Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Физкультура и спорт->Курсовая работа
Актуальность темы Конец XVIII в и первая половина XIX в характеризуются дальнейшим развитием капитализма В этот период происходят буржуазные революции...полностью>>
Физкультура и спорт->Контрольная работа
Карибские острова, которые так долго привлекали иноземные государства, имеют богатую историю и культурные корни, в которых заметно влияние Великобрита...полностью>>
Физкультура и спорт->Курсовая работа
Актуальность Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населени...полностью>>
Физкультура и спорт->Курсовая работа
Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Физкультура и спорт

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2 Научно-познавательный туризм на примере Республики Алтай

Развитие внешнеэкономических связей, научно - техническая революция и материально-технический прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей способствует расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных стран и народов [35, с.14].

Публикации материалов исследования и проводимые конференции с сопровождением соответствующей рекламы вызывают познавательный интерес и у широкой массы людей, который и побуждает путешествовать в тот или иной регион нахождения уникальных объектов научно-познавательного туризма. Например, сенсационная находка на плато Укок.

Научно-познавательный туризм как вид путешествия является сравнительно новым в международном туризме. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, занимает все более прочное место в современном международном туризме.

Существует такое мнение: нет плохих регионов для развития туризма, есть разное отношение к нему.

Уникальные природно-климатические условия, богатейший биологический ресурсный потенциал и бесценное культурно-историческое наследие Республики Алтай имеющие не только общероссийское, но и мировое значение позволяют организовывать различные виды туризма.

Научно-познавательный туризм в Республике Алтай имеет огромный потенциал для развития. Республика Алтай находится на стыке нескольких государств и регионов; природных зон (сибирской тайги, степей и полупустынь Монголии); культурных миров и различных религиозных верований.

Многочисленные объекты историко-культурного и природного наследия, самые значимые включены в список объектов Всемирного природного наследия Юнеско - высочайшая вершина Азиатской части России - гора Белуха (Уч-Сумер), озеро Телецкое (Алтын-Кёль), территория древнейшей цивилизации – уникальное высокогорное плато Укок, старейший государственный заповедник – Алтайский, Катунский биосферный заповедник.

Кроме этого в Республике Алтай сформирована система особо охраняемых природных территорий республиканского ведения в целях «сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля над изменением его состояния, экологического воспитания населения».

Научно-познавательный туризм в ООПТ. В функции ООПТ помимо непосредственной охраны территории входят и научно-исследовательские работы, спектр которых определяется рангом ООПТ. Соответственно, в ходе работы исследования обладают определенным потенциалом: как информационным (информация о природе, историко-культурных объектах территории), так и кадровым (штатные научные сотрудники).

Это дает предпосылки к развитию научного туризма, а соответственно и познавательного рассчитанного на широкий круг людей.

Более того, именно ООПТ разных форм (заповедники, природные парки, заказники) должны служить базой для развития научно-познавательного и экологического туризма в регионе.

Зачастую именно ООПТ являются единственными учреждениями, занимающимися научными исследованиями в районах, «на местах».

Основные формы научно-познавательного туризма по данным ООПТ:

  • специализированные туры, проводимые сотрудниками научных отделов. Как комплексные, с целью ознакомления с региональными особенностями природы, истории и культуры. Так и специализированные (например, наблюдение птиц, ботанические и прочее), такие туры пользуются спросом в основном у иностранных граждан, где распространены клубы любителей природы, члены которых путешествуют по всему миру для наблюдения за орнитофауной разных регионов. В этих турах обычно используются экскурсоводы из числа научных сотрудников заповедников;

  • проведение совместных научных экспедиций. В данном случае ООПТ выступает как организатор и непосредственный участник экспедиции по интересующей тематике, взамен получает необходимую научную информацию (отчеты участников экспедиции). Помимо этого это также способствует «рекламе» данной ООПТ в сфере научно-исследовательских организаций;

  • проведение студенческих практик. Здесь возможно два варианта.

1. Сотрудники ООПТ непосредственно проводят учебную практику студентов (обучают навыкам работы в поле по выбранной специальности).

