Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Під суспільним (соціальним) вихованням розуміють виховання, яке спрямоване на забезпечення гармонії суспільних і особистих інтересів, балансу між відп...полностью>>
Педагогика->Реферат
Проблеми підвищення ефективності сучасних освітніх систем постійно знаходяться в центрі уваги дослідницьких центрів, обговорюються на міжнародних осві...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
В настоящее время в системе образования традиционные методы контроля за качеством обучения, такие как зачеты, экзамены, коллоквиумы и другие постепенн...полностью>>
Педагогика->Реферат
В шесть лет дети поступают в начальную школу Италии. Первые две ступени школы в Италии - scuola elementare 1 и scuola elementare 2 - бесплатны для все...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Все перечисленные факторы отмечались в анамнезе у детей раннего возраста, распределяясь с различной частотой для каждой группы, и любой из них мог послужить причиной для отклонений в раннем речевом развитии. При сборе акушерского анамнеза учитывали общее соматическое здоровье ребенка раннего возраста и фиксировали перенесенные им на первом году жизни, а также за последние 6 месяцев заболевания и инфекции.

Общая часть анкеты включает сведения: фамилия, имя, отчество ребенка; возраст ребенка; домашний адрес; билингвизм в семье; посещение ребенком детского дошкольного учреждения (с какого возраста); заключения специалистов (педиатра, невропатолога, отоларинголога, окулиста), группа здоровья; жалобы родителей (на речевое развитие ребенка); сведения о родителях и других родственниках (возраст, полная/неполная семья, сколько детей в семье, возраст и пол других детей, данные о предшествующих беременностях абортах, выкидышах, нет ли других детей с речевыми нарушениями, наличие среди ближайших родственников людей с поздними сроками становления речи).

Анализ анамнестических сведений о детях с девиантным речевым развитием подтвердил общепринятое в логопедии мнение о мультифакторной этиологии нарушений речи и показал, что чем старше возрастная группа детей с ЗРР, тем точнее и информативнее неврологические обследования головного мозга, которые позволяют объективно диагностировать функциональные отклонения или минимальные органические поражения нервной системы.

Некоторые внешние патологические признаки, например рахитическая деформация грудной клетки, подтвержденная заключением хирурга-ортопеда, в сочетании с жалобами родителей на бедный лепет, могли служить косвенным указанием на перенесенную ребенком натальную травму шейного отдела спинного мозга. В этом случае на процесс голосообразования оказывают влияние нарушения функции спинального дыхательного центра, слабость мышц диафрагмы при повреждении межреберных мышц, которые внешне проявляются в заметных патологических изменениях формы грудной клетки (А.Ю. Ратнер). Как правило, такие дети дышат поверхностно, у них снижен объем выдоха при общей мышечной гипотонии, что становится особенно заметно в связи с особенностями вокальной структуры лепета, длительный вокализованный выдох явно затруднен.

В ряде других случаев резидуальная неврологическая патология могла проявляться в гипертонусе (гипотонусе, дистонии) мышц кишечника, которые диагностировались на первом году жизни, как диспепсии, частые запоры и т.п., а на втором — как заболевание желудочно-кишечного тракта.

При обследовании отмечались факторы риска в анамнезе, моторном развитии и ранние признаки дизонтогенетических отклонений в речи, что показало: в раннем возрасте дети обладают разным, в частности девочки – более высоким, потенциалом к преодолению или частичной компенсации проблем в развитии. Полученные данные также подтвердили уже известный в детской логопедии факт существенного преобладания мальчиков среди детей с отклонениями в развитии речи.

В младших возрастных группах значительно преобладали маловесные дети по сравнению со стандартным распределением этого показателя среди доношенных новорожденных. Маловесный ребенок не обязательно имеет явные неврологические или соматические заболевания, но этот показатель включили в дифференциально-диагностическую карту, поскольку, как правило, у них любые болезни протекают с более тяжелыми осложнениями, что может оказать косвенное влияние и на формирование важных предпосылок речевой деятельности на первом году жизни. Основные антропометрические данные оценивают с помощью таблиц, которые содержат обобщенные сведения об измеряемых показателях (масса тела, длина тела, окружность головы) физического развития большой группы здоровых детей различного возраста и пола.

Отклонения в физическом развитии проявлялись в виде: повышенной массы тела при нормальной его длине (для мальчиков 4,0-4,4 кг, для девочек 3,8-4,0 кг); сниженной массы тела при нормальной его длине (для мальчиков 2,4- 3,0 кг, для девочек 2,3-3,0 кг).

