Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Під суспільним (соціальним) вихованням розуміють виховання, яке спрямоване на забезпечення гармонії суспільних і особистих інтересів, балансу між відп...полностью>>
Педагогика->Реферат
Проблеми підвищення ефективності сучасних освітніх систем постійно знаходяться в центрі уваги дослідницьких центрів, обговорюються на міжнародних осві...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
В настоящее время в системе образования традиционные методы контроля за качеством обучения, такие как зачеты, экзамены, коллоквиумы и другие постепенн...полностью>>
Педагогика->Реферат
В шесть лет дети поступают в начальную школу Италии. Первые две ступени школы в Италии - scuola elementare 1 и scuola elementare 2 - бесплатны для все...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

• Общее недоразвитие речи (ОНР; I, II, III, IVуровень): моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, дизартрия или стертая дизарт­рия, задержка речевого развития, невыясненного патогенеза.

• Нарушение темпа и ритма речи: заикание, тахилалия, брадилалия, спотыкание (полтерн).

Примерные логопедические заключения

• Общее недоразвитие речи (I уро­вень речевого развития). Моторная алалия.

• Общее недоразвитие речи (I уро­вень речевого развития). Сенсорная алалия.

• Общее недоразвитие речи (I уро­вень речевого развития). Стертая фор­ма псевдобульбарной дизартрии.

• Общее недоразвитие речи (II уро­вень речевого развития). Моторная ала­лия, заикание.

• Общее недоразвитие речи (II уро­вень речевого развития). Сенсомотор­ная алалия.

• Общее недоразвитие речи (III уро­вень речевого развития). Открытая ор­ганическая ринолалия.

• Фонетико-фонематическое недо­развитие. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии.

• Фонетико-фонематическое недо­развитие. Открытая органическая ринолалия.

• Лексико-грамматическое недораз­витие речи. Выход из моторной алалии.

• Фонетическое нарушение речи. Мо­торная функциональная дислалия.

Обследование дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Термин «общее недоразвитие речи», предложенный Р.Е.Левиной и сотрудни­ками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недораз­витие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компо­нентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте» (Осно­вы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. - М.,1968).

В соответствии с этим определени­ем термин «общее недоразвитие речи» не может быть использован при лого­педической диагностике нарушений речи у детей с интеллектуальной не­достаточностью. Для обозначения не-сформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекоменду­ются следующие формулировки лого­педического заключения (для дошко­льников 5-7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной от­сталости

Логопедическая характеристика: по­лиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонема­тического восприятия, отсутствие как сложных, так и простых форм фонема­тического анализа, ограниченный сло­варный запас (до 10-15 слов). Фразо­вая речь представлена однословными и двухсловными предложениями, состоя­щими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речи не сформи­рована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной от­сталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематиче­ского восприятия, фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словар­ный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредлож­ных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагатель­ного и существительного, глагола и су­ществительного; несформированность словообразовательных процессов (су­ществительных, прилагательных и гла­голов); фрагментарные или назывные, или простые нераспространенные предложения, отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 пред­ложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной от­сталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонемати­ческого восприятия, фонематическо­го анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительно­го среднего рода в именительном па­деже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования: еди­ничные правильные формы словооб­разования); недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение пере­дачи последовательности событий.

Логопедическое заключение при обследовании школьников

Обследование школьников с нормальным интеллектом

При определении характера наруше­ния устной речи у детей школьного воз­раста рекомендуются те же формули­ровки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушения уст­ной речи добавляется форма дислексии и/или дисграфии.

Примерные формулировки логопедического заключения

• ОНР (III уровень речевого разви­тия). Выход из моторной алалии. Фо­нематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

• Фонетико-фонематическое недо­развитие. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на почве наруше­ния фонемного распознавания.

• ОНР (IVуровень речевого развития). Дизорфография.

• Лексико-грамматическое недораз­витие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия, дизорфо­графия.

Обследование школьников с интеллектуальной недостаточностью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной от­сталости (в степени дебильности)

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фоне­матического восприятия и фонематиче­ского анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в наруше­нии как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падеж­ных форм существительных и прила­гательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласования прилагательного и существительного, глагола м существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1-2 предложения вме­сто пересказа).

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной от­сталости (в степени дебильности)

Логопедическая характеристика: по­лиморфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического вос­приятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фо­нематического анализа наблюдаются значительные трудности), аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); наруше­ние сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюда­ются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательно­сти событий); выраженная дислексия и дисграфия.