2. Заказывают проведение необходимых научных работ, которые по разным причинам невозможно выполнить силами научных отделов. При этом ООПТ составляют программу работ, предоставляют необходимые фондовые и опубликованные материалы, определяет сроки сдачи отчета.

Как видно из вышеизложенного, при организации научно-познавательного туризма используется не только непосредственно территория ООПТ, но и кадровый и технический потенциал, информационная база.

Для составления программ научно-познавательных туров на основе анализа природных историко-культурных особенностей региона необходимо отобрать наиболее интересные по разным направлениям объекты научно-познавательного туризма.

Они могут быть как природными (интересные геологические обнажения, реликтовые природные комплексы, местообитания редких видов растений и животных и так далее), так и антропогенные (историко-культурные памятники, традиционное хозяйство и так далее).

При проведении подобной работы необходимо учитывать следующие критерии:

  • уникальность. Как правило, интерес привлекают уникальные объекты;

  • доступность. Специфика научной полевой работы состоит в том, что за ограниченное количество времени необходимо получить максимальное количество фактического материала, поэтому приоритеты отдаются относительно легкодоступным и малоудаленным от населенных пунктов и дорог объектам (при прочих равных условиях);

  • комплексность. В целом для научно-познавательного туризма характерна четкая целевая установка. Поэтому наибольшую значимость имеют комплексные объекты, сочетающие в себе несколько предметов наблюдения и изучения. Эти объекты предпочтительнее использовать при организации комплексных научно-познавательных туров. Например, погребальные комплексы Ак-Алаха на плато Укок в Кош-Агачском районе, которые сочетают оленные камни и погребения;

  • системность. Объект по возможности должен отражать систему сопряженных элементов (природных комплексов, форм рельефа и так далее). Например, для геоморфологических экскурсий необходимо выбирать места, где наглядно представлена динамическая цепочка. Например, разломы, образованные при землетрясении 2003 году в селе Беляши, Кош-Агачского района;

  • полнота имеющейся информации. Приоритет при прочих равных условиях следует отдавать более изученным объектам, для которых существует большой объем полученной информации. Это особенно важно при проведении студенческих практик и специализированных научных туров.

Опыт проведения научно-познавательного туризма в ООПТ, на примере Катунского заповедника.

В заповеднике проводятся полевые экспедиции (по классификации это считается научным туризмом, хотя присутствуют элементы познавательного), во время проведенных полевых работ обследованы центральная, северная и южная части заповедной территории, а также окрестности селе Усть-Кокса (биосферный полигон).

В рамках зоологических исследований заложены два постоянных научных маршрута для зимнего маршрутного учета; собирается материал по численности копытных и хищных млекопитающих; проводятся исследования по изучению населения птиц; выявляется виды птиц и так далее.

Сотрудники заповедника принимают участие в региональных и международных научных конференциях и семинарах, а также проводят международные семинары на базе заповедников.

В заповеднике функционирует одна учебная экологическая школа для школьников (занятия проходят на базе центральной усадьбы заповедника); летние экологические лагеря для школьников проводятся ежегодно. Проживание в палатках (стационара нет).

Число посетителей и основные категории рекреантов в 2008 году:

- территорию заповедника в летний период по путевкам, выданным Администрацией заповедника, посетило 225 человек. Основные категории посетителей:

60 % - жители Усть-Коксинского района (в основном школьники)

35% - жители из других регионов (в основном дети)

15 % - иностранцы.

Существующие в Катунском заповеднике экологические тропы, проходят по традиционным туристическим маршрутам, заложенным ещё до организации заповедника.

Территория Катунского заповедника и его окрестностей (в том числе и охранная зона) в силу ряда особенностей природного, культурно-исторического характера дает возможность разработать целую серию разно тематических маршрутов и троп, ориентированных как на научно-познавательную деятельность.

Наиболее распространенными являются высокогорья хребтов Катунского и Листвяги от лесостепных участков склонов южной экспозиции до гольцов с ледниками, снежниками, каменистыми россыпями. В горных массивах хорошо сохранились следы древних оледенений.

