Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Шпаргалка
Одни - «общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, ...полностью>>
Право, юриспруденция->Шпаргалка
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты...полностью>>
Право, юриспруденция->Научная статья
В связи с этим заметим, что некоторые ученые полагают, что в современной России имеется три вида (типа) надзора: судебный, прокурорский и администрати...полностью>>
Право, юриспруденция->Дипломная работа
Актуальность темы. Становление основных принципов рыночной экономики в России тесно связано с правовой реформой, проводимой в последнее время. Отношен...полностью>>

Главная > Конспект >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопрос 6. Правовые основы налогового учета

Правовые основы налогового учета определяются Налоговым кодексом РФ.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

(Ст. 313 НК РФ)

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.

Задачи ведения налогового учета:

- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; осуществления налогоплательщиком новых видов деятельности (в учетной политике необходимо отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, должны применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. Первичные учетные документы.

2. Аналитические регистры налогового учета, которые представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, баз распределения (отражения) по счетам налогового учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Данные налогового учета должны отражать непрерывно в хронологическом порядке объекты бухгалтерского учета для целей налогообложения. Формы регистров, порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

НК РФ определяет обязательные для форм аналитических регистров реквизиты (наименование регистра; период (дата) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении и др.) Данные налогового учета могут фиксироваться в таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Основные регистры системы налогового учета, рекомендуемые МНС России (в настоящее время - ФНС России) для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ, были доведены до хозяйствующих субъектов Информационным сообщением МНС РФ от 19 декабря 2001 г.2 В качестве примера приведем:

- регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»;

- регистр-расчет «Учет амортизации нематериальных активов»;

- регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода и т. д.

Перечень не является исчерпывающим. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным показателям.

3. Расчет налоговой базы. Такой расчет за отчетный (налоговый) период выполняется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами соответствующих статей Налогового кодекса РФ.

Контрольные вопросы (ответить устно)

  1. Что такое бухгалтерский учет? Его основные задачи?

  2. Какой вид документов относится к первому уровню правового регулирования бухгалтерского учета.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (выполнить письменно)

  1. Составьте глоссарий основных понятий по первой лекции.

Тема 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ, НАЛОГОВОЙ

И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

План

  1. Понятие и правовое регулирование бухгалтерской отчетности.

  2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности.

  3. Порядок представления бухгалтерской отчетности.

  4. Правовые основы формирования и представления налоговой отчетности.

  5. Правовые основы формирования и представления статистической отчетности.

Вопрос 1. Понятие и правовое регулирование бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

(Ст. 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете»)

Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Кроме того, состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков и бюджетных организаций, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43а

При решении отдельных вопросов составления бухгалтерской отчетности применяются и другие Положения по бухгалтерскому учету: Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32; Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн и др.

Отчетность, разрабатываемая организациями в соответствии с указанными нормативными актами, является внешней, представляемой в соответствующие государственные органы. Соблюдение требования о формировании бухгалтерской отчетности в соответствии с нормами Закона о бухгалтерском учете и Положений по бухгалтерскому учету служит достижению единообразия в этой сфере предпринимательской деятельности, сопоставимости информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Внутренняя бухгалтерская отчетность формируется организацией самостоятельно, без строгой привязки к нормативным актам, исходя в первую очередь из специфики деятельности организации и ее внутренних потребностей.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса организации и служит средством легитимации хозяйственной деятельности за отчетный период, базой для самоанализа.

Она должна давать полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации, результатах ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, которые установлены нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций) перечень и образцы форм бухгалтерской отчетности, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н1. Для страховых организаций эти вопросы решены Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. № 113н2.

При формировании бухгалтерской отчетности следует также руководствоваться изданными Минфином РФ методическими указаниями. В качестве примера приведем Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. № 44н3.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из указанных нормативных актов организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении, а также о финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать дополнительные показатели.

Вопрос 2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности.

Согласно ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, в состав бухгалтерской отчетности организаций, за исключением бюджетных, включаются:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, т. е. дату, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (последний календарный день отчетного периода).

Баланс организации - это самостоятельный баланс юридического лица. В соответствии с законодательством бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс.

Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности.

В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ эта организация, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ. Сводный бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение на отчетную дату группы взаимосвязанных организаций: головной организации, дочерних и зависимых обществ.

В бухгалтерском балансе имущественное и финансовое положение организации представляется данными о хозяйственных средствах – активах и их источниках - пассивах. Долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года) активы и пассивы фиксируются раздельно.

К активам, например, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства.

В составе пассивов учитываются капиталы и резервы организации, заемные средства, кредиторская задолженность и др.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Правовые основы предпринимательской деятельности (2)

    Закон >> Маркетинг
    ... работа по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Работу выполнил: Студент группы ... наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, ...
  2. Правовые основы аудиторской деятельности.Профессиональная и юридическая ответственность аудито

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности 4 Правовые основы аудиторской деятельности ... постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета,составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, ...
  3. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ. Судебная практика по разрешению споров с участием иностранных лиц

    Реферат >> Экономика
    ... вовлечь финансовый сектор в созидательную деятельность. Она формирует правовые основы различных видов межгосударственного лизинга ... подходов при разработке национальных правил бухгалтерского учета в странах СНГ в соответствии с международными ...
  4. Правовые основы государственного и муниципального управления

    Курсовая работа >> Маркетинг
    ... , лицензирования деятельности, сертификации продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности. ... Шевченко  Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие, 2004 2. Правовые основы финансовой деятельности государства и органов ...
  5. Правовые основы оценки недвижимости

    Курсовая работа >> Маркетинг
    ... основы развития оценочной деятельности в России………5 1.1 Развитие оценочной деятельности в России ………………………………..5 1.2 Правовые основы оценочной деятельности ……………………………….11 2 Правовое регулирование оценочной деятельности ... учета, бухгалтерского учета и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013260841369629