Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Учебное пособие
Информация: - обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; - релевантная - информация, заключенная в описании прототипа...полностью>>
Философия->Реферат
Вопрос о том, что представляет собой наука, чем она отличается от других сфер современной культуры, например от техники или искусства, каковы ее струк...полностью>>
Философия->Реферат
Перша наукова революція відбулася в епоху, яка залишила глибокий слід в культурній історії людства Це був період кінця XV-XVI ст , який ознаменував пе...полностью>>
Философия->Реферат
Интерес к феномену науки и законам её развития столь же стар, как и сама наука К концу XX века философская теория развития науки считается в значитель...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

27. Ленинский и послеленинский этапы в марксистской философии

Ленин творчески разработал марксистское учение применительно к новым историческим условиям, конкретизировал его на основе опыта русской революции. Ленин создал теорию социалистической революции. Он доказал, что социализм может в новых условиях первоначально победить в одной или нескольких странах. Разработал учение о партии пролетариата как о руководящей и организующей силе. Ленин остро поставил вопрос о принципе парийности в философии: неизбежная принадлежность любого учения к материализму или идеализму. Ленин много работал над дальнейшим развитием материалистической диалектики. В «философских тетрадях» он выдвинул ряд новых идей: о борьбе противоположностей как «ядре диалектики»; о единстве логики, диалектики и теории познания; о творческой роли человеческого сознания по отношению к объективному миру. Ленин считал величайшим завоеванием марксистской философии материалистическое понимание истории. Согласно ленинской концепции история выступает как процесс взаимодействия различных сил, прежде всего классов, и во многом зависит от активности этих классов.

Абсолютизация марксистской теории, не учит опыта истор. развития, привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва. М различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М, будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма, от соц расслоения европейского общ-ва.

Ленин (1870-1924) считал, что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материализм и империализм> (Л) рассм. вопросы теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против идеа­лизма была возведена в ранг гос. политики.

28. Позитивизм и его исторические формы. Ранний позитивизм

Позитивизм (от лат. положительный) - философское направление в науке, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтеза и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права. Создатель П., введший этот термин, франц. мыслитель Огюст Конт объявил метафизикой всякую науку, признающую познаваемость объективной реальности. Труды: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной Ф». Контовская задумка онаучить Ф была воплощена в жизнь в процессе открытия следующих законов: 1. Закона трёх стадий развития интеллекта. 2. закона постоянного подчинения воображения наблюдению. 3. закона классификации наук

Закон 1: Согласно К., вся история познания явлений природы есть последовательная смена трёх «состояний» человеческого ума, трёх видов мировоззрения или трёх методов – теологического, метафизического и позитивного.

  1. Теологический метод составляет первую ступень в развитии человеческого ума, который на этом уровне своего развития стремится к абсолютному знанию.

  2. Вторая ступень в развитии человеческого ума – «метафизический метод» - видоизменение теологического метода: сверхъестественные силы заменены здесь олицетворёнными абстракциями, лежащими в основе всех наблюдаемых явлений.

  3. Положительный, или позитивный, метод, по К., предполагает отказ от «абсолютного» знания, если отказаться от метафизики, то не будет лженауки.

Признаком наступления позитивной стадии является доминирование в сознании общества закона 2. Исходное его утверждение состояло в требовании, чтобы наука отказалась от проникновения в сущность вещей и ограничилась только описанием внешнего облика явлений.

Важное место в контовской философии занимает так называемая «классификация наук». Согласно этой классификации, на первом месте стоит математика, которая по мнению К., ранее всех перешла в позитивную стадию, затем следует астрономия, физика, химия, биология. На последнем, шестом, месте в ряду основных наук стоит «социология».

Ликвидируя философию, К. сводит её к простому суммированию общих выводов естествознания и согласования их друг с другом через построение классификации наук. Философия должна, по замыслу К., заниматься лишь упорядочением совокупного обозрения явлений, тем самым она утрачивает свои действительные философские проблемы и вопросы. Главную функцию такой философии К. видит в так называемой демаркации знаний (проведение границ): то, что проверено опытом – наука, то, что не проверено опытом – не наука. Гуманитарные науки (за исключением социологии) он вообще не называл наукой. Задача философии К. заключалась также в противостоянии традиционной философии.

Методологию, соответствующую духу позитивистской Ф, разработал Миль. Он считал, что научным методом познания является усовершенствованная индукция. Качества, которыми Конт наделял позитивное мышление (реальность, полезность, достоверность, точность, положительность) для Миля были ни чем иным, как свойствами индуктивного научного мышления. Главным отличием Милля является его концепция развития науки в рамках логической теории. Задачу научной логики он видел в том, чтобы выявить способ фиксации относительно устойчивой последовательности чувственных переживаний и ощущений субъекта. Что касается философии, то М. сводил её к всеобщей методологии познания на базе субъективно-идеалистического феноменализма.

