Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Медицина, здоровье->Реферат
По ряду соображений термин нельзя считать удачным. Во-первых, возникает неправильное представление о том, что сама операция (точнее отсутствие желчног...полностью>>
Медицина, здоровье->Реферат
Сергей Петрович Боткин был одним из величайших деятелей отечественной медицины, труды которого имеют громадное значение и для нашего времени. В истори...полностью>>
Медицина, здоровье->Кодекс
Рассматривая правовые аспекты допуска к медицинской и фарма деятельности, необходимо определить основные понятия, которыми принято оперировать, обсужд...полностью>>
Медицина, здоровье->Реферат
Пристальное внимание к сколиозу объясняется тем, что при тяжелых формах данного заболевания возникают значительные нарушения в важнейших системах орга...полностью>>

Главная > Реферат >Медицина, здоровье

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Самые опасные пандемии инфекциооных заболеваний в Европе и мире до внедрения вакцинации.

В 1817 г. из Индии в Европу впервые была завезена холера, которая до того времени была распространена только в пределах Юго-Восточной Азии (долины рек Ганг и Брахмапут-ра были эндемичными очагами холеры) . В течение последующего столетия мир потрясли шесть пандемий холеры. Они имели катастрофические последствия для всех'материков земного шара. В XIX в. только в России было восемь эпидемий холеры, в результате которых погибло более 2 млн. человек. Начало изучению этой «новой» для России болезни положили врач-декабрист Н. Г. Смирнов.

Огромный ущерб человечеству нанесли также эпидемии желтой лихорадки и сыпного тифа, столбняк и малярия, дизентерия и гельминтозы.

Однако самыми опустошительными были эпидемии чумы. После второй ее пандемии (1346—1348), вошедшей в историю под названием «черная смерть» и унесшей треть жителей Европы, вспышки чумы периодически повторялись в разных странах мира: Англии (Лондон, 1665), Франции (Марсель и Тулон, 1720—1721), России (Москва, 1654—1655, 1770—1772) и т. д. В 1892 г. в Юго-Восточной Азии зародилась третья пандемия чумы. Выйдя за пределы, континента через портовые города, она в короткие сроки охватила Европу, Африку, Австралию, Северную и Южную Америку. За 10 лет своего погребального шествия третья пандемия чумы унесла более 12 млн человеческих жизней.

Изучение чумы, так же как и других инфекционных заболеваний, было эмпирическим вплоть до второй половины XIX в., когда сформировалась новая наука — бактериология, основоположником которой явился Р. Кох. Бактериология открыла возможности для научно обоснованных противочумных мероприятий, завершившихся полной ликвидацией эпидемий чумы на земном шаре в XX в. Этапами этого. пути являются открытие возбудителя чумы (Г. И. Минх, 1878; А. Иерсен, С. Китазато, 1894), доказательство участия крыс (А. Йер-сен,  1894)    и роли блох    (М. Огата, 1898) в распространении инфекции, разработка учения о природной очаговости (Д. К. Заболотный, 1899) и создание эффективной вакцины против чумы (В. М. Хавкин и др., 1897— 1926).

Таковы основные вехи многовековой борьбы человечества с самыми опасными инфекционными болезнями.

Начиная со второй половины XIX в. эпидемиология и учение об инфекционных болезнях развивались в тесной связи с успехами бактериологии (Л. Пастер, И. И. Мечников, Р. Кох), иммунологии (И. И. Мечников, П. Эр-лих), вирусологии (Д. И. Ивановский) и других медико-биологических дисциплин, а также в связи с началом социально-гигиенических исследований

Открытие возбудителей ряда инфекционных заболеваний (табл. 11) сделало возможным научно обоснованное их изучение и ликвидацию этих заболеваний в масштабах государств, регионов, континентов, а порой и всего земного шара (например, ликвидация оспы).

Отечественные физиологи второй половины XIX века своими открытиями и теоретическими обобщениями обога­тили методы исследований и содержание физиологии, основав ряд физио­логических школ, получивших мировое признание.

Определяющее значение для развития физиологии, пси­хологии и теории медицины XIX и XX вв. имели труды ве­ликого физиолога, мыслителя-материалиста,   ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА СЕЧЕНОВА (1829-1905), создавшего  учение о рефлекторной природе про­цессов, происходящих в головном мозгу.

