Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Під суспільним (соціальним) вихованням розуміють виховання, яке спрямоване на забезпечення гармонії суспільних і особистих інтересів, балансу між відп...полностью>>
Педагогика->Реферат
Проблеми підвищення ефективності сучасних освітніх систем постійно знаходяться в центрі уваги дослідницьких центрів, обговорюються на міжнародних осві...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
В настоящее время в системе образования традиционные методы контроля за качеством обучения, такие как зачеты, экзамены, коллоквиумы и другие постепенн...полностью>>
Педагогика->Реферат
В шесть лет дети поступают в начальную школу Италии. Первые две ступени школы в Италии - scuola elementare 1 и scuola elementare 2 - бесплатны для все...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

С помощью трейнера удалось не только избавить ребен­ка от речевого нарушения, но и устранить первичную дис­функцию мягких тканей, а также исправить неверный прикус – улыбка девочки ста­ла гораздо привлекательней. Пациентка использовала трей­нер еще несколько месяцев для закрепления достигнутых результатов. Для автора столь успешный первый опыт рече­вой коррекции с использова­нием трейнера стал прекрас­ным поводом для дальнейше­го регулярного использования этих аппаратов в подобных случаях.

У многих детей в период молочного и сменного прику­са в связи с патологическими процессами в носоглотке (тонзиллиты, риниты, аденоиды, ОРЗ) возникает и закрепляет­ся в качестве вредной привыч­ки ротовой или смешанный тип дыхания, формирующий так называемый аденоидный тип лица, характеризующий­ся недоразвитием зубочелюстной системы и сужением зуб­ных дуг. Развитие воздухонос­ных путей и лицевого скелета тесно взаимосвязаны – рото­вое дыхание ведет к задерж­ке роста гайморовых пазух, что отрицательно сказывает­ся на развитии верхней челю­сти и ведет к ее сужению и формированию готической формы нёба.

Как подтвердил рентгеноло­гический анализ, у детей с та­ким нарушением регулярное использование трейнера в воз­расте 4-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) по­зволяет достичь нормализации как формы нёба, так и носо­вой перегородки – дно полос­ти носа опускается, и твердое нёбо приобретает куполообраз­ную форму. Во второй поло­вине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирова­ния языка, давление которо­го на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс – располагаясь нёбно, язык поддер­живает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ши­рину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, для чего раз­работаны трейнеры и для мо­лочного прикуса. Их примене­ние позволяет не только нор­мализовать тип дыхания, но и устранить нарушения в фор­мировании артикуляционного аппарата, а значит ускорить постановку звуков [р], [к], [ц], [х].

ИППОТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (Трубачева А.П.)

Одним из требований организации учебно-воспитательного процесса в коррекционном образовательном учреждении 8-го вида является строгое соблюдение охранительного лечебно-педагогического режима, так как обучающиеся здесь дети, как правило, с органическим поражением ЦНС. Специальными исследованиями доказано, что они чаще, чем их сверстники, имеют физическую ослабленность, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. Кроме того, большинство из них страдают двигательной недостаточностью: нарушены равновесие и координация движений, мышечный тонус, осанки.

Несмотря на большой объем традиционных оздоровительных мероприятий, их резерв далеко не исчерпан. Коллектив школы находится в постоянном поиске нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья школьников, уже в течение ряда лет используются в работе принципы и методы доктора медицинских наук В.Ф.Базарного и кандидата биологических наук Л.П.Уфимцевой.

Новым направлением деятельности является иппотерапия. Что это такое?

Еще в глубокой древности было замечено благотворное воздействие верховой езды и общения с лошадью на больных и раненых, но впервые этим феноменом специалисты заинтересовались около 30 лет назад.

Осознанный интерес к лечебной верховой езде появился после знакомства с использованием этого метода в специальных школах Германии (школа им. Песталоцци в г. Кельне, директор Ингрид Торман) и деятельностью детского экологического центра "Живая нить" (Москва, директор Н.С.Роберт).

