Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Філософія історії перебуває на стику філософії та історії З одного боку, вона є беззаперечною і повноправною складовою системи філософського знання З ...полностью>>
Философия->Реферат
Бенедикт (Барух) Спіноза – видний теоретик природного права, яке засноване на визнанні всіх людей рівними від природи і наділюючими природою ж природн...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Аналіз результатів перевірки свідчить про повну відсутність порушень Додамо до цього авторитет цієї організації та велику позитивну репутацію в регіон...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний,...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

45. Сущность и структура сознания. Язык и мышление.

Сознание это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном целенаправленном отражении действительности в идеальных образах. Отражение происходит в процессе практического освоения мира человеком, живущем в обществе.

Признаки сознания: Сознание - свойство мозга, мозг- это разновидность материи. Сознание возникает естественным путем в ходе развития материи. Сознание вторично по отношению к мозгу. Сознание – это процесс отражения, действительность отражается в мозгу человека и т.о. формируется содержание сознания человека. В сознании отражение предметов происходит в идеальной форме. Это ощущения, понятия. Сознание возникает в ходе практического освоения человеком мира. Сознание – продукт общественного развития человечества, т.е. сознание ребенка, формируется под воздействием сознания общества.

Соотношение понятий мышления, сознания и психики.

Психика- это система тесно связанных между собой познавательных и эмоционально-волевых процессов выполняющих функцию ориентации человека в мире и функцию управления поведением человека. К ней относят как сознательные, так и бессознательные психические процессы.

Мышление - высшая форма отражения действительности, которая заключается в целенаправленном, опосредованном знаками языка обобщенном и сущностном познании мира.

Сознание включает в себя процесс мышления, волю, а также такие ощущения восприятия, представления и чувства человека, которые находятся под контролем мышления и потому осознаются.

К бессознательным процессам относятся такие процессы, в которых человек не дает себе отчет: инстинкты, эмоции, такие ощущения, восприятия и представления, которые протекают вне фокуса сознания, навыки, интуиция, ценностные установки, сновидения.

Структура индивидуального сознания:

1 уровень - логический или рациональный (отражение мира с помощью знаков, слов языка). Его формы: понятие (слово или словосочетание); суждение (предположения, оформляются в виде предложений, утвердительные или отрицательные); умозаключения (вывод, который делается на основе сравнения двух или нескольких суждений).

2 уровень – чувственно-конкретный (отражение мира в наглядных образах). Три его формы: ощущение (отражение одного свойства при помощи одного органа чувств), восприятие (отражение предмета в целом, при помощи нескольких органов чувств), представление (отражение предмета в целом, когда предмета нет в наличии, т. е. по памяти).

3 уровень – эмоциональный - отражение, происходящее в виде переживаний, непосредственная реакция человека на среду. Различают две его формы: эмоции – не устойчивые переживания, возникающие стихийно; чувства – устойчивые, целенаправленно воспитывающие в человеке.

4 уровень - волевой отражение действительности происходит в волевых побуждениях.

Первый уровень абсолютируют объективные идеалисты, остальные 3 – субъективные идеалисты.

Формы общественного сознания: общественная психология, политическое сознание, правосознание, моральное сознание, эстетическое сознание.

Сознание – высшая форма отражения действительности. Отражение присуще всей материи (материал взгляд). Отр. – это способность материальных систем воспроизводить в процессе их взаимодействия в своих особенностях особенности других материальных систем.

Развитие отражения: 1) Отр. в неживой природе, проявляется в механических процессах, физических, химических. Оно пассивное и неизбирательное. 2) Отр. в живой природе. Оно активно и избирательно. Имеет два уровня допсихические (раздражимость, чувствительность) и психические (у животных, имеющих центр. нервную систему), которые проявляются в ощущениях восприятиях. 3)Отр. в обществе – сознание человека.

Вывод сознание возникло естественным путем в процессе усложнения свойства материи отражения.

При формировании сознания решающую роль сыграло два фактора труд и язык.

Язык- система знаков, выполняет функции: репрезентативная(предметы, свойства), экспрессивная (слова языка выражают эмоции, чувства людей);познавательная (язык средство мышления);коммуникативная (средство общения); кумулятивная (язык –средство накопления, хранения и передачи знаний поколениям)

46. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Структура диалектики. Альтернативы диалектики.

Д –наука о наиболее общих законах развития всей действительности, пронизывает все сферы челов деятельности: природы, общества, мышления. Структура диалектики: 1)учение о принципах.

-принцип всеобщей взаимосвязи (В мире нет ничего изолированного, все предметы, процессы находятся во взаимодействии друг с другом. Изменение в одном объекте вызывает изменение в другом).

- принцип развития (развитие – Самообновление материи, порождение качественно новых форм бытия, процесс необратимых закономерных качественных изменений предметов, процессов).

Признаки развития: а) необратимость изменений, б)изменения должны быть закономерными в) изменения должны иметь одно направление г)изменения д б не только количественные но и качественные.

2) учение об законах а)закон единства и взаимодействия противоположностей б)взаимодействия количественных и качественных изменений в) закон отрицания отрицания.

3)учение о категориях Категории –суть, наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности, содержательные формы мыщления, при их помощи раскрываются принципы, законы диалектики. (кол-во, качество, св-во, мера, скачок, противоречие), существ парные категории, обозначают либо отдельные этапы, либо различные стороны предметов (единичное общее, причина следствие). Различают объективную и субъективную диалектику Объект– диалектика внешнего мира, живой и неживой природы, общества и субъект - д мышления.

Истор-ие типы диалектики: - диалектика древнего мира, (др. Греция, Китай, Гераклит, Аристотель); диалектика эпохи возрождения (роль противоречий в развитии.); диалектика нем класс философии (Гегель разработал теорию идеалист диалектики. Основа диалектики в противоречиях самопознания абсолютного духа, сформул основные законы диалектики); диалектика Марксистской фил выработали материал-ое понимание диалектики, как науки о всеобщей связи, о всеобщих законах движения и развития природы, человека, общества и мышления; диалектика русских революционеров демократов; диалектика современной философии. (Экзестенционализм – диалектика рассматривается как атрибут чел-го бытия, погружение в личное сознание, Неотомисты -Д- сосуществование бога и природы.

Альтернативы диалектики: метафизика, догматизм, релятивизм, софистика, эклептика. Метафизика- Рассматривают объекты вне их подлинной связи и развитии. Например в объекте замечают различие, но не видят единства, и наоборот. В связи с этим развитие рассматривается как простое количественное уменьшение или увеличение, либо как повторение, не выявляется причина развития, прибегают к идеи первотолчка, отвергают возникновение принципиально нового.

Догматизм – предполагает абсолютизацию знаний.

Эклектика произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений (идеалистических и матер как у Аристотеля)

Софистика за правдоподобной формой рассуждений скрываются, затушевываются нарушения требований логики, в том числе и формальной. То что ты не терял, ты имеешь, ты не терял рогов, значит ты имеешь рога.

47. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики.

Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика - есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за живое-условные,

подвижные, превращающиеся одна в другую."

Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,

как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики,но

лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и отличает от неё

мой метод."



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019969940185547