Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Під суспільним (соціальним) вихованням розуміють виховання, яке спрямоване на забезпечення гармонії суспільних і особистих інтересів, балансу між відп...полностью>>
Педагогика->Реферат
Проблеми підвищення ефективності сучасних освітніх систем постійно знаходяться в центрі уваги дослідницьких центрів, обговорюються на міжнародних осві...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
В настоящее время в системе образования традиционные методы контроля за качеством обучения, такие как зачеты, экзамены, коллоквиумы и другие постепенн...полностью>>
Педагогика->Реферат
В шесть лет дети поступают в начальную школу Италии. Первые две ступени школы в Италии - scuola elementare 1 и scuola elementare 2 - бесплатны для все...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Данные логопедического заключения используют либо сам логопед, если он далее осуществляет развитие и коррекционное обучение, либо передаёт их учителю, воспитателю, психологу, врачу непосредственно работающим с этим ребёнком. Логопедическое заключение и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны логопеда и могут сообщаться конфиденциально только лицам, имеющим прямое отношение к работе с данным ребёнком. Это важное условие профессиональной этики медико-психолого-педагогического обследования.

Конечной целью диагностики должна быть помощь конкретному человеку. Процедура диагностики является этапом решения практической задачи и должна обладать практической эффективностью. Для каждого человека, имеющего нарушения речи, необходимо разработать коррекционно-логопедическую программу. Таким образом, логопедическое заключение обусловливает и следующий этап коррекционной работы – перспективное планирование.

Предлагаемый подход к обоснованию логопедического заключения позволяет: выяснить причины (этиологию) речевого нарушения; определить механизмы (патогенез) речевого нарушения; выявить признаки (симптомы) речевого нарушения; установить степень выраженности дефекта; дать качественную характеристику структуры речевого дефекта; предопределить эффективность логопедической работы; выбрать профиль специального учреждения; формировать специализированные группы; выбрать адекватные методы коррекции; осуществить индивидуальную программу развития; организовать фронтальную и подгрупповую работу; выявить педагогические условия, способствующие или препятствующие речевому развитию; определить динамику и прогноз речевого расстройства; единообразно трактовать логопедическое заключение специалистами разных учреждений, работающими с различными категориями детей.

ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ (Лалаева Р.И.)

Логопедическая диагностика в те­чение продолжительного време­ни переживает кризис и пока не удов­летворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов.

Логопедические заключения по-раз­ному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе мос­ковской и петербургской школ к фор­мулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заклю­чений, соответствующих научной клас­сификации нарушений речи, с требова­ниями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по форму­лировке логопедических заключений имеет место доминирование психолого-педагогической классификации (ФФН или ОНР) без учета характера наруше­ний речи, форм речевых расстройств, соответствующих клинико-педагогической классификации.

На фоне критики имеющихся недос­татков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить тра­диционные логопедические классифи­кации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориенти­рованы на решение практических задач коррекции нарушений речи.

Проблема диагностики речевых рас­стройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретиче­ской точки зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с пробле­мой классификации нарушений речи, определения симптоматики и механиз­мов речевых расстройств. С точки зре­ния практической, обоснованное реше­ние этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей с речевыми нарушениями в массовые и специальные школы, более целенаправ­ленному и дифференцированному лого­педическому воздействию.

Проблема классификации речевых нарушений является актуальной по мно­гих науках, изучающих речь.

Речь представляет собой сложней­ший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-праксический), так и высокоорганизованные уровни (смысло­вой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: фи­зиология, медицина, психология, ней­ропсихология, лингвистика, психолин­гвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, пато­физиологическом (с учетом анализатор­ного принципа), нейропсихологическом, лингвистическом (на основе характера нарушений языковой системы), психо­лингвистическом.

В логопедии существуют две тради­ционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают рече­вые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектова­нию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, диффе­ренцированного логопедического воз­действия с учетом симптоматики и ме­ханизмов нарушений речи.

Психолого-педагогическая клас­сификация, разработанная Р.Е.Леви­ной, Т.Б.Филичевой) ориентирована на выявление, прежде всего, речевой симптоматики (симптомологический уровень). Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недораз­вития языка (речи) у детей, выявить на­рушенные компоненты речи (системное недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что слу­жит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида (мас­совую или специальную).

Как известно, в психолого-педаго­гической классификации выделяются 2 группы нарушений речи: первая груп­па - нарушение средств общения, куда входит фонетико-фонематическое не­доразвитие (ФФН) и общее недоразви­тие речи (ОНР); вторая группа - нару­шения в применении средств общения, куда относится заикание.

Таким образом, определение симптомологического уровня нарушений речи

решает, прежде всего, практические задачи комплектования групп, создает предпосылки для определения характе­ра речевой патологии и для выбора об­щих стратегий логопедического воздей­ствия.