В дальнейшем эти отличия постепенно сглаживались, приближаясь к стандартным показателям, таким образом, конституциональные особенности доношенных детей со сниженной массой тела при рождении могут до двухлетнего возраста повлиять на динамику усвоения первых слов.

Приведенные экспериментальные данные позволяют по-новому взглянуть на проблему диагностики ЗРР у детей со сниженной массой тела при рождении и более тщательно подойти к организации динамического наблюдения за формирующейся речевой функцией в этих случаях.

ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ (Рахманов В.М.)

Деонтология – это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения работников медицинских и других учреждений по отношению к больным, их семьям и близким. В последнее время, несмотря на то что широко пропагандируется мысль о культуре профессионального труда, допускаются многочисленные нарушения в работе с лицами, страдающими различными патологиями, в частности нарушениями слуха.

Деонтология предполагает знание медицинскими и педагогическими работниками основных принципов психологии личности, возрастных особенностей развивающегося организма, вопросов семейных взаимоотношений, влияния больного ребенка на семью и др.

Так, специалисты, занятые коррекцией нарушений слуха, должны оказывать не только чисто сурдологическую, сурдопедагогическую, логопедическую помощь больным, но и психологическую поддержку как самим больным, так и их семьям.

Долгое время у нас считалось необходимым скрывать диагноз от больных. По нашему мнению, больному надо знать о своем недуге, чтобы вполне сознательно относиться к выполнению врачебных рекомендаций. Однако это знание должно исходить из компетентного источника и сообщаться с необходимой долей такта.

В. А. Скумин методом опроса установил (1984), что большинство детей 10—14 лет, страдающих хроническими телесными недугами, знают о своем диагнозе. Однако отсутствие удовлетворяющих сведений о заболевании подталкивает пациентов к фантазированию, к построению порой весьма причудливых моделей внутренней картины болезни. Положение иногда усугубляется искаженной или неправильно интерпретируемой детьми информацией, получаемой от соседей по палате, от родственников или почерпнутой из популярных передач и изданий. Обнаруживается деонтологическая несостоятельность двойственной тактики, когда врачи убеждают ребенка в том, что он здоров, и в то же время требуют неукоснительно соблюдать диету, режим, назначают неприятные процедуры, настаивая на необходимости лечения.

Работая с больными детьми, страдающими недостатками слуха, и их семьями, считается, что, сообщая больному о его состоянии, нужно учитывать: а) возраст; б) степень тяжести патологии; в) индивидуальные особенности; г) прогноз течения заболевания; д) микросоциальную среду (семейную и внесемейную).

Если больные, и не только они, но и их родители, не представляют себе тяжести заболевания в полной мере и нарушают режим и предписания врачей, необходимо в корректной форме объяснить, что заболевание требует к себе серьезного отношения и небрежность может повести к нежелательным последствиям.

В связи со сказанным мы приведем некоторые наблюдения.

Олег, 3 года. После перенесенной ребенком хирургической операции на сердце мать, желая любыми способами оградить сына от отрицательных эмоций, стремилась внушить ему, что он здоров. Мальчик знал о рекомендациях врачей, но не мог не доверять матери, убеждавшей ребенка, что врачи «неправильно его прооперировали». В результате неосторожности ребенок простужался, часто болел ангиной, бронхитом, вследствие чего болезнь (у больного была диагностирована III степень тугоухости) прогрессировала.

Врачи в силу своей загруженности или, может быть, некомпетентности не всегда придают должное значение беседам с родителями больного ребенка. И в приведенном случае их вина, несомненно, есть: медицинские рекомендации нарушались, так как мать ребенка не получила необходимых разъяснений.

И.И. Присич считает, что педиатр должен сделать все для того, чтобы, завоевав уважение родителей ребенка, сделать их своими союзниками. При обследовании, если состояние ребенка не требует немедленного медицинского вмешательства, необходимо, проявляя такт, выслушать мать и лишь затем задавать вопросы. При необходимости нужно выяснить семейный анамнез, иногда полезно раздельно беседовать с родителями. Врач должен постоянно помнить, что малейшая неточность, невнимательность могут насторожить родителей и поколебать их доверие.