Интересно тектоническое строение территории. К тектоническим разломам здесь приурочены геофизические аномалии, проявляющиеся в форме свечений над горными хребтами, светящихся шаров, бобов, полос [30, с.32].

На территории заповедника и на сопредельных землях выявлены историко-культурные памятники - курганы и петроглифы, возраст которых достигает двух-трех тысячелетий, стелы (VI-X веков).

Высокое разнообразие, контрастность и уникальность природных комплексов создают предпосылки для организации разнообразных тематических маршрутов.

Далее будет рассмотрен маршрут в окрестностях Среднемультинского озера. Данная работа выполнена по результатам летней практики студентов-географов Саратовского госуниверситета на территории Катунского заповедника (см. табл. 1).

В ходе работы проведено крупномасштабное ландшафтное картографирование окрестностей Среднемультинского озера, а также намечены другие маршруты и составлены их описания.

Таблица 1.

Комплексные объекты научно-познавательного туризма на территории Усть-Коксинского района.

Объект, его местоположение

Характеристика

Предметы научного наблюдения

Предметы познавательного характера

1

2

3

4

5

1

Южный макросклон Теректинского хребта в окрестностях с. Усть-Кокса

Нижняя часть склона южной макроэкспозиции, сложенной рифейскими метаморфизованными сланцами ®, степной, с редкими лиственничками по логам. Панорамный обзор Уймонской котловины и отрогов Катунского хребта. Используется под выпас. Можно подъехать на машине.

Общее ознакомление с природой региона (ландшафты Теректинского хр., Уймонской долины), история развития территории, типичная флора.

Экскурсия в Катунский биосферный заповедник; Экскурсия в музеи Рериха, старообрядческой культуры с. В-Уймон,

экскурсия в этнографический частный музей с. Кстахта.

Использование любой экскурсии

2

Долина р. Мульты

Торговая долина с водноледниковыми шлейфами и террасами в низовьях, комплексом ледниково-аккумулятивных форм в верхней части, залесенная, с каскадом морено-прудных озер. На прилегающих склонах – тайга, субальпийские, альпийские луга, гольцы. В верховьях долины на прилегающих склонах – ледники и снежники

Комплексные экскурсии – высотные, типичная флора и фауна, редкие виды растений, геоморфологические экскурсии, гляциологические наблюдения

Мультинские водопады (верх. р. Мульта); Экскурсия в музеи Рериха, старообрядческой культуры с. В-Уймон,

Мультинские озера

Использование любой экскурсии



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Рекреационный потенциал и перспективы развития рекреации и туризма в Алтайском крае

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... научную новизну курсовой работы: Теоретически обоснованы главные проблемы развития туризма в Алтайском крае; Рассмотрены перспективы развития ... самых распространённых видов туризма на Алтае по праву считается автомобильный туризм - поэтому ежегодно тысячи ...
  2. Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма в Алтайском крае

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... «География туризма России» На тему: «Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма в ... видов туризма на Алтае по праву считается автомобильный туризм - ... туризм, водный и пеший туризм, вертолетный и пеший туризм. Популярными являются познавательные ...
  3. Экологический туризм: возможности и перспективы развития в Алтайском крае

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... Виды экологического тура Основные цели Научные и познавательные туры Орнитологические, ботанические, ... перспективы развития туризма на Алтае. Экологическая безопасность, как фактор инвестиционной привлекательности территории. Материалы региональной научно ...
  4. Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях России проблемы и перспективы

    Доклад >> Физкультура и спорт
    ... , на их территории допустимы лишь научные исследования ... в Арктике, нет на Алтае, нет на Дальнем Востоке, нет ... на деле, а не на словах осознали важность и перспективу развития познавательного туризма и осуществляют конструктивные шаги на пути его развития ...
  5. Развитие рекреации в Республике Алтай на примере ФГУ ГБПЗ Катунский

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... мягкого туризма должны стать научный и познавательный. Главная цель познавательного туризма - духовное и эстетическое развитие ... на Алтае /Сб.научн. трудов Проблемы социально-экономического, экологического развития Республики Алтай: состояние и перспективы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016779899597168