Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Під суспільним (соціальним) вихованням розуміють виховання, яке спрямоване на забезпечення гармонії суспільних і особистих інтересів, балансу між відп...полностью>>
Педагогика->Реферат
Проблеми підвищення ефективності сучасних освітніх систем постійно знаходяться в центрі уваги дослідницьких центрів, обговорюються на міжнародних осві...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
В настоящее время в системе образования традиционные методы контроля за качеством обучения, такие как зачеты, экзамены, коллоквиумы и другие постепенн...полностью>>
Педагогика->Реферат
В шесть лет дети поступают в начальную школу Италии. Первые две ступени школы в Италии - scuola elementare 1 и scuola elementare 2 - бесплатны для все...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление (И.М.Сеченов), "мышление в действии" (И.П.Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М.Кольцова).

Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находящиеся вблизи предметы (игрушки), манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребенка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением положения в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребенка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им ("Это мне нужно! Я хочу научиться делать это!») В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмысленность и целенаправленность при выполнении тренировочных заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий со спортивной атрибутикой, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения.

Для развития тонкой моторики рук в практике используется разнообразный спортивный инвентарь и некоторые другие мелкие предметы (игрушки): скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и др.

Одни предметы, традиционно используемые на занятиях по физической культуре, приобретаются в спортивных магазинах, другие изготовляются старшеклассниками в школьных мастерских или родителями учащихся в домашних условиях.

Знакомство детей с новыми упражнениями, начальное освоение моторных действий с предметами осуществляется на уроках физической культуры, для чего в структуре занятий отводится специальное время. Для дальнейшего формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются разнообразные формы занятий по физическому воспитанию: уроки физкультуры, внеурочные формы работы в режиме дня (гимнастика до занятий, физминутки, подвижные игры во время прогулки), занятия ЛФК, спортивные часы и подготовка к спортивным праздникам. Для педагогов, проводящих эти занятия, для родителей учащихся проводятся циклы бесед, даются консультации по поводу особенностей тонкой моторики рук детей, видов работы по ее развитию, характера возможной помощи ребенку при освоении того или иного конкретного упражнения с мелкими предметами, трудностей, возникающих у детей при овладении некоторыми движениями. Кроме того, даются рекомендации по использованию необходимого речевого материала при освоении ребенком манипуляций с предметом.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук мы отводим упражнениям с малыми мячами.

Используются несколько наборов малых мячей: разных по размеру (диаметром 3-8 см), материалу (резиновые, пластмассовые, матерчатые и др.) и расцветке (одноцветные и разноцветные), по фактуре (гладкие, ворсистые, пупырчатые), структуре (полые и сплошные) и функциональному назначению (теннисные, хоккейные и др.).

Такое многообразие наборов малых мячей,

во-первых, позволяет использовать те или иные из них в зависимости от задач педагога и индивидуальных, возрастных, физических и других особенностей ребенка;

во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научается сравнивать предметы (мячи), осуществлять простейшие операции анализа и синтеза, обогащая тем самым свой конкретно-чувственный опыт;

в-третьих, в процессе упражнений проводится специальная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи ребенка: дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предмета, а позднее могут самостоятельно дать развернутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

Освоение предметных действий с малыми мячами для детей с недостаточной сформированностью тонкой моторики рук представляет значительные трудности. Иногда даже кажущиеся простыми действия с предметами вызывают у детей затруднения. Это приводит нередко к отказу ребенка от работы ("Не могу! Не получается! Не буду! Не хочу!").

Для более "мягкого" вхождения в систему работы по развитию ручной ловкости используют на начальном этапе в качестве предмета для манипуляций утяжеленный мешочек. Такой мешочек изготавливается из прочной ткани размером 20 х 10 см и заполняется сыпучим материалом (желательно не песком), мешочек тщательно зашивается. Наполняется мешочек не слишком плотно, он не должен быть тугим.

Обычно утяжеленный мешочек используют в упражнениях для коррекции осанки. В практике упражнения с мешочком используются на начальном этапе в системе работы по развитию тонкой моторики рук. Его удобнее, чем мяч, ловить одной рукой. При падении на пол мяч подпрыгивает и укатывается, что создает лишние затруднения. При работе с мешочком таких неудобств не возникает. Мешочек "льнет" к ладони, ребенок лучше чувствует его в руке.

В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжеленным мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля и др.), темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организацию занятия (под контролем и самостоятельно, дети действуют по одному, в парах).

Примеры некоторые упражнений различной направленности.

Упражнения в перекладывании предмета

1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – руки в стороны – вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.