В физиологических школах Запада были  широко распространены теоретические концепции, в основе которых лежало не научное, а субъективно-идеали­стическое и метафизическое толкование опытных данных и явлений природы. Следует вспомнить кон­цепцию И.Мюллера о существовании некой силы, воодушевляющей органические тела и его «закон о специфиче­ской энергии органов чувств», теорию иероглифов Г.Гельмгольца, учение К.Бернара о невозможности полного позна­ния явлений, происходящих в организме, т.к. управление ими, по К.Бернару,  происходит    непознаваемой жизненной силой, учение Р.Вирхова об организме, как «государстве клеток» и др.   Накопление научных фактов привело к тому, что многие положения западных ученых, не могли быть объяснены с позиций механистического, метафи­зического материализма, в итоге часть физиологов, как пи­сал В.И.Ленин  «... скатилась к реакционной философии, не сумев прямо и сразу подняться от метафизического ма­териализма к диалектическому материализму».

Для работ отечественных  физиологов второй половины XIX века характерной чертой было последовательное отстаивание материалистических позиций под влиянием  философии А.И.Герцена, В.Г.Бе­линского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева.

 Изучение физиологии высших отделов нервной системы было предметом научных исследований И.М.Сеченова.

После работ, обосновавших рефлекторную природу деятельности спинного мозга (Р.Декарт, Прохазка, Е.О.Мухин, Ч.Белл, Ф.Мажанди и др.), настал некоторый застой в исследованиях, объяснявшийся, как указывал И.М.Сеченов в «Авто­биографических записках», тем, что «... с одной стороны, исследованиями Гельмгольца и Дюбуа-Реймона внимание немецких физиологов надолго было отвлечено от нервных центров в сторону более доступных исследованию нервов; с другой стороны,  опыты над головным мозгом у немцев были не в чести, с тех пор, как опыты в этой области Ма­жанди, Лонже, Шиффа (различные перерезки средних час­тей мозга с вытекающими отсюда нарушениями локомоции) дали запутанные и противоречивые результаты». В Герма­нии ходили по поводу этих опытов слова Людвига: «Это все равно, что изучать   механизм часов, стреляя в них из ружья». Для  разработки методо­логии и методики исследований при изучении деятельности головного мозга требовалось провести гигантскую работу по   обобщению накопившихся научных данных. Эту работу выполнили  И.М.Сеченов и И.П.Павлов на  основе  достижений научного естествознания.

 И.М.Сеченов  в  докторской диссертации «Материалы для будущей физиологии алкогольного отравления»(1860),  выдвинул ряд идей, имевших глубокий смысл и большое значение для последующей разработки им учения о природе и механизмах деятельности головного мозга:

- все движения, носящие в физиологии название произ­вольных, суть, в строгом смысле, рефлекторные;

- самый общий характер нормальной деятельности го­ловного мозга (поскольку она выражается движением) есть несоответствие     между возбуждением и вызываемым им действием - движением;

- рефлекторная деятельность головного мозга обширнее, чем спинного;

- нервов, задерживающих движение нет и др.

Он  глубоко про­ник в сущность идей о единстве природы произвольных и непроизвольных движений и пристально изучал ме­ханизмы подавления волей человека некоторых рефлектор­ных актов.

В 1862 году ученый приступил к экспериментально­му исследованию явлений торможения (подавления) реф­лексов. Физиологам того времени  было из­вестно, что воля человека способна задерживать или уско­рять отраженные (рефлекторные) движения. Э.Вебером, в 1845 году, в эксперименте было показано, что после перерезки блуждающего нерва, наблюдаемое учаще­ние сердцебиения сменяется после раздражения перифери­ческого конца перерезанного нерва, замедлением, до полной его остановки.  Он отметил и то, что после отделения спинного мозга от головного, происходит усиление спинномозговых рефлексов, обусловленное, по его мнению, тормозящим влиянием  головного мозга на  деятельность спинного мозга.

