировоззренческие концепции природы:

Тотемизм - вера в кровное родство группы людей с определенным видом животных, растений и т.д. Анимизм – одухотворение сил природы, влияющих на ход жизненных событий (персоналисты). Гилозаизм – вся материя живая (др. греч. материалисты). Пантеизм – божественное начало природы (мистический и натуралистский). Панлогизм – объективно-идеалистическое учение о тождестве бытия и мышления.

Естественная среда обитания – дикая природа, не тронутая человеком (первоприрода). В естественной среде обитания выделяют 2 группы природных явлений: 1) естественные источники средств жизни, 2) естественные богатства (источники энергии, полезные ископаемые). Искусственная среда обитания – преобразованная человеческим трудом природа (вторая природа). К ней относятся и неодушевленные и одушевленные организмы.

В первобытном обществе одухотворяли природу. В античное время природа - идеал гармонии. В средние века – 2 т.зр. на природу: 1) природа – вещественное начало, которому противопоставляется вечное абсолютное духовное начало. 2) природа – книга, данная людям, по которой надо учиться. Возрождение: природа источник гармонии и радости. В период Нового времени (17-18 в.): 1)необходимо вернуться к природе, отказавшись от развития промышленности, вернувшись к ремесленному производству (Руссо), 2) природа – объект человеческой деятельности, кладовая с безграничными ресурсами (Ф. Бэкон)

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Влияние геогр среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, , тем больше его зависимость от геогр среды. Качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого - биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу. С середины 20-го века складывается новый тип отношения к природе, согласно которому природа является уникальным и универсальным вместилищем человека и его культуры. И поэтому отношения человека и природы должны строиться на основании соизмерения потребностей общества и возможностей природы (Вернадский в учении о ноосфере).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020229816436768