2. Стойка ноги на ширине плеч, мешочек в правой руке. На счет 1 – руки в стороны; 2 – наклон к правой ноге, не сгибая коленей; переложить мешочек в левую руку за правой пяткой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение (и.п.). То же, но наклон к левой ноге.

3. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1 – руки в стороны; 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – и.п. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

4. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счет 1 – руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – и.п. То же, наклон к правой ноге.

5. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мешочек в левую руку; 3-4 – и.п. То же, но мешочек в левой руке.

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле (жонглирование одним предметом)

1. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.

2. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.

3. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-4 – подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же без паузы, в виде серии бросков.

4. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – подбросить мешочек правой рукой, поймать левой; 3-4 – наоборот.

Упражнения в жонглировании двумя предметами, участвуют обе руки

1. Стойка ноги врозь. В обеих руках по мешочку. Попеременные броски каждой рукой мешочка вертикально вверх и ловля его. То же одновременно двумя руками.

2. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вертикально вверх. За время его полста переложить мешочек из левой руки в свободную правую и освободившейся левой рукой поймать падающий мешочек, выдержать паузу. То же без паузы, сериями (левой рукой ловить, а правой одновременно бросать – "Каскад"; то же, начиная с левой руки).

3. В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вверх по дуге слегка влево, затем после короткой паузы бросок левой рукой мешочка вверх по дуге вправо под первый мешочек, который еще в воздухе (перекрест траекторий), первый мешочек ловит левая рука, а второй – правая, сделать паузу. То же, но бросок начинать левой рукой. То же, но без остановок, непрерывно.

Упражнения в жонглировании двумя предметами, участвует одна рука

1. Стойка ноги врозь. В правой руке два мешочка. Бросок вверх по неширокой дуге наружу сначала первого мешочка с таким расчетом, чтобы успеть переместить кисть навстречу падающему первому мешочку, мягко поймать его и, отведя руку в исходное положение, продолжить броски. То же левой рукой.

2. То же, но бросать мешочки в обратном направлении – по траектории вверх-внутрь. То же левой рукой.

3. В правой руке два мешочка. Быстро перемещая руку вправо и влево, бросать мешочки поочередно вертикально вверх, ловить их и снова бросать вверх. Высота подбрасывания мешочков должна быть одинаковой. То же левой рукой.

Упражнения в жонглировании тремя предметами, участвуют обе руки

1. Стойка ноги врозь. В правой руке два, в левой один мешочек. Перекрестное перебрасывание мешочков. Правой рукой бросать один мешочек вверх по дуге влево, вслед за этим левой рукой бросить мешочек вверх по дуге вправо, успеть подхватить левой рукой первый мешочек. То же быстро повторить правой рукой с третьим мешочком, чтобы успеть принять второй мешочек, брошенный левой рукой, и т.д.

2. "Каскад тремя мячами" – подбрасывание мешочков вверх по дуге влево правой рукой, ловля левой рукой на уровне пояса с последующим быстрым перекладыванием (перебрасыванием) в правую руку. Держа в правой руке два, а в левой один мешочек, выполнить два последовательных броска правой рукой по одной и той же траектории и после этого быстро освободить левую руку, передав мешочек в правую, чтобы поочередно ловить и перекладывать в правую руку падающие мешочки.

Упражнения в бросках и ловле предметов в парах



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Коррекционная педагогика. Возрастная психология

    Учебное пособие >> Психология
    ... существующие определения психического дизонтогенеза. 5. Какие типы ... первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, ... двигательной сферы, речевой патологии. Преобладает недоразвитие всей познавательной деятельности: А ...
  2. Отклонения в психофизическом развитии

    Шпаргалка >> Психология
    ... психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений ... речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности ... патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Умственная отсталость, как форма дизонтогенеза ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой ... психического развития, Психический дизонтогенез, Психология специальная, ... и самой речевой деятельности. Непосредственным предметом речевой деятельности является сознание ...
  4. Клиническая психология как специальность предмет задачи сферы приложения

    Лекция >> Медицина, здоровье
    ... основе этой классификации – классификации дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой и Каннера; ... ). Патология речевой деятельности 1. Афазии Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее ... мозга, возникающие в перинатальный период жизни ребенка, ...
  5. Теория и практика социальной психологии

    Шпаргалка >> Психология
    ... , патология эмбриогенеза. 2 гр. – патология внутриутробного ... речевой деятельности как системы. Своеобразием речевого ... соответствуют 1-4 группам аутистического дизонтогенеза по О.С. Никольской.      ... , внутриутробных и перинатальных вредностей, ранних ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014121532440186