«Зная все эти факты, - писал И.М.Сеченов, - могли ли современные физиологи не принять существования в человеческом теле, - именно в головном мозгу, потому что воля действует только при посредстве этого органа, - ме­ханизмов, задерживающих отраженные движения» и далее: «Мысль эта не нашла, однако, работников и шанс воспользоваться ею выпал на мою долю».

Применив свою оригинальную методику исследования, И.М.Сеченов открыл наличие в головном мозге лягушки особых механизмов, подавляющих или угнетающих рефлек­сы, ответные двигательные реакции на получение раз­дражения извне.  Проводя эти опыты, ученый заметил, что при раздражении кристалликом поваренной соли мозга ля­гушки в области разреза зрительных бугров, необходимое время, для отдергивания лапки, т. е. до появления ответной, рефлекторной реакции, увеличивалось. Но, если он раздра­жал кристалликом поваренной соли поперечный разрез в других отделах мозга, то влияние его на время появления реф­лекса не отмечалось. И.М.Сеченов сделал вывод: следо­вательно, в головном мозге имеются центры, которые могут оказывать тормозящее влияние на скорость наступления рефлекторной реакции. Открытый центр получил название «сеченовского» центра, а тормозящее влияние, оказываемое им, стало называться центральным или «сеченовским тормо­жением». Эти опыты И.М.Сеченов проверил на себе: опуская руку в раствор серной кислоты, большим на­пряжением воли он  задерживал рефлекс от­дергивания руки. Ощущение жжения руки прекращалось и не возобновлялось, пока И.М.Сеченов усилием воли поддерживал напряжение мышц. Это подтверждало данные опытов с лягушкой.

Открытие И.М. Сеченовым центра торможения, находящегося в головном мозге, доказывало рефлекторную природу центрального торможения. Изучение в эксперименте  путей и способов осуществления механизмов этого торможения, проливало свет на механизм психической дея­тельности и сознания.  Появилась возможность науч­ного объяснения многообразия рефлекторных актов, пони­мания роли человека в ответных реакциях организма.

Опираясь на экспериментальные данные предшест­венников и на свои исследования центрального торможения, И.М.Сеченов  в январе 1863 года опубликовал в журнале «Медицинский вестник» гениальное произведение «Рефлексы головного мозга», в котором обосновал учение, под знаменем которого, шло все последующее развитие физиологии высшей нервной деятель­ности. Этим учением утвержда­лось торжество материалистических идей в отечественной физиологии и медицине.

­И.М. Сеченов своими трудами доказал, что «все акты сознательной и бессознатель­ной жизни по способу происхождения суть рефлексы», но которые невозможны без начального толчка  нервной системы извне или без раздражений, возникающих внутри организма. Отсюда следует, что психическая деятельность поддерживается и стимулируется действиями не сверхъестественной или какой-либо иной силы, независимой от тела, а силой, которую получают органы чувств от внешних и внутренних раздражителей. Это означало, что произвольные волевые процессы имеют объективную мате­риальную основу. «Первая причина всякого чело­веческого действия лежит вне его», - писал И.М.Сеченов. Явление воли, по И.М.Сеченову, есть функция рефлекторной деятельности головного мозга, вызванная объективными факторами и заключающимися в сознатель­ном регулировании действий человека.

 И.М.Сеченов пришел к выводу, что психическая деятельность невозможна при от­сутствии всех чувствований: «... человек мертво заснув­ший, - пишет Сеченов, - и лишившийся чувствующих нер­вов, продолжал бы спать мертвым сном до смерти». Это «сеченовское» положение  было подтверждено экспериментальным исследованием  в клинике. «Наблюдав­шийся больной в клинике Штрюмпеля (Лейпциг), имевший почти полное поражение всех органов чувств (остались действующими один глаз и одно ухо), действительно все время спал, если ему закрывали действовавшие глаз и ухо».

