Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Дипломная работа
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности В рамках исследования ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
2 1 Визначення шкільної тривожності у дітей молодших класів, визначення співвідношення систем навчальної взаємодії, які впливають на неї Методика «Шка...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Вже багато років психологія вивчає і намагається визначити, що ж таке особистість І не тільки психологія, суспільні і природні науки довгий час намага...полностью>>
Психология->Реферат
Для розуміння природи особистості потрібно з’ясувати співвідношення цього поняття з іншими поняттями, що використовуються як у класичній, так і в суча...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

I.1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности………..………5

I.2.Классификация средств массовой информации…………………...……….10

I.3. Психологические аспекты влияния телеинформации на агрессивность старших дошкольников…....................................................................................15

Вывод по первой главе……………………………………………………...18

Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению воздействия средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников

II.1. Организация и проведение исследования…..………………………….....20

II.2.Анализ результатов исследования………………………………………....23

II.3.Рекомендации для родителей……………………………………………....27

Вывод по второй главе……………………………………………………...29

Заключение………..……………………………………………………….32

Список литературы……….…………………………………………....34

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (средства массовой информации).

Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это старший дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, счерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить диск в DVD-плеер, открыть журнал, или просто нажать кнопку.

Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.

Как сделать так, чтобы в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы исследования, актуальность которого бесспорна.

Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.

Объект исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние средств массовой информации (на примере телеинформации) на проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ заявленной темы;

  2. провести эмпирическое исследование;

  3. разработать рекомендации для родителей.

Гипотеза исследования: можно предположить, что в современных социальных условиях, проявление уровня агрессивности старших дошкольников во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование, обобщение, сравнение.

База исследования: МДОУ №209 г.Ижевска.

Глава I. Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

I.1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности

Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.

Некоторые исследователи агрессию понимают как сильную активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер [2, с.7] говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов [10 с.18] описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.

По форме агрессии подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную.

А. Басс [2, с.8] ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения.

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Патологическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.

А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: [2, с.10]

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).

  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).

  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).

  4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).

  5. Негативизм (оппозиционное поведение).

Ю. Б. Можгинский [13, с.24], в свою очередь, выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии жестокое поведение в какой-то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды.

В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно.

Согласно инстинктивным теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно К. Лоренцу [11, с.68], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне.

В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены вносят свой вклад в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.

Н.Е. Миллер [2, с.13] выдвинул систематизированную модель, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:

  1. силой побуждения к агрессии;

  2. силой факторов, тормозящих данное поведение;

  3. стимульным сходством каждой потенциальной жертвы.

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда.

Агрессия может быть направлена на: [4, с.16]

  • окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)

  • близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку)

  • животных (птиц, кошек, насекомых)

  • себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей)

  • внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества)

  • символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние стиля семейного воспитания на агрессивность детей младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста. Цель исследования: выявить характер влияния различных стилей семейного воспитания на уровень агрессивности детей ... влияния средств массовой информации, в частности телевидения, на агрессивность детей ...
  2. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

    Реферат >> Педагогика
    ... чувства . ГЛАВА 3.Исследование влияния сказок на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста . 3.1Изучение уровня ... сферы у детей старшего дошкольного возраста .Современные малыши достаточно часто бывают агрессивными враждебными к ...
  3. Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации

    Дипломная работа >> Психология
    ... воздействия средств массовой информации и видов воздействия; изучение воздействия СМИ непосредственно на детей; изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей ...
  4. Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Глава I. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста 1.1 Исторические ...
  5. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………… Влияние тревожности на самооценку ребенка………………..……………… Глава II. Эксперементальное исследование влияния уровня тревожности на самооценку детей старшего дошкольного возраста ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019798278808594