Врачу следует учитывать лабильность детской психики, своеобразие представления ребенка о своей болезни и предусматривать возможные реакции больных на сообщения специалистов. Если стало очевидно, что правильное выполнение всех рекомендаций врачей ведет к значительному улучшению состояния больного, то нужно, не опасаясь, дать точные сведения о заболевании. При бронхиальной астме, например, здоровье ребенка во многом зависит от его активности, и следует предпринять все возможное, чтобы настроить больного на строгое соблюдение общего и лечебного режима.

Если же сообщение о болезни может явиться для ребенка сильной психической травмой, необходимо воздержаться от информирования или же сделать это чрезвычайно осторожно.

В случае, когда у больного злокачественное образование и судьба его предрешена, ему не следует знать о безнадежности своего состояния и нужно сделать все, чтобы оставшуюся жизнь он прожил как можно спокойнее.

Если болезнь ребенка без вреда для его состояния позволяет ему жить полноценной жизнью, а сообщение о ней может вызвать насмешки и оскорбления со стороны сверстников, то фиксировать внимание ребенка на его заболевании не рекомендуется.

Ольга К., 10 лет. Причина заболевания (тугоухость I-II степени) связана с перенесенным бронхитом и полученными при этом ототоксическими антибиотиками. Учится в V классе массовой школы. Потеря слуха произошла, когда девочка училась во II классе. Боясь насмешек одноклассников, она старалась скрыть свою беду. Девочка становится молчаливой. Стесняется переспрашивать, если что-либо не расслышит. По этой причине предпочитает письменные работы устным. С детьми, которых знает давно, поддерживает более тесные отношения, новых знакомств избегает. Часть слов или звуков Ольга считывает с губ, поэтому ей необходимо сначала привыкнуть к собеседнику, к его манере говорить. Ольга хочет, чтобы ее болезнь была как можно менее заметна. Она стремится быть такой же, как и другие дети.

Выдержка из дневника наблюдений матери Ольги:

После установления диагноза – двухсторонний неврит слуховых нервов – нам открылся весь ужас нашего положения. В наш дом вошло горе. Были такие минуты, что я не рада была жизни вообще. С того времени у меня появилась бессонница, раздражительность, постоянное чувство страха за ребенка. Когда я была одна дома, плакала, на работе сотрудники долгое время без особой надобности боялись меня тронуть. Слезы могли появиться в любой момент, без видимых причин. После нервного потрясения я и муж постарели, наверное, лет на десять. Мне кажется, что на этой почве у меня начались неприятности с сердцем, у мужа опять дала знать о себе зарубцевавшаяся язва желудка. Муж тяжело переживал горе, но без видимых эмоций. Вот только стал много курить. У него появились первые седые волосы. По натуре он человек скрытный, не любит говорить о своих чувствах. Мои слезы вызывали у него раздражение. Раньше он был заядлым рыболовом. Я ругала его до Олиной болезни, что он много времени тратит на рыбалку. Сейчас о ней муж не вспоминает. Говорят, что время — лучший лекарь. Прошло уже около трех лет, а наше горе не утихает. Мне кажется, что если нам не помогут вылечить ребенка, то горе будет с нами до конца наших дней.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Коррекционная педагогика. Возрастная психология

    Учебное пособие >> Психология
    ... существующие определения психического дизонтогенеза. 5. Какие типы ... первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, ... двигательной сферы, речевой патологии. Преобладает недоразвитие всей познавательной деятельности: А ...
  2. Отклонения в психофизическом развитии

    Шпаргалка >> Психология
    ... психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений ... речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности ... патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Умственная отсталость, как форма дизонтогенеза ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой ... психического развития, Психический дизонтогенез, Психология специальная, ... и самой речевой деятельности. Непосредственным предметом речевой деятельности является сознание ...
  4. Клиническая психология как специальность предмет задачи сферы приложения

    Лекция >> Медицина, здоровье
    ... основе этой классификации – классификации дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой и Каннера; ... ). Патология речевой деятельности 1. Афазии Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее ... мозга, возникающие в перинатальный период жизни ребенка, ...
  5. Теория и практика социальной психологии

    Шпаргалка >> Психология
    ... , патология эмбриогенеза. 2 гр. – патология внутриутробного ... речевой деятельности как системы. Своеобразием речевого ... соответствуют 1-4 группам аутистического дизонтогенеза по О.С. Никольской.      ... , внутриутробных и перинатальных вредностей, ранних ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012080669403076