В учении И.М.Сеченова нашло научное объяснение многооб­разия форм проявления рефлексов. Если «все акты созна­тельной и бессознательной жизни по способу происхожде­ния суть рефлексы», то раздражение, вызванное в оконча­нии чувствующего нерва в элементарном случае, приводит к ответной, двигательной реакции. Но, ответной реакции может и не быть, вследствие влияний, оказываемых со стороны тормозящих механизмов. Следовательно, взаимодействие механизмов торможения и возбуждения головного мозга и периферической нервной системы, силой их влияний на от­ветную реакцию, обусловленной качеством раздражителя, опытом и состоянием организма, определяет все разнообра­зие рефлекторных реакций - от ее полного отсутствия до аффекта и реакции с усиленным окончанием. Это и дало воз­можность И.М.Сеченову правильно понять и объяснить многие сложные психические явления (мысль, намерение, желание), как формы высшей рефлекторной деятельности с угнетенным окончанием, в которой нет внешнего выражения в виде ответной (двигательной) реакции. В мысли, по Сечено­ву, «есть начало рефлекса, продолжение его, и только нет, по-видимому, конца - движения. Мысль есть первые две трети психического рефлекса».

Признавая мысль сложным рефлексом, в котором  задерживалось, тормозилось последнее звено, т. е. дви­жение, И.М.Сеченов пришел к новой и, по тому времени, революционной для науки мысли о том, что не только на­чальный и последний элемент рефлекторного акта подлежит исследованию объективными методами, но и средний элемент его, - то, что носит название психического элемента, - подлежит таким же исследованиям. «Все психические акты, - писал И.М.Сеченов, - совершающиеся по типу рефлексов, должны всецело под­лежать физиологическому исследованию, потому что в об­ласть этой науки относится непосредственно начало их, чувственное возбуждение извне, и конец - движение; но ей же должна подлежать и середина - психический элемент в тесном смысле слова, потому что последний оказывается очень часто, а может быть и всегда, не самостоятельным явлением, как думали прежде, но интегральной частью про­цесса».

До Сеченова исследователи не касались изучения, так называемой «душев­ной деятельности», им казалось, что ее невозможно изучить обычными методами исследования. И.М.Сеченов впервые пока­зал, что «душевная деятельность», в основе которой лежат нервно-рефлекторные процессы, может быть изучена объективными ме­тодами исследования, чем преодолел создававшийся веками барьер между материей и сознанием. И.П.Павлов в связи с этими идеями И.М.Сеченова говорил: «К чести русского ума нужно сказать, что Сеченов первый начал изучение психических явлений».

Обобщая данные своих наблюдений за развитием психи­ческой деятельности у детей, и данные, полученные в экспе­риментальных условиях лаборатории, И.М.Сеченов пришел к заключению, что природа психических явлений опреде­ляется обособлением у человека «трех механизмов, управ­ляющих явлениями сознательной и бессознательной психиче­ской деятельности (чисто отражательного аппарата, меха­низма, задерживающего и усиливающего рефлексы)».

Развитие механизмов, задерживающих и усиливающих рефлексы, в ходе сложных взаимоотношений различных нервных реакций и организма со средой, у ребенка идет от отражательной (рефлекторной),  мышечной реакции на любой раздражитель к сложным психическим рефлектор­ным процессам с усиленным и заторможенным концами и строго дифференцированной двигательной реакцией.

Таким образом, способность задерживать реф­лексы, тормозить внешнее проявление рефлекторной реак­ции, составляющая основу сложного процесса мышления, и умение группировать, дифференцировать свои движения, приобретается человеком в ходе его индивидуальной жизни путем повторения ассоциированных рефлексов.

На конкретных примерах И.М.Сеченовым было  показа­но, что во всех случаях поведение тесно связано с мышеч­ным движением. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеет­ся ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гари­бальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение».

В своих исследованиях и обобщениях И.М.Сеченов исходил из анализа «имевшегося у него перед глазами очень совершенного психического типа», но он ясно себе представлял наличие индивидуальных особенностей нервных аппаратов у детей при рождении их на свет. Однако, уловить эти индивидуальные особенности, как полагал И.М.Сече­нов, задача очень трудная, «потому что в неизмеримом большинстве случаев характер психического содержания на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и только на 1/1000 зависит от индивидуальности»

Исходя  из важнейшей посылки своего учения - признания единства организма и среды - И.М.Сеченов в реше­нии вопроса о путях формирования психического склада че­ловека, придавал решающее значение воспитанию. Он выявил роль влияния на  формиро­вание психической деятельности  внешних многократно повторяющихся раздражителей. «Любовь к природе, великодушие, сострадательность, бескорыстие, равно как ненависть ко всему противоположному, развиваются, конечно, тем же путем, т. е. частым повторением в созна­нии страстных представлений (образных или слуховых это все равно), в которых яркая сторона изображает все пе­речисленные свойства», - пишет И.М.Сеченов. И далее: «... в основе нашего страстного поклонения добродетелям и отвращения от порока лежит ни что иное, как чрезвычайно многочисленный ряд психических рефлексов...»

