Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Курсовая работа
Нормальное и ненормальное — с каждым годом эти понятия меняются местами всё быстрее На разных континентах, в разных странах нормы вытесняют друг друга...полностью>>
Философия->Курсовая работа
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киеве в семье дворян Отец, Александр Михайлович Бердяев, происходит из рода киевских и харьковских...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I в до н э Древневосточная философия это большое, относитель...полностью>>
Философия->Реферат
Истолкование природы и происхождения долга составляло одну из самых трудных проблем в истории этики Долг - oднa из ocновных кaтeгopий этики, oбщecтвeн...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

36. Неотомизм. Модернизм в религиозной философии 20 века (Т. де Шарден)

Главные вопросы теологической философии:

• бытие Бога как творца всего сущего;

• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.

Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:

• стала ближе к человеку;• освободилась от ряда догм;• стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.

Наиболее авторитетное течение современной теологической философии - неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон, Ж. Маритэн, Е. Корст Р., Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (Папа Римский Иоанн Павел II).

База неотомизма - учение Фомы Аквинского. Центральный принцип -гармония веры и разума.

Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания. Цель неотомистов: доказать правильность, истинность католицизма и католической философии; приспособить католицизм к современным условиям-приблизить католицизм к простым людям.

Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прошения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.

Основными частями учения неотомнзма являются; метафизика (общая и прикладная)-гносеология; натурфилософия.; метафизика - базовый раздел - состоит из общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге); прикладной метафизики - учения об окружающем мире и человеке

Основные цели неотомизма: креационизм (сотворение окружающего мира Богом); откровение (Бога о себе - в Библии);разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);единство сущности и существования в Боге; подобие человека Богу; человек - единство материальной и духовной субстанции

Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.

Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярднзм. Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию - комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.

Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена –эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция. По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма. Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения”, распространенная в Латинской Америке. Ее главная идея - максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распостраненьг

• либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);

• теология кризиса (Барт, Ни бур)-

• экзистенциональная теология (Тиллих)-

• "демифоногизированное христианство" (Бультман);

• безрелигиозное христианство - Больхоферра.

37. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ

Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основатель психоанализа - психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного - особой психической реальности, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; реакция вытеснения (из сознания в бессознание) всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты. Отрицательные эмоции, желания - все, что вытеснено в бессознательное дает о себе знать в виде спонтанных действий, поступков. Особая форма жизни бессознательного - сны - это реализация скрытых стремлений человека. Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая; динамическая.

При топографическом подходе бессознательное в виде большой прихожей, где разнообразные мысли, желания. Сознание - кабинет, куда они "вызываются". Между прихожей и кабинетом страж, впускает только угодные сознанию мысли. Иногда часть ненужных посетителей прорывается. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. "Оно" - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. "Сверх-Я" - давящая и влияющая на личность "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, традиции. "Я" пытается подчинить себе "Оно". Обычно ''Оно “ в скрытых или открытых формах подчиняет Я. Также "Сверх-Я" - нормы и запреты - часто подчиняет Я. Таким образом. "Я" человека испытывает мощное давление с трех сторон: • бессознательного - "Оно";• внешнего мира;• норм, запретов - "Сверх-Я".

Факторами, которые руководят и направляют психикой человека: • удовольствия; • вытеснение - психика вытесняет в бессознательное неприемлемые запрещенные желания и идеи. Вытесненные в бессознательное желания, мысли подвергаются сублимации - преобразованию в другие "разрешенные типы социальной деятельности и культурного творчества. Вначале Ф. считал: в основе бессознательного лежит либидо - сексуальное влечение, инстинкт. Либидо ищет свое выражение: в сексуальных действиях; в др.видах деятельности через преобразование сексуальной энергии в несексуальную. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко: «выпущен на свободу» через действия; вытеснен в бессознательное; подавлен через реактивные образования (стыд, мораль). Позже в основе бессознат Фрейд видит– Эрос и Таитос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Таитос (инст. смерти) подталкивает чел-ка к разрушению того, что кажется чужим и опасным. Жизнь чел-ка пост. взаимодействие Э. и Т.

По Фрейду чел.общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру. Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал - форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия. Подавление приводит: к массовым психозам, всенародной депрессии; к более сложным ритуалам. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна. Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом. Альфред Адлер (1870 - 1937) в основе "великих" действий человека, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни. Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека. Человек вынужден жить в "тисках" культуры - это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я". Единственный способ спасти человека - полное ниспровержение культуры, раскрепощение, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу жизненная энергия человека, наталкиваясь на препятствия окружающей жизни, переводится во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы - универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы - "зашифрованная" история человечества, высшие истины. Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: патриархат и матриархат; гуманистическое и авторитарное сознание; власть и подчинение; личное бытие и историческое бытие. Цель философии - помочь человеку решить эти противоре­чия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее.

Г. Маркузе (1898 - 1979). Главное произведение Маркузе - "Одномерный Человек". Современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления - потребления. Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет себя. Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001568078994751