Известно, что при одной и той же па­тологии речи (форме речевого наруше­ния) языковая система может страдать по-разному. Так, например, при стертой дизартрии, в одних случаях у детей вы­является системное недоразвитие речи (ОНР), в других случаях - недоразвитие лишь фонетико-фонематической сторо­ны речи (ФФН). И, наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам речевых нарушениях. Так, например, общее не­доразвитие речи может наблюдаться при стертой дизартрии, при алалии, при детской афазии, при ринолалии и др.

В процессе же логопедической рабо­ты важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные ком­поненты языка, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагности­ки дает возможность более дифферен­цированно корригировать нарушения речи.

Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточне­нию механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между рече­вой и неречевой симптоматикой, к опре­делению структуры речевого дефекта.

Клинико-педагогическая класси­фикация строго не соотнесена с клини­ческими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедическо­го воздействия.

При определении логопедическо­го заключения необходимыми являют­ся медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему кор­рекции, развития речи.

В настоящее время нуждаются в уточ­нении и расширении как психолого-пе­дагогическая, так и клинико-педагоги­ческая классификации. Так, например, практика школьных логопедов показы­вает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического развития отпадает основание говорить об общем недоразвитии речи. Однако еще длительное время у детей сохра­няется недоразвитие лексико-грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в усвоении и реа­лизации орфографических правил, в ов­ладении программой по русскому языку. Поэтому есть основание наряду с ОНР выделить в психолого-педагогической классификации и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Есть необходи­мость уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической клас­сификации.

Резюме. Для комплектования рече­вых групп детских садов, направления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической рабо­ты важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический, и этиопатогенетический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках суще­ствующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), а логопедическое за­ключение должно определяться с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учи­тывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта, т.е. формы нарушений речи.

Логопедическое заключение при обследовании дошкольников

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении реко­мендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Психолого-педагогическая класси­фикация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В дан­ной классификации считаем возможным выделять следующие группы нарушений речи:

- Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). В легких слу­чаях ФНР наблюдается искаженное произношение лишь одной группы звуков (например, увулярное Р).

- Фонетико-фонематическое недо­развитие (ФФН).

При ФФН наряду с нарушением фоне­тической стороны речи различной сте­пени выраженности имеет место и не­доразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематиче­ского анализа и синтеза, фонематиче­ских представлений.

- Лексико-грамматическое недораз­витие речи (ЛГНР).

При лексико-грамматическом недораз­витии у детей нормальное произношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате лого­педического воздействия), однако отме­чается ограниченный словарный "Запас, недоразвитие морфологических и син­таксических обобщений.

- Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III, IV уровень речевого развития). ОНР представляет собой системное не­доразвитие речи, при котором наруша­ется формирование всех компонентов языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клинико-педагогическая класси­фикация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, рас­стройства голоса, заикание, тахилалия, брадилалия, спотыкание (полтерн), мо­торная, сенсорная алалия, детская афа­зия и др.

Варианты пересечения двух класси­фикаций.

• Фонетическое нарушение речи (ФНР): дислалия, стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия.

• Фонетико-фонематическое недо­развитие (ФФН): дислалия, стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия.

• Лексико-грамматическое недораз­витие речи (ЛГНР): выход из моторной (сенсорной) алалии, задержка речевого развития, невыясненного патогенеза.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Коррекционная педагогика. Возрастная психология

    Учебное пособие >> Психология
    ... существующие определения психического дизонтогенеза. 5. Какие типы ... первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, ... двигательной сферы, речевой патологии. Преобладает недоразвитие всей познавательной деятельности: А ...
  2. Отклонения в психофизическом развитии

    Шпаргалка >> Психология
    ... психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений ... речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности ... патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Умственная отсталость, как форма дизонтогенеза ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой ... психического развития, Психический дизонтогенез, Психология специальная, ... и самой речевой деятельности. Непосредственным предметом речевой деятельности является сознание ...
  4. Клиническая психология как специальность предмет задачи сферы приложения

    Лекция >> Медицина, здоровье
    ... основе этой классификации – классификации дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой и Каннера; ... ). Патология речевой деятельности 1. Афазии Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее ... мозга, возникающие в перинатальный период жизни ребенка, ...
  5. Теория и практика социальной психологии

    Шпаргалка >> Психология
    ... , патология эмбриогенеза. 2 гр. – патология внутриутробного ... речевой деятельности как системы. Своеобразием речевого ... соответствуют 1-4 группам аутистического дизонтогенеза по О.С. Никольской.      ... , внутриутробных и перинатальных вредностей, ранних ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011301040649414