Воспитание, имеющее своей целью внесение определенного содержания в сознательную деятельность, является, как мы уже отмечали выше, «по Сеченову», решающим в становлении психического склада человека. В связи с этим он писал: «Этим я не хочу, конечно, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы все равно, что дать человеку, рожденному без слухового нерва, слух. Моя мысль следую­щая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспи­тание в европейском обществе делает человека, чрезвычай­но мало отличающимся со стороны психического содержа­ния от образованного европейца»

Этим И.М.Сеченов научно до­казал несостоятельность расистких  теорий о неравенстве людей и о якобы естественном делении их на «высшие» и «низшие» расы.

Учение И.М.Сеченова о нервно-рефлекторных механиз­мах работы головного мозга явилось знаменем материали­стической физиологии и оказало огромное влияние на фор­мирование мировоззрения не только физиологов и врачей, но и широких кругов передовой интеллигенции.

Под влиянием учения И.М.Сеченова о рефлекторной деятельности организма,  физио­логи начали изучать нервно-рефлекторные механизмы  ра­боты разных систем: сердечно-сосудистой, затем пищеварительной и, наконец, психической или высшей нерв­ной деятельности.

К 60-70-м годам XIX века наибольшее внимание в отечественной физиологии привлекала разработка вопросов, связанных с проблемой сердечно-сосудистой деятельности, что было обусловлено несоответствием достигнутых научных пред­ставлений и имевшихся в то время в ходу теорий, сводив­ших деятельность сердца и сосудистой системы к деятель­ности «жизненной силы» или к механической сократитель­ной деятельности клеток.

В 1871 году Ф.В.Овсянниковым было доказано наличие в продолговатом мозгу кролика сосудодвигательного центра. В.Я.Данилевский, в 1873-1876 гг., установил влияние раз­дражения различных участков коры головного мозга на ды­хание и кровообращение. Исследованиями Ф.В.Овсяннико­ва, Н.О.Ковалевского, Н.А.Миславского и их учеников были выявлены центральные механизмы рефлекторной ре­гуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В 1878 году И.П.Павлов доказал рефлек­торную природу поддержания постоянного уровня кровяного давления при гипер- и гиповолемии, а в 1883-1886 гг. им был открыт усиливающий нерв сердца, показано существо­вание  нервных волокон, усиливающих и ослаб­ляющих деятельность сердца. Им было установлено непосредственное влияние усиливающего нерва (открытого им) на мышцу сердца, изменяющего свойства сердечной мышцы -  возбудимость, проводимость, сократимость. Этими исследованиями И.П.Павлова было заложено на­чало учения о трофической функции нервной системы.

Совместными работами Н.А.Миславского и В.М.Бех­терева было доказано, что от коры головного мозга отхо­дят волокна, способные передавать возбуждение к сосудодвигательному центру и к сердцу, которые могут учащать и замедлять его деятельность, повышать или понижать кровяное давление.

Работами этих ученых было установлено наличие дви­гательных центров зрачка, мочевого пузыря, некоторых от­делов пищеварительного тракта, а также центров слюно-  и слезоотделения.

В 1837 году А.С.Догель исследовал и описал окончания чувствительных нервов в различных органах и тканях и,  в частности, в сердце и кровеносных сосудах.

Эти и многие другие открытия, подтверждали рефлектор­ный характер влияния на деятельность внутренних органов высших отделов нервной системы и тем способствовали раз­витию и утверждению в отечественной физиологии и меди­цине идей нервизма, закономерно вытекавших из изучения рефлекторной регуляции деятельности внутренних органов в клинических условиях.

На дальнейшее развитие идей нервизма, составивших основное направление  отечественной физиологии и оказавших наибольшее влияние на разработку теории медици­ны, выдающееся значение имели труды И.П.Павлова по изучению закономерностей высшей нервной деятельности и деятельности пищевари­тельной системы.