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной от­сталости (в степени дебильности)

Логопедическая характеристика: на­рушения звукопроизношения отсутст­вуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, простые формы фонематического анализа и син­теза сформированы; однако имеются затруднения при определении количе­ства и последовательности звуков на сложном речевом материале; словар­ный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются единичные аграмматизмы, однако при специальном исследова­нии выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласо­вания прилагательного и существитель­ного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеют­ся основные смысловые звенья; однако отмечаются незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отно­шения; имеется не резко выраженная дисграфия.

В логопедическом заключении оп­ределяются: 1) степень системного не­доразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения письменной речи.

Примерные формулировки логопедического заключения

• Системное недоразвитие речи сред­ней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

• Системное недоразвитие речи лег­кой степени при умственной отсталости. Механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Безусловно, данные варианты не ис­черпывают всех возможных реальных случаев речевой патологии. Проблемы логопедической диагностики связа­ны также и с усложнение речевого де­фекта, с комбинированием нарушений различного уровня в структуре речевой патологии.

Проблема диагностики речевых нарушений является од­ной из наиболее важных в современной логопедии.

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (Громова О.Е.)

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

Своевременная логопедическая диагностика позволяет влиять на социальную депривацию безречевого ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов умственного и социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и др.) в данном возрасте.

В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев). В наиболее общем виде их принято соотносить с «доречевой стадией развития ребенка» и «начальными этапами речевой стадии развития коммуникации» (Н.И. Лепская). Становление речевой функции в онтогенезе характеризуется строгой последовательностью и стадиальностью этапов доречевых форм общения и постепенным развертыванием словесных высказываний детей.

Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста

Развитие звуковой стороны речи начинается с рождения в форме первичных голосовых реакций. В первые месяцы жизни младенец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика, который в случае отклонений в развитии может быть хриплым, ослабленным, монотонным, истощаемым или звучать нетипично, как при некоторых генетических синдромах.

Возникновение на 2-3-м месяце гуления, связанного с развитием у ребенка вокализованного выдоха, осуществляется по мере формирования определенной двигательной базы для тренировки речевого дыхания (удержание головки, поворот на бок и т.п.). Начиная с этого возраста голосовые реакции ребенка становятся более дифференцированными, поддаются некоторой фонетической квалификации (носовые – ротовые, гласно-подобные – согласно-подобные) и приобретают выраженную коммуникативную функцию.

Переход к лепету (5-6 мес. – 10-12 мес.) связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляционного аппарата, постепенным нарастанием длительности слоговой продукции, формированием интонированного голосового общения.

При наиболее тяжелых речевых нарушениях, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, может наблюдаться врожденный стридор – шумное, хриплое дыхание. Стридорное дыхание в сочетании с нарушениями орального праксиса (синкинезиями, апраксиями) приводит к тому, что лепет имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формирования интонационной стороны речи, которая уже к 6 месяцам приобретает у нормально развивающихся детей типичную для их родного языка мелодику.

Бедный лепет приводит к нарушению ритмической организации детских вокализаций, которые к концу первого года жизни начинают выполнять и определенную семантическую функцию (значения отрицания «не-а», переспроса «а?», согласия «дя», просьбы, требования «дя! дяй!»).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Коррекционная педагогика. Возрастная психология

    Учебное пособие >> Психология
    ... существующие определения психического дизонтогенеза. 5. Какие типы ... первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, ... двигательной сферы, речевой патологии. Преобладает недоразвитие всей познавательной деятельности: А ...
  2. Отклонения в психофизическом развитии

    Шпаргалка >> Психология
    ... психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений ... речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности ... патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Умственная отсталость, как форма дизонтогенеза ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой ... психического развития, Психический дизонтогенез, Психология специальная, ... и самой речевой деятельности. Непосредственным предметом речевой деятельности является сознание ...
  4. Клиническая психология как специальность предмет задачи сферы приложения

    Лекция >> Медицина, здоровье
    ... основе этой классификации – классификации дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой и Каннера; ... ). Патология речевой деятельности 1. Афазии Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее ... мозга, возникающие в перинатальный период жизни ребенка, ...
  5. Теория и практика социальной психологии

    Шпаргалка >> Психология
    ... , патология эмбриогенеза. 2 гр. – патология внутриутробного ... речевой деятельности как системы. Своеобразием речевого ... соответствуют 1-4 группам аутистического дизонтогенеза по О.С. Никольской.      ... , внутриутробных и перинатальных вредностей, ранних ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010781288146973