В 1994 г. школе был передан оздоровительный лагерь в экологически чистом районе в окрестностях Красноярска, в котором и началось обустройство. Зная любовь детей к животным и ее роль в коррекционно-воспитательной работе, создали небольшое учебное подсобное хозяйство. Сначала здесь появились поросята, куры, потом 2 козленка, гуси. Администрация Свердловского района г. Красноярска, на территории которого расположена школа, подарила воспитанникам Листика — красивого рыжевато-коричневого коня. Он помогал по хозяйству в школьном оздоровительном лагере труда и отдыха "Багульник". Ребята тянулись к нему, кормили самыми любимыми лакомствами — хлебом, сахаром, морковью, арбузными корками, ласкали его. И конь платил им тем же, особые симпатии испытывая к малышам.

Наблюдая за общением детей с четвероногим существом, мы заметили, что лошадь создаст положительный эмоциональный фон. Очень важными явились происходящие у некоторых ребят личностные изменения. Саша 3. доставлял много хлопот педагогам, часто убегал из школы в родную деревню Свищево. Но когда появился Листик, проблема решилась. Подросток стал заниматься им: кормил, ухаживал, вскоре самостоятельно научился запрягать лошадь и перевозить грузы по территории лагеря. А как лихо он сидит в седле!.. Авторитет Саши в глазах других ребят вырос. Сегодня он признанный "специалист" по уходу за лошадью и не только не доставляет хлопот своим воспитателям, но и является их первым помощником.

Преподаватели стали думать: а как можно более эффективно использовать четвероногого друга в коррекционной работе? Послали запросы с просьбой подслиться опытом, если таковой имеется. К сожалению, откликнулись немногие: детский экологический центр "Живая нить" и директор коррекционного образовательного учреждения из г. Падеборна (Германия, Зигфрид Шредер). Господин Шредер прислал интересные материалы, в которых даны практические рекомендации по проведению занятий с детьми-инвалидами, на которых используется лошадь.

В настоящее время Листик используется не только как помощник в хозяйстве, но и работает на специальных занятиях по иппотерапии.

Практика показывает, что иппотерапия благотворно воздействует на детей: неповоротливых, неуклюжих — бодряще, стимулирующе; на возбужденных — успокаивающе.

Программа по иппотерапии находится в стадии разработки. Она предусматривает в своей реализации три этапа.

Первый этап (1 — III классы) — "Знакомство. Развитие". Важно, чтобы на этом этапе ребенок проявил заинтересованность, любознательность, желание заниматься с лошадью. Он получает знания о строении тела животного, его пищевом рационе, характере, особенностях поведения, осваивает элементарные упражнения верховой езды (посадка на лошади), приобретает первоначальные навыки ухода.

Второй этап (IV—VI классы) — "Уверенность. Совершенствование. Индивидуальность". Дети совершенствуют свои навыки в верховой езде, изучают новые упражнения. Полностью выполняют работы по уходу за лошадью. Учатся отвечать за тех, кого приручили.

Третий этап (VII—IX классы) — "Определения". Продолжая занятия лечебной верховой ездой, ухаживая за лошадью воспитанники приобретают навыки по заготовке кормов для лошади и использования ее в хозяйственных целях. Они знакомятся с профессиями пастуха, сторожа-объездчика (территория нашего лагеря 12 га), рабочего подворья, что способствует их самоопределению.

Занятия проводятся как с седлом, так и без седла (со специальным снаряжением). При отсутствии седла соприкосновение ребенка с телом лошади непосредственное. Его мышцы разогреваются теплом тела животного и массируются движениями мощной мускулатуры четвероногого друга. Определенное воздействие оказывает размеренный ритм движений. Все это в целом способствует улучшению общего состояния организма ребенка: положительно влияет на опорно-двигательный аппарат, улучшая осанку, координацию движений, балансировку, и укрепляет двигательные рефлексы.

Занятия по иппотерапии проводятся во всех возрастных группах в течение I, IV и V (летней) четвертей и имеют четкую структуру:

1.Подготовительаый этап: приветствие; подготовка ребенка и лошади к занятию.