Исследованиями И.П.Павлова и его учеников были установлены нервно-рефлекторные механизмы влияния пи­щевых раздражителей на вазомоторы внутренних органов, на вазоконстрикторы периферической кровеносной системы, на работу пищеварительных желез, органов дыхания, на процессы теплообразования и т.д.  Был установлен нервно-рефлекторный меха­низм действия  системы пищеварения и обмена ве­ществ.  Опытами на животных было дока­зано, что блуждающий нерв оказывает влияние на деятельность желудка, вследствие чего увеличивается его секреторная дея­тельность. При этом было установлено, что в зависимости от характера пищевого или вкусового раздражителя (хлеб, молоко, мясо и т. д.) секреторная реакция имеет качествен­ные различия.

Работы И.П.Павлова, поднявшие учение о рефлекторной деятельности ор­ганов пищеварения на более высокую ступень, привели к созданию научной диэтетики (Яроцкий, Зимницкий, Горшков и др.)  и были удостоены в 1904 году Нобелевской пре­мии.

 И.П.Павловым было обосновано учение об условных рефлексах пищеварительной деятельности. Изучение рефлекторной регуляции деятельности желез пи­щеварительного тракта потребовало объяснения факта «пси­хической секреции», вызываемой пищевыми раздражителями, находящимися на расстоянии от животного.  Павлов, опираясь на «сеченовское» положение о рефлекторной при­роде психической деятельности,  пришел к выводу, что и в данном случае исследователь имеет дело с рефлексом, но не  постоянным, а временным, или условным.

Открытие условно-рефлекторной деятельности высших животных организмов ознаменовало собой новую эпоху в изучении  процессов высшей нервной деятельно­сти. С этого времени впервые в истории был обоснован научный метод познания психической деятельности, работы мозга в нормальных условиях его работы. Метод условных рефлексов открыл возможность экспериментальным путем познавать наиболее сложные связи организ­ма с внешней средой.  Метод изучения условных рефлек­сов позволил раскрыть закономерности в деятельности ор­ганизма, как единого  целого.

Главным  в раз­витии физиологии в России во второй половине XIX века, следует считать путь,  от откры­тия И.М.Сеченовым центрального торможения, до развития им учения о рефлекторной природе процессов, происходящих в головном мозгу.

Список использованной литературы.

История ветеринарии. Учебник для ветеринарных ВУЗов и СУЗов. Москва 2010год. 223с.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование кредитного портфеля

    Дипломная работа >> Банковское дело
    ... качества кредитного портфеля. В рамках описанных выше блоков формирования ... веков ... суммы половин величин ... Функциональный и моральный износ, как ... во-вторых, нестабильностью экономических процессов и отсутствием устоявшихся правовых и этических ... свободы./19/ ...
  2. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

    Книга >> Безопасность жизнедеятельности
    ... появилась во второй половине ... условия формирования качеств ЛБТП ... формирования, осуществлялось силовое и моральное ... интернирования[19] ... к борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями; ... на рубеже веков в ... утверждении юридических и этических норм поведения ...
  3. Криминология (4)

    Лекция >> Государство и право
    ... прошлого века ... Одновременно с 19% до 31 ... эпидемий, эпизоотий; ... во время пребывания советских войск в Афганистане. Во второй половине ... формирования; - реализация целевых комплексных программ борьбы ... качестве этических факторов можно отметить низкий моральный ...
  4. Защити себя и свой бизнес

    Книга >> Менеджмент
    ... с начала 19 века. Вспомните ... во второй половине ... мероприятия по борьбе с экономическим ... соблюдения моральных и этических норм. ... формирований и продажных чиновников.      Метод вымогательства - моральное ... - качество, характеризующееся ... эпидемий и эпизоотий.      * ...
  5. Психология и педагогика. Учебное пособие

    Книга >> Педагогика
    ... рубежом во второй половине XX ... педагогики на пороге XXI века. В 2 ч. / ... к 17—19 годам, коры ... и формирование моральности у людей ... правового, морально-этического, психологического, ... эпидемии и эпизоотии и пр ... борьбу нервов»; • особо развитых познавательных качеств ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019559860229492