Главной особенностью философии Герберта Спенсера, объединяющей всю предлагаемую им научную доктрину мира, оказывается учение об эволюции. Не претендуя на конечное объяснение причин эволюции, он пытается раскрыть её универсальные формы и закономерности протекания. А поскольку С. считает закон эволюции универсальным, то всё, что сказано им о мире, имеет отношение и к развитию познания, науки. С. исходил, из деления мира на «познаваемое» и «непознаваемое» (приблизительно соответствующие «миру явлений» и «миру вещей в себе», «ноуменов» кантианства). Наука способна познавать лишь сходства, различия и прочие отношения между чувственно воспринимаемыми явлениями. Однако она не в состоянии проникнуть в их сущность, особенно характеризуемую как непостижимое. Признание тайны непостижимого, стоящего за миром и раскрывающегося в нём,- последний вывод науки и первая интуиция религии. Поэтому, как мы видим, спенсеровская философия, при всём её сциентизме, не только не является атеистической, но и прямо разграничивает области научного и религиозного опыта.

Идея раннего позитивизма—отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феменолизм). Другими ключевыми идеями было сведение сложный процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации, и наконец, сознательная антиреволюционность как отрицательное отношение к социальным революциям.

29. Эмпириокритицизм (махизм) – вторая историческая форма позитивизма

В 70-80-х г.г. 19 в. в Австрии и Германии возникла философия «чистого опыта», или эмпириокритицизм(Э), часто называемый, по имени одного из его основателей и популяризаторов Эрнста Маха, махизмом. Эта философия была новой разновидностью позитивизма, «вторым позитивизмом». Сохраняя главнейшие признаки позитивизма 19в., и в том числе претензию на право называться философией современного естествознания, махизм отличался и рядом особенностей. Позитивистская доктрина в махизме стала более воинственной. Если позитивисты 19в. нападали на философию, то махисты ополчились и на науку, выискивая в ней метафизику. Мах и Авенариус объявили, что им удалось в философии проложить «третий путь», который, не будучи материалистическим, в то же время не является и идеалистическим. Это было сделано следующим образом: все элементы мира были объявлены нейтральными (т.е. они не духовны и не материальны).

Труды: Авенариус «Критика чистого опыта». Э—критика конкретно-научного опыта, точнее, методологических оснований опыта физики и психологии. Ф-я Э была, с одной стороны, реакцией на кризисное состояние оснований науки, а с другой — своеобразной программой философского поиска путей выхода из кризисного состояния оснований науки.

Именно в этом смысле основные идеи махизма были идеями критики научного опыта. Поясним, что имеется в виду. По теории элементов мира, созданной Махом, «не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов образуют тела". Иначе говоря, научный опыт состоит не из психических /ощущений/ или физических /фактов/ явлений, а из нейтральных элементов. Учёный, конечно, всегда заинтересован в том, чтобы язык описания мира был бы как можно более строгим. С этой точки зрения, высшим достоинством языка науки была бы нейтральность. Ощущения рассматривались как единственно доступная человеку реальность и элемент всего существующего.

Второй в нашем изложении теорией Маха была "экономия мышления". Суть теории в том, что для описания явления должны быть предложены не только различные теории, но и даже противоположные научные теории. Все они будут хороши, если будут простыми, экономными и удобными. Т.е. истинность знаний отодвигалась на второй план, а высшим принципом науки признавалась экономия.

Авенариус признавал теорию экономии, полагая задачей Ф-ии мышление по принципу наименьшей траты силы, существенно деформировал образ науки. Для того, чтобы осуществить этот принцип на практике, позитивизкая Ф должна отказаться от использования понятий, содержание которых выходит за «чистого опыта». Устраним из сферы науки такие понятия, как причина, атом, субстанция и т.п. учёный будет мыслить не только экономно, но и феноменологически (отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее предмет и функции

    Шпаргалка >> Философия
    Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук Филосо́фия ... , античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также ...
  2. Философия, ее предмет и основные функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... 1. Философия, ее предмет и основные функции 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 3. Образ мира и проблема человека в Античной философии 4. Западноевропейская философия ...
  3. Философия, ее предмет и метод

    Шпаргалка >> Философия
    ... только в акте самосознания. 3. Философия, ее предмет и метод. Функции в обществе. Ф-фия (Пифагор ... высшая форма отражения, его структура и функции. Сознание, высшая, свойственная ... то вне его). Главная проблема его философии-проблема человека, его счастья. ...
  4. Философия, ее предмет и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    ... функции. Основные разделы философии. Материализм и идеализм – основные направления философии. « Философия, ее предмет и роль в обществе». Философия ... философии. Однако структура современной философии ... целей. Философам предлагалось «разрабатывать» проблемы, ...
  5. Философия её предмет, основные проблемы и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... предмет, основные проблемы и функции. План 1 Философия и мировоззрение 2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020010471343994