2. Установление контакта с лошадью: игра «Мой друг – лошадка».

3. Этап настроя.

Тренер предлагает ученику на выбор выполнить ряд упражнений без предъявления определенных требований, а также упражнения, ведущие к расслаблению, успокоению (для полного ощущения колебательных движений).

4.Основной этап.

В противовес предыдущему этапу, основу его составляют упражнения, требующие сосредоточенности, большого двигательного контроля.

5. Творческий этап.

Воспитанник имеет возможность без инструкции тренера ездить и выполнять любые упражнения, какие ему понравились, придумывать свои.

6. Заключительный этап.

Дети благодарят своего четвероногого друга за занятие, прощаются с ним, убирают подсобный инвентарь (при необходимости производят чистку лошади, кормят и поят ее, убирают в конюшне).

Продолжительность занятий индивидуальна для каждого ребенка и возраста — от 15 до 90 мин раз в неделю. Местом проведения служит специально подготовленное и оборудованное место в оздоровительном лагере.

На занятиях спокойная, дружеская атмосфера, темп обучения определен физическим и психическим состоянием каждого ученика. Сложные упражнения осваиваются поэтапно, на основе дидактического принципа от простого к сложному. Закрепление идет через повторение некоторых этапов упражнения. Преимущество иппотерапии в том, что каждое упражнение, даже часто повторяемое, всегда вызывает новые ощущения, благодаря тому, что лошадь — живое существо и реагирует на воздействие каждый раз новыми импульсами. Для того чтобы разнообразить занятия, поддерживать положительный эмоциональный настрой, вызвать заинтересованность, удовольствие, используются игровые приемы ("Мельница", "Гордый всадник", "Мешок" и т.д.), подкрепляемые рассказами, историями, беседами о животных.

Иппотерапия – это не только езда на лошади, восприятие колебательно-вибрационных импульсов тела животного, но и непосредственное общение и уход за ней.

Для установления контакта, доверительных отношений между ребенком и лошадью нужно время. Связующим звеном между учеником и животным является тренер. Лошадь оказывает на ученика положительное действие. Дети, часто устающие от занятий, а также боязливые дети быстро меняются в поведении, проявляют дружеское отношение к животному. Через повседневный уход и заботу о лошади развиваются такие личностные качества, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга. Развивается уверенность в себе, исчезают страхи. При общении с лошадью улучшается разговорная речь (ребенок свободно общается, разговаривает с ней, как с другом).

Общение детей с лошадью, конечно, носит прежде всего эмоциональный оттенок. Однако интерес детей к животному используется и в целях стимулирования их познавательной деятельности. Они стремятся как можно больше узнать о своем питомце: особенности строения тела животного, его характера и поведения, откуда он родом, какова история его приручения, к жизни в каких условиях приспособлено это животное, чем питается, какой "распорядок дня" у него и т.д.

Таким образом, занятия иппотерапией способствуют развитию восприятия, двигательных качеств, работоспособности, памяти, внимания, укрепляется эмоционально- волевая сфера.

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ МИНИМАЛЬНЫХ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ (Карелина И.Б.)

Минимальные дизартрические расстройства (МДР) — это нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи.

МДР занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в отечественной специальной литературе для обозначения этого нарушения используется термин "стертая дизартрия", предложенный О.А.Токаревой (1969). В иностранной литературе для подобных нарушений используется термин "речевая или артикулярная диспраксия развития".

Выбор термина остается дискуссионным, так как имеющееся терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологическую самостоятельность данной группы речевых расстройств.

Все симптомы при МДР проявляются в нерезко выраженной форме. Осн. симптом МДР – стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

Для всех детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у данной категории детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

Наряду с выраженными расстройствами звукопроизношения у детей с этой речевой патологией наблюдается нарушение формирования интонационной структуры предложения. При этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

Голосовые нарушения у детей с МДР обусловлены нечеткой артикуляцией и легкими парезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи.

У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа.

Отклонения в развитии лексики и грамматического строя оказываются производными и носят характер вторичных нарушений.

В основе звукопроизносительных расстройств при МДР лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов; моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы, обусловленная диспраксическими расстройствами. Дифференцированная коррекция двигательной сферы и артикуляционной моторики детей позволяет устранить нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи, способствует нормализации лексико-грамматической стороны речи.

Дети этой категории представляют собой неоднородную группу как по проявлению неврологической симптоматики, так и по уровню речевого развития.

В зависимости от проявления неврологических симптомов и состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции можно выделить три группы детей с МДР: I — с правосторонним гемипарезом; II — с левосторонним гемипарезом; III — с легким двухсторонним парезом.

По уровню развития лексико-грамматического строя и связности речи детей можно условно разделить на две группы:

I — МДР, сочетающееся с фонетико-фонематическим недоразвитием;

II — МДР, сочетающееся с общим недоразвитием речи.

Выделение различной структуры дефекта при МДР является важным фактором в реализации дифференцированного подхода в процессе логопедической работы с данной категорией детей.

Специфика предлагаемой нами коррекционной работы — нормализация общей и артикуляционной моторики и речи детей с МДР при помощи кинезотерапии (лечение движением) и специально организованного коррекционного обучения.

Исследования Н.А.Бернштейна в области физиологии движений и других видов активности определили иерархическую уровневую организованную систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. Н.А.Бернштейн относил речь к высшему уровню организации движений, так как формирование движений у человека происходит при участии внешней речи под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Этапы и разделы предложенной нами системы в определенной мере соответствуют уровням построения движений по Н.А.Бернштейну.

При разработке этапов коррекционного воздействия также учитывался уровневый подход к коррекции речевой деятельности, разработанный Р.Е.Левиной.

Рассмотрим конкретное содержание этапов.

I. Пропедевтический.

1. Обследование, массаж органов артикуляционного аппарата, коррекция общей и артикуляционной моторики.

II. Коррекция фонетической стороны речи.

1. Развитие фонематического восприятия, закрепление правильного голосоведения и дыхания.

2. Коррекция звукопроизношения.

III. Коррекция лексико-грамматической стороны речи.

1. Активизация и расширение словаря.

2. Коррекция грамматических расстройств.

Пропедевтический этап и этап коррекции фонетической стороны речи необходимы для детей с МДР, имеющих как фонетико-фонематическое, так и общее недоразвитие речи.

Этап коррекции лексико-грамматических расстройств необходим для детей с МДР в структуре общего недоразвития речи.

Т.о, предложенная система занятий представляет собой последовательный цикл упражнений с поэтапной отработкой и постепенным усложнением действий ребенка с одними и теми же языковыми единицами и с последующим повторением этого цикла на более высоком уровне, что способствует формированию у детей с МДР языковых и двигательных стереотипов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Коррекционная педагогика. Возрастная психология

    Учебное пособие >> Психология
    ... существующие определения психического дизонтогенеза. 5. Какие типы ... первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, ... двигательной сферы, речевой патологии. Преобладает недоразвитие всей познавательной деятельности: А ...
  2. Отклонения в психофизическом развитии

    Шпаргалка >> Психология
    ... психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений ... речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности ... патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Умственная отсталость, как форма дизонтогенеза ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой ... психического развития, Психический дизонтогенез, Психология специальная, ... и самой речевой деятельности. Непосредственным предметом речевой деятельности является сознание ...
  4. Клиническая психология как специальность предмет задачи сферы приложения

    Лекция >> Медицина, здоровье
    ... основе этой классификации – классификации дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой и Каннера; ... ). Патология речевой деятельности 1. Афазии Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее ... мозга, возникающие в перинатальный период жизни ребенка, ...
  5. Теория и практика социальной психологии

    Шпаргалка >> Психология
    ... , патология эмбриогенеза. 2 гр. – патология внутриутробного ... речевой деятельности как системы. Своеобразием речевого ... соответствуют 1-4 группам аутистического дизонтогенеза по О.С. Никольской.      ... , внутриутробных и перинатальных вредностей, ранних ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011968612670898