Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Філософія історії перебуває на стику філософії та історії З одного боку, вона є беззаперечною і повноправною складовою системи філософського знання З ...полностью>>
Философия->Реферат
Бенедикт (Барух) Спіноза – видний теоретик природного права, яке засноване на визнанні всіх людей рівними від природи і наділюючими природою ж природн...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Аналіз результатів перевірки свідчить про повну відсутність порушень Додамо до цього авторитет цієї організації та велику позитивну репутацію в регіон...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний,...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

38. ПРАГМАТИЗМ

Прагматизм - направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике. Основатели - американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 - 1952).
К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности. Д. Дьюи: отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными; центральным понятием философии является понятие опыта; под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни; делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой.

Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Согласно Дьюи основная задача философии в том, чтобы преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни. Важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества - социальная реконструкция. Социальная реконструкция включает и себя: совершенствование отношений собственности; приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки (крупные единоличные собственники, монополисты и др.); более справедливое распределение произведенных материальных благ; борьбу с бедностью; совершенствование демократического гос.строя; сглаживание внешн. и внутр. конфликтов.

Другое ключевое средство совершенствования опыта кроме соц.реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научн.методов «высоких технологий». Следоват-но, опыт можно преобразовать, используя новейшие научн.методы и высокие технологии, причем внедрять методы и технологии необходимо в образование(нач., ср, высш.) и через образование.

Третий важнейший путь реконструкции опыта - совершенствование мышления. Согласно Дьюи осн.задача философии- совершенствование опыта путем применения к нему новейших научных методов. Метод-порядок приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта. Осн.задача науки и научн.метода- оптим.достижение человеком своих целей. Если посредством метода цель достигнута, то метод - истинен, а если нет, то он - ложный. Метод не направленный на результат не заслуживает внимания; существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; следоват-но необходимо выявить конкретный механизм действия метода.

Цель научного метода - превратить проблематическую ситуацию в решенную. Научный метод- конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную. Этапы преобразования проблемы: определить конкретный источник проблемы - четко поставить конечную цель- выдвижение гипотезы- критический анализ гипотезы - принятие окончательного решения внедрения гипотезы в жизнь, проверка этой гипотезы на истинность или ложность.

два типа познания: чувственного (крестьяне, рабочие и.т.д.) - доступно всем, но не достоверно (т.е. докса.),т.к. окр.мир изменчив; созерцание чистых идей(образованные люди)- доступно немногим, но т.к. они постоянны и универсальны, то они дают эпистеме. Исторически труд делится на низшую физическую и высшую духовную деятельность, следовательно выделяют типы мировоззрения (познания): материалистическое; идеалистическое.

Проблема морали и социальной философии.

Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:

• не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стремиться человечество;• существует плюрализм целей и благ; основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность; большинство людей стремится к указанным благам; следовательно, сам рост является во всех случаях главной моральной целью;• моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае; демократия - оптим.форма человеческого общежития; цель должна соответствовать средствам, а средства- целям, применение неблаговидных средств приведет к изменению целей; демократия должна отказаться от насилия; общество нуждается в сглаживании соц.противоречий, в социальной реконструкции; осн.рычаг соц.реконструкции- применение научн.методов и высоких технологий в образовании и морали

39. Философия постмодернизма: истоки и основные этапы становления.

Постмодернизм (П)—продолжение структурализма. Принципы П: космизм, экологизм, постгуманизм, новая сексуальность (феминизм).

Причины формирования П: тоталитарность государства; антигуманность процессов технологического общения (телевидение)—приоритет невербальных над вербальными методами общения; включение в социальный процесс новых движений (зелёные и т.д.).

Основоположник П—Деррида. Именно ему принадлежит разработка двух основных (онтологической и гносеолого-методической) идей П. Деррида определил патологию современной философии (общества) как Лого(разум)-фоно(голос)-фалло(мужское начало)центризм и сформулировал задачу его преодоления. А так же он разработал идею деконструкции как основного метода освобождения человека от разрушающего и деформирующего влияния со стороны репрессивных структур государства.

Лого—исчерпанность запала программ разума. Фоно—замена живого звучания мёртвым словом (телевидение). Фалло—феминизм. Критикуя логофонофаллоцентризм, Деррида очень точно определил главный нерм интеллектуальной ситуации—новая онтология.

Гносиология: для того чтобы философски анализировать новое бытие надо иметь особый метод его исследования—деконструкция (разборка старого понимания—сборка на свой лад (антигоссударственный)). Деконструкция критически заострена как против рациональности, так и против создаваемых текстов внутри её(рациональности).

В основе П лежит утверждение множественности истин, точнее рассказов или нораций (ввел Лиотар). Текстуальность (результат деконструкции) складывается из множества нораций (рассказов). Поэтому следы маленьких нораций имеют важное значение для понимания смысла текстуальности вообще. (пометки на полях, черновеки позволяют лучше понять идеи автора текста).

Номадизм—стержень социальной философии П, указатель её оппазиционнасти существующим социально-политическим системам. Поскольку объектом внимания П является западный мир, то декларируется антикапаталистическая направленность (разновидность антиглобализм).

40. Категория «БЫТИЕ», ее смысл и специфика. Виды бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, и сама проблема бытия - одна из главных в философии. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя иные философские проблемы.. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружаюший мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждастся ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Основными формами бытия являются:

материальное бытие - существование материальных (обладающих массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; .

человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие, человека в обществе и бытие самого общества.

Среди бытия также выделяются: ноуменальное бытие (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) -кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, веши, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

41. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальная. Подходы к понятию (категории) "материя": материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична. объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение идеального духа; субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, существующего только в виде сознания человека; позитивистский - понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Элементами структуры материи являются: неживая природа; живая природа; социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней. Уровни неживой природы: субмикроэлементарный; микроэлементарный (электроны); ядерный; атомарный; молекулярный; уровень единичных вещей; макротел; планет; систем планет; галактик; систем галактик; метагалактик; Вселенной. К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); многоклеточных организмов; видов; популяций; биоценозы; биосферы. К уровням социума относятся:: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы; этносы; нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.

Характерные черты материи: наличие движения; самоорганизация; размещенность в пространстве и времени; способность к отражению. Движение есть неотъемлемое свойство материи. Виды движения: механическое; физическое; химическое; биологическое; социальное. Движение материи: возникает из самой материи; всеобъемлюще; постоянно (существует всегда). Движение также может быть: количественным - перенос материи и энергии в пространстве; качественным - изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Самоорганизация - создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. В результате спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам: 1) "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, при условии притока энергии из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу; 2) "диссипативная структура" распадается и гибнет. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве имелось два основных подхода: субстанциональный; реляционный. Сторонники первого - субстанционального (Демокрит, Эпикур) - считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией. Сторонники второго - реляционного (от лат. rе1аtю - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством является наличие следов -следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале. Отражение бывает: физическим; химическим; механическим. Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии: раздраженности; чувствительности: психического отражения. Высший уровень (видом) отражения – сознание. Согласно материалистической концепции сознание - это-способность высокоорганизованной материи отражать